В данной статье рассматривается система экологического контроля, осуществляемого на государственном уровне в Ямало-Ненецком автономном округе. Приведены и проанализированы статистические данные государственного экологического контроля исследуемой территории.
Ключевые слова: экологическая ситуация, окружающая среда, отходы, попутный нефтяной газ, экологические проблемы.
Экологическая ситуация, с момента развития научно-технического прогресса, заметно ухудшилась. Работа для улучшения ситуации в мире проводиться практически каждым существующим государством. Российская Федерация не стала исключением. Решение экологических проблем и сохранение чистоты природы является одним из преимущественных направлений деятельности государства, и осуществляется на всех уровнях власти и территориальных единицах.
Конституция Российской Федерации устанавливает право ее граждан «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением».
Одной из основных гарантий экологических прав граждан является их осведомленность о состоянии и тенденциях окружающей среды.
Управление отходами производства и потребления продолжает оставаться одной из актуальных экологических проблем Ямало-Ненецкого автономного округа, которой уделяется пристальное внимание.
В структуре отходов производства и потребления, образующихся в автономном округе, преобладают отходы добывающих предприятий (добыча газа), на долю которых приходится 76,9 % всех образующихся отходов, отходов жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства — 11,6 %, других отходов — 11,5 %.
В последние годы, благодаря реализации нескольких программ и исполнению майских указов Президента РФ, наблюдается положительная динамика в экологической ситуации региона.
В первую очередь это связанно с утилизацией и обезвреживанием отходов, а также сокращением объемов образующихся отходов разного происхождения, в том числе направляемых на захоронение.
На сегодняшний день наибольшую опасность для экологии ЯМАО представляют отходы промышленности. Т. к. регион богат природными ископаемыми, при добыче которых регулярно происходят геологические работы, которые не только являются источником бюджетных средств, но и наносят колоссальный ущерб экологической ситуации во всем регионе.
С 2019 года все регионы России в рамках так называемой «реформы отходов» переходят на новую систему управления ТБО [4]. Система основана на работе региональных операторов на территориальной основе. На ЯМАО оператор был определен по итогам конкурса в апреле, которым стала ООО «Инновационные Технологии». Статус регионального оператора присваивается компании на шесть лет. Для реализации реформы в автономном округе была принята «Схема управления территориями отходов на 2016–2025 годы». Кроме того, регион вошел в пятерку лучших регионов России, которые оперативно отреагировали на изменения. В то же время правительство подчеркивает, что, по сути, работа в этом направлении началась гораздо раньше. В 2014 году во всех муниципальных образованиях региона была создана система сбора и транспортировки ТКО, что значительно сократило негативное влияние на экологическую ситуацию регионе.
В настоящее время в муниципалитетах Ямало-Ненецкого автономного округа расположены девять полигонов для отходов, построены четыре мусороперерабатывающих комплекса, 10 объектов нейтрализации и один перерабатывающий завод. Временная утилизация отходов с разрешения муниципальных властей осуществляется на 51 полигоне. В рамках целевой инвестиционной программы ведутся проектно-изыскательские работы и строительство пяти объектов по обращению с отходами в Салехарде, Красноселькупе, Белоярске, Салемале и Панаевске. А подпрограмма «Создание системы управления отходами в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2018–2022 гг». Предусматривает строительство трех мусоросортировочных и перерабатывающих заводов в Салехарде, Новом Уренгое и Ноябрьске [1].
Решение экологических проблем в регионе осуществляется путем реализации региональных программ: «Охрана окружающей среды»; «Энергоэффективность и развитие энергетики, обеспечение качественными ЖКУ населения» и «Развитие лесного хозяйства». Кроме того, в результате научных исследований и экологического мониторинга создана Единая информационно-аналитическая система, позволяющая своевременно выявлять потенциальные угрозы окружающей среде.
Для улучшения качества воздуха проводится модернизация общих конструкций. Например, ТЭК с угля и мазута переформатируется на использование более экологически чистого природного газа. В Ямало-Ненецком автономном округе таких структур насчитывается 244, 170 из которых уже переформатированы и используют в качестве топлива газ [1].
Помимо реализации госпрограмм представители бизнеса также активно участвуют в улучшении экологической ситуации.
Материалы, такие как торф, песок и грунт, используемые при строительстве трассы, дорожные работники добывают в карьерах вдоль будущей дороги. Истощенные карьеры, временные отклонения мостов, лагерей и берегов вдоль строительства мостов — все эти участки подлежат освоению. Затем следует биологическая фаза мелиорации: в почву вносятся удобрения, высаживаются осиновые срезы — для укрепления почвы и посева многолетних трав, т. е., не смотря на сохранение масштабов добычи природных ископаемых, активно началась рекультивация, а сам процесс добычи стал более логичным [2].
Немаловажную роль в улучшении экологической обстановки играют волонтеры. Ежегодно, благодаря организованным акциям, волонтёры собирают и отправляют на переработку пластиковые отходы и металлолом. Так, например, за лето 2018 года волонтерам удалось собрать на острове Вилькицкого 129 тонн металлолома [3].
Однако несмотря на все проводимые меры по улучшению экологической обстановки на территории региона, по-прежнему остро обстоит ситуация с использованием попутного нефтяного газа — НПГ. На таблице 1 отображено количество добытого и использованного НПГ.
Таблица 1
Добыча ииспользование НПГ [4].
Год |
добыча ПНГ |
Использовано НПГ |
Сожжено НПГ |
2016 |
13,5 млрд м3 |
91,5 % |
1 млрд м3. |
2018 |
15,5 млрд м3 |
89,3 % |
1,65 млрд м3. |
2019 |
20 млрд м3 |
86 % |
2,8 млрд м3. |
В целом, за прошедшие шесть лет для защиты лесов ЯНАО власти региона провели лесопатологическое обследование на площади более 35 тыс. га. Для восстановления леса проведена минерализация почвы на площади порядка 3,0 тыс. га. Для сохранности животного мира автономного округа установлено девять мобильных кордонов. Введен запрет на охоту на дикого северного оленя до 2020 года, создано восемь зон покоя водоплавающих птиц в весенний сезон охоты, подобные мероприятия позволили за шесть лет стабилизировать и увеличить численность ключевых видов охотничьих ресурсов: лося с 5,7 тыс. особей до 10,7 тыс., соболя с 8,9 тыс. до 20,9 тыс. и дикого северного оленя с 7,2 тыс. до 9,1 тыс. особей [5].
На основании вышеизложенной информации можно сказать, что, несмотря на существующие проблемы, в целом система государственного экологического контроля в Ямало-Ненецком автономном округе функционирует полноценно, выполняя поставленные Президентом РФ задачи.
Литература:
- Закон Ямало-Ненецкого округа от 29 апреля 2014 года № 23-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Состояние окружающей природной среды и экологические проблемы Ямало-Ненецкого автономного округа [Текст] / В. А. Бешенцев [и др.]. — Екатеринбург: [б. и.], 2008. — 179 с.: ил. — Библиогр.: с. 174–177.
- Газета Комерсантъ https://www.kommersant.ru/doc/3826760
- Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа — официальный сайт https://de.yanao.ru/presscenter/news/5031/
- Электронный фонд правовой и технической документации http://docs.cntd.ru/document/561734623