В статье раскрыта актуальность данной темы, указаны имена педагогов и психологов, которые исследовали тему формирования межличностных отношений, используя сюжетно-ролевые игры, даны рекомендации воспитателям по их организации и руководству играми.
Ключевые слова: сюжет, игровые роли, действия, положительные межличностные отношения, пример.
Педагоги довольно часто говорят о том, что многие дети в дошкольном возрасте испытывают трудности при общении со сверстниками. То есть не могут согласовывать собственные действия в ходе любой деятельности, адекватно выражать симпатию к другим детям.
Педагогически организованное общение дошкольников способствует формированию товарищеских взаимоотношений и взаимопомощи.
В дошкольном возрасте дети в основном играют в сюжетно-ролевые игры. В играх дети учатся понимать других участников игры, сострадать, сопереживать, усваивать нравственные категории, реализуя их в общении. Доказательством данных положений являются работы Р. И. Жуковской, А. П. Усовой.Л, Д. Б. Эльконина, Т. А. Репиной, Р. А. Ивановой и Л. П. Бухтиаровой и др.
Сюжетно-ролевая игра является условной деятельностью; действия в которой связаны с предметами-заместителями, и дети принимают их условно за настоящие. Играя, дети готовятся самостоятельно жить в социуме, «примеряя» на себя жизнь других взрослых людей.
Развитие положительных личностных отношений детей — дошкольников наиболее эффективно при использовании различных сюжетно-ролевых игр, где происходит формирование начальных навыков общения, а также их закрепление. Навыки общения, которые дети формируют в этих играх, они будут переносить и в жизнь [1].
Бытовые сюжетно-ролевые игры: «дочки-матери», «детский сад»; отражающие профессиональный труд взрослых людей: магазин, больница, милиционер, таксист; игры, которые связаны с общественной тематикой: «поездки в колхоз», «полет в космос», «путешествия», «школа» и др
Для многих детей группа в детском дошкольном образовательном учреждении — первое общество, где дети приобретают первые навыки взаимоотношений. Необходимо научить дошкольников жить интересами коллектива, подчиняться большинству, быть доброжелательными к сверстникам [3].
Играя в сюжетно-ролевые игры, дети воспитывают нравственные качества. Коллективная игра способствует развитию организованности и ответственности детей: надо подобрать место где играть, подготовить атрибуты, распределить роли. Закрепляется умение поступать в соответствии с приятыми нормами поведения: например, подать стул, сказать спасибо за услугу и т. д. В игре проявляется воля, ответственность, целеустремленность, упорство в преодолении каких-либо трудностей.
Шестилетки самостоятельно подбирают материал, доводят начатое дело до конца. Игры эффективны в том случае, когда дети самостоятельно ее организуют, руководит ею, умеют подчиняться и помогать друг другу. По-прежнему дети любят играть в дочки-матери, в детский сад, в поликлинику. В них дети проявляют любовь, гуманизм, формируются положительные качества: доброта, забота о других.
В играх с куклами, таких как «День рождения моей куклы», «Встреча гостей» воспитываются гостеприимство, чуткость и доброжелательность.
Воспитатель, руководя игрой, должен показать, как надо приветливо встречать гостей, угощать их. Можно в игру включить игрушку младенца, сопровождая рассказом о том, как ухаживать за младенцем. Так воспитывается нежность, забота о малышах и слабых [4].
В такие игры можно играть большими группами детей, что приводит к развитию коллективистских взаимоотношений. При руководстве сюжетно-ролевой игрой, воспитатель решает такие задачи:
− воспитывает желание и умение играть коллективно;
− воспитывает умение договориться, распределять между собой роли и игрушки, искренне радоваться успехам друзей;
− воспитывает доброжелательное отношение к окружающим, желание сделать им что-нибудь полезное. Учит выбирать тему игры, действовать совместно, помогать друг другу, самостоятельно разрешать возникшие конфликты.
При целенаправленном педагогическом воздействии у детей воспитывается способность к сопереживанию, умение прийти на помощь. Дети начинают использовать доброжелательный тон; по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствовать друг друга, благодарить сверстника и прощаться с ним; в конфликтных ситуациях перестают оскорблять собеседника (пытаются разрешить конфликт сами или обращаться за помощью взрослого); дети перестают перебивать говорящего, а если и перебивают, то не забывают извиниться; понимают эмоциональное настроение партнера (сопереживают); неэтичные выражения партнера вызывают у них неприятие [2].
Литература:
- Запорожец, А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника.- М.: Педагогика, 2008. — 265 с.
- Короткова, Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателей / Н. А. Короткова. — М.: Гном, 2003. — 214 с.
- Мешалкина, Л. Ю. Значение сюжетно –ролевых игр в воспитании личности дошкольника / Дошкольное воспитание, 2011. — № 2. — С. 21–22.
- Эльконин, Д. Б. Психология детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец. — М.: Просвещение. 2005. — 312 с.