В статье автор делится своим опытом работы по организации коррекционно-логопедической работы по пропедевтики дисграфии у старших дошкольников.
Ключевые слова: логопедия, пропедевтика, профилактика, нарушение письма, дисграфия, дошкольное образование.
Проблему, связанную с расстройством письменной речи, исследуют уже более ста лет. Однако в настоящее время многие вопросы по-прежнему остаются мало разработанными и не до конца эффективными.
Нарушения письменной речи делятся на два основных типа. При нарушении рецептивной письменной деятельности отмечаются расстройства чтения (дислексия), при нарушении продуктивного вида — расстройства письма (дисграфия).
Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения [4].
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных, стойких и повторяющихся ошибках, не связанных со знанием правил орфографии и обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [4].
На сегодняшний день коррекционно-логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательной организации, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными видами патологий. Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются большим препятствием для успешного освоения школьной программы по чтению и русскому языку.
Согласно многолетнему изучению этого расстройства известно, что дисграфические ошибки не исчезают самостоятельно, без целенаправленно проведённой работы по их устранению. Ранняя диагностика, пропедевтика и коррекция позволяют увеличить шансы на успешное преодоление нарушений в письменной речи. В большинстве случаев трудности в овладении письма обнаруживаются уже в середине первого класса, и, как правило, сохраняются позднее.
Пропедевтика нарушений письма должна проводиться уже с дошкольного возраста, особенно у детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития, ведь уже тогда у некоторых детей, помимо нарушения звукопроизношения, возникают проблемы с усвоением графем, различением звуков по акустическому признаку, а также несформированность операций анализа и синтеза.
Для пропедевтической работы со старшими дошкольниками была разработана система логопедической работы.
Коррекционная работа с детьми (6–7 лет) состоится из четырёх основных направлений: устранение недостатков устной речи, активизация слухоречевой функции, развитие аналитико-синтетической деятельности, развитие оптико-пространственных представлений (Рисунок 1).
Рис. 1
Реализация первого направления строится с учётом индивидуальных особенностей детей, проводятся параллельно с основной коррекционной деятельностью и включают в себя следующие виды работ: коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие грамматического строя речи [1].
Работа по активизации второго направления заключается в развитии слухоречевой памяти.
Третье направление включает в себя работу по развитию фонематического анализа и синтеза и фонематического восприятия.
Развитие оптико-пространственных представлений представляет собой комплекс заданий по ориентировке в окружающем пространстве, восприятию пространственных отношений между предметами, обучение ориентировке на плоскости.
Развитие фонематического анализа и синтеза осуществляется в три этапа: 1 этап — выработка умения анализировать звуковой состав слов; 2 этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане; 3 этап — овладение в умственном плане операциями фонематического анализа.
Логопедическая работа по развитию фонематического слуха и восприятия реализуется с помощью развития сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи, уточнения слуховой дифференциации, закрепления произносительной дифференциации [2]; [5].
Дифференциация конкретных звуковых пар включает в себя два этапа: 1 этап — уточнение произносительного и слухового образа каждого звука; уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слогов, слов; 2 этап — сопоставление конкретных звуков в произносительном и слуховом плане [3].
Развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи способствовало уточнению слуховых образов звуков, слогов, слов, являлось необходимой предпосылкой развития более высокого уровня восприятия.
Развитие фонематического восприятия, дифференциации фонем в устных и письменных заданиях осуществлялось согласно традиционной методике.
Формирование оптико-пространственных представлений у старших дошкольников проводится по нескольким направлениям.
Для этого предлагается использовать следующие задания:
− дать название недорисованным предметам, перечеркнутым изображениям;
− обозначить изображения предметов, наложенных друг на друга;
− распределить предметные изображения по их реальной величине (для этого необходимо использовать одинаковые по размеру изображения, отличающиеся по величине);
− подбирать картинки к цветовому фону;
− находить определённую фигуру среди других изображений (первое изображение аналогично с предлагаемым, второе — зеркальное отражение);
− дорисовать незаконченные контуры геометрических фигур;
− составление разрезанных на части картинок.
Указанная выше система логопедической работы является систематизированным комплексом, который позволяет эффективно проводить пропедевтическую работу нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
Литература:
- Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 128 с.
- Алексеева, О. С. Различаем звуки и буквы. Картотека заданий логопеда. 1–4 класс / О. С. Алексеева. Санкт-Петербург: КАРО, 2017. — 128 с.
- Ивановская, О. Г. Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у школьников: учебное пособие / О. Г. Ивановская, Н. С. Куликова, О. А. Хвостова, Д. А. Щукина. — Москва: Форум: ИНФА-М, 2016. — 160 с.
- Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 208 с.
- Суслова, О. В. Дисграфия: учусь различать звуки: 1–4 классы / О. В. Суслова, М. В. Мальм. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 62 с.