Об использования метода проектов в обучении и патриотическом воспитании студентов среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Зенгина, М. С. Об использования метода проектов в обучении и патриотическом воспитании студентов среднего профессионального образования / М. С. Зенгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 464-467. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69864/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье в практической плоскости рассматривается возможность использования проектного метода как средства реализации ФГОС по специальностям среднего профессионального образования с точки зрения формирования общих и профессиональных компетенций, организации самостоятельной работы и формирования коллектива через организацию групповой работы.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, компетентностный подход, самостоятельная работа, метод проектов, патриотизм, национально-государственное устройство, федерация.

В настоящее время в особое внимание в системе подготовке специалистов системы среднего профессионального образования уделяется компетентностному подходу и организации самостоятельной работы студентов [1, 2].

Для реализации целей, сформулированных в нормативных актах, целесообразно использовать в работе элементы проектного метода обучения, который позволяет студентам под руководством преподавателей (кураторов) включиться в деятельность по поиску, обработке, систематизации информации и представления готового продукта.

Большое внимание в настоящее время уделяется вопросам формирования патриотизма, который рассматривается, как правило, с точки зрения изучения героического прошлого. Несомненно, это очень важно. Но не менее значимо формировать у студентов понимание того, что патриотизм — это особое чувство к своей Родине, которое базируется на знании и понимании процессов, которые происходят «здесь и сейчас». И гордиться можно не только тем, что было, но и тем, что сегодня: как работают люди, что они создают, чем нам — россиянам можно гордиться.

Поэтому в урочной (обществознание) и во внеурочной деятельности (предметные недели и др.) необходимо уделять внимание современности.

Каждый гражданин России должен знать, что он живет в федеративном государстве, в котором 85 субъектов составляют единое целое территориально, политически и экономически. В условиях современной политической и социально-экономической ситуации знание данных вопросов приобретает стратегический характер и выступает одним из условий политической стабильности российского общества и формирования патриотизма, основанного на знаниях, в том числе, национально-государственного устройства.

Более прочными и осознанными знания будут при условии совместной с учащимися проектной деятельности. Работа над проектом рассчитана на два месяца, ее результат представляется на неделе гуманитарных дисциплин, приуроченной ко Дню принятия конституции (12 декабря).

Студентам предлагается работа по изучению национально-государственного устройства нашего государства в форме реализации проекта, который мы назвали «85» — по количеству субъектов в составе Российской Федерации.

Актуальность данной темы вытекает из следующих фактов, выявившихся в ходе анкетирования студентов первого курса в рамках подготовки к неделе гуманитарных дисциплин в учебном заведении:

− анкетирование, в котором приняли участие 74 человека, показало, что 94,5 % обучающихся не определили форму национально-государственного устройства страны, количество субъектов в составе Российской Федерации не знают 92 % студентов, не смогли указать все виды субъектов и принципы взаимоотношений между субъектами 100 % опрошенных, не смогли назвать федеральные округа, граничащие с Южным федеральным округом 93 % респондентов;

− выпускники учебного заведения среднего профессионального образования должны не только знать, насколько наша страна велика и разнообразна с точки зрения социально-экономической географии, они должны представлять, где, в каких регионах они смогут реализовать себя профессионально.

Работа над проектом «85» имеет важные педагогические цели:

− обучающиеся должны получить представление о России как федеративном государстве, о субъектах Федерации, о федеральных округах;

− развитие у студентов навыков поиска, обработки, систематизации, представления социально-экономической, политической информации; особо — навыки работы c internet ресурсом; развитие познавательного интереса и познавательных способностей: внимания, памяти, речи;

− воспитание национально-государственного самосознания и гордости за свою страну.

Идея проекта состоит в следующем:

студентам предлагается изучить национально-государственное устройство Российской Федерации:

а) на теоретическом уровне (Конституции РФ) [2],

б) практическом: студенты распределяются на группы, каждая из которых изучает субъекты, относящиеся к определенному федеральному округу по схеме; внутри группы создаются микрогруппы, которые изучают отдельные субъекты, входящие в состав федерального округа.

Работа над проектом идет по следующему плану:

− федеральный округ, его географическое положение;

− представитель Президента в федеральном округе, его функции;

− субъекты Российской Федерации, входящие в федеральный округ;

− географическое положение субъектов, входящих в данный округ;

− руководитель субъекта;

− характеристика экономического положения субъекта (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, туризм и пр.),

− «визитная карточка» региона.

Реализация проекта позволит обучающимся не только лучше понять форму национально-государственного устройства и место Краснодарского края (и Южного федерального округа) в составе Российской Федерации, но и даст представление об экономической самодостаточности нашего государства (особенно в условиях политики санкций).

Совместную работу студентов и преподавателя над проектом можно представить поэтапно.

Этап I — подготовительный

Преподаватель

Студенты

Проводит консультации:

1) объясняет суть проекта, его актуальность, цель, задачи;

2) определяет необходимые для работы вопросы, на которых необходимо сосредоточить внимание:

— форма государства (форма правления, политический режим, форма национально-государственного устройства),

— форма национально-государственного устройства: унитарные и федеративные государства; конфедерации;

— территориальное устройство Российской Федерации по Конституции Российской Федерации:

а) юридические виды субъектов,

б) количество субъектов каждого вида,

в) принципы взаимоотношений субъектов между собой и с Федеральным центром,

г) как разграничиваются полномочие

3) формулирует задание и показывает механизм его выполнения:

— повторить вопрос о формах государства, формах национально-государственного устройства, изучить конституционные основы национально-государственного устройства РФ;

— помогает распределиться на группы (по количеству федеральных округов), на микрогруппы внутри основных групп (изучение конкретных субъектов Федерации);

— схема изучения:

— федеральный округ,

— представитель Президента в федеральном округе, его функции;

— субъекты Российской Федерации, входящие в федеральный округ;

— географическое положение федерального округа, субъектов, входящих в данный округ;

— руководитель субъекта,

— характеристика экономического положения субъекта (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и пр.),

— «визитная карточка» региона;

— формулирует критерии результативности работы группы.

В ходе консультации и самостоятельно:

1) знакомятся с проектом, его целью и задачами, 2) повторяют (изучают) вопросы:

— форма государства, — форма национально-государственного устройства,

— территориальное устройство Российской Федерации по Конституции Российской Федерации [2]:

а) юридические виды субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа)

б) количество субъектов каждого вида: республик-22, краев-9, областей -46, городов федерального значения-3, автономных областей -1, автономных округов -4.

в) принципы взаимоотношений субъектов между собой и с Федеральным центром: государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие и другие в соответствии с Конституцией РФ (гл.1, ст. 5, гл. 3)

г) как разграничиваются полномочия между субъектами и Федеральным центром (ст. 71–73) (вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации, к совместному ведению РФ и субъектов, к ведению субъектов (ст.76)).

3) Учащиеся знакомятся с механизмом выполнения проекта, распределяются на группы (в соответствии с количеством федеральных округов; группа — это федеральный округ), микрогруппы создаются внутри группы для изучения конкретного субъекта Федерации; с формой представления результата работы, с «листом самооценки деятельности»; определяют план работы группы и микрогруппы, определяют сроки предоставления информации, оформления работы, ответственных от групп.

Этап II — деятельностный

Преподаватель

Студенты

Контролирует:

— достоверность подобранного материала;

— выполнение заданий в соответствии планом работы;

— соответствие представляемого материала заданной форме.

Оказывает помощь.

Работают с литературой и с internet ресурсами:

— осуществляют поиск информации;

— изучают, анализируют, группируют информацию;

— оформляют материал в таблице;

— оформляют приложения: фото, видео, карты и пр.

— составляют презентацию по изученному вопросу

Оказывают взаимопомощь.

Этап III — оценочный

Преподаватель

Студенты

- организационно обеспечивает проведение внеурочного мероприятия (или занятий);

— анализирует и оценивает работу групп в соответствии с критериями результативности.

- представляют результаты своей деятельности в ходе внеурочного мероприятия (или занятий),

— самостоятельно анализируют и оценивают свою работу и презентацию по заданной схеме, дают анализ работы, проведенной другими группами;

— выбирают группу, которая лучше всех справилась с работой.

К условиям реализации данного проекта можно отнести следующие:

− желание и познавательный интерес студентов,

− группа (микрогруппа) — как мотивационный и организационный ресурс,

− навыки работы с литературой, в том числе, периодической печатью, картами, с internet ресурсами, в том числе, статистическими материалами;

− актуализация знаний за курс основной школы по обществознанию, истории, физической и социально-экономической географии;

− сформированность базовых общеучебных навыков: сбор и анализ информации, систематизация материала (в т. ч. в табличном варианте).

Изучение современности по данной проблематике на основе проектного метода дает возможность студентам, получить представление о современном национально-государственном устройстве России, освоить программный материал по обществознанию и социально-экономической географии, совершенствовать учебные навыки, навыки индивидуальной и групповой работы; осваивать общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования, реализуемым в образовательном учреждении. Такая форма взаимодействия студента с преподавателем способствует становлению субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, а основной предмет собственно педагогической деятельности в процессе проектирования — это «умение поставить студента в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков» [28, с.172].

Организация такой работы в первые учебные месяцы способствует установлению контактов, связей и взаимоотношений студентов в учебных группах и в учебном заведении в целом.

Данная работа позволяет преподавателю лучше узнать контингент обучающихся первого курса, осуществлять постоянную обратную связь, организовать самостоятельную работу студентов; через координацию групповой работы сформировать устойчивые связи в только что созданном коллективе, а также дает возможность увидеть каждого студента в деле; кроме того, это форма индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

О значении проектировочной деятельности в противопоставлении ее традиционной для личностного и профессионального развития педагога В. П. Бедерханова, транслируя готовые образцы, педагог «тем самым закрывает и свою собственную личность от нового опыта, от других, а значит, и от самого себя, что останавливает его саморазвитие, рост профессионального творчества и мастерства» [28, с. 176].

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изм. 2019 г. [Электронный ресурс]: (дата обращения:05.11.2019). https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/
  2. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 486 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 № 32885) [Электронный ресурс]: (дата обращения: 05.11.2019). http://www.osu.ru/docs/fgos/spo/21.02.05.pdf
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) [Электронный ресурс]: (дата обращения: 18.12.2019). https://www.garant.ru/doc/constitution/
  4. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография.- Краснодар, 2001. — 220 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, национально-государственное устройство, профессиональное образование, федеральный округ, группа, округ, работа, студент, субъект, Федеральный центр.


Похожие статьи

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Изучение профессионального русского языка как важнейшее средство в овладении избранной специальностью

В статье представлено содержание тем из примерной учебной программы по профессиональному русскому языку с общей краткой характеристикой. Подчеркивается роль терминологии в формировании языковой базы, необходимость тщательного отбора текстового матери...

Проектная деятельность как средство мотивации к военно-профессиональному самоопределению нахимовцев

В статье рассматривается формирование военно-профессионального самоопределения посредством апробации субъектно-деятельностного подхода, а именно через реализацию проектной деятельности. В материале описывается воспитательный потенциал проекта «Истори...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации школьников в условиях образовательного кластера

В статье описывается система профессиональной ориентации школьников в рамках реализации инновационного проекта. Описывается кластерный подход в сфере образования. Анализируются полученные социально-психологические данные профессиональных предпочтений...

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста

В статье рассмотрены основные принципы организации и развития студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущего специалиста. Описаны направления работы координаторов студенческого самоуправления из числа препода...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности

В данной статье рассматривается экологическое проектирование школьников и его возможности в формировании патриотических качеств личности. Значительное внимание уделяется организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Обобще...

Похожие статьи

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Изучение профессионального русского языка как важнейшее средство в овладении избранной специальностью

В статье представлено содержание тем из примерной учебной программы по профессиональному русскому языку с общей краткой характеристикой. Подчеркивается роль терминологии в формировании языковой базы, необходимость тщательного отбора текстового матери...

Проектная деятельность как средство мотивации к военно-профессиональному самоопределению нахимовцев

В статье рассматривается формирование военно-профессионального самоопределения посредством апробации субъектно-деятельностного подхода, а именно через реализацию проектной деятельности. В материале описывается воспитательный потенциал проекта «Истори...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации школьников в условиях образовательного кластера

В статье описывается система профессиональной ориентации школьников в рамках реализации инновационного проекта. Описывается кластерный подход в сфере образования. Анализируются полученные социально-психологические данные профессиональных предпочтений...

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста

В статье рассмотрены основные принципы организации и развития студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущего специалиста. Описаны направления работы координаторов студенческого самоуправления из числа препода...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности

В данной статье рассматривается экологическое проектирование школьников и его возможности в формировании патриотических качеств личности. Значительное внимание уделяется организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Обобще...

Задать вопрос