В статье в практической плоскости рассматривается возможность использования проектного метода как средства реализации ФГОС по специальностям среднего профессионального образования с точки зрения формирования общих и профессиональных компетенций, организации самостоятельной работы и формирования коллектива через организацию групповой работы.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, компетентностный подход, самостоятельная работа, метод проектов, патриотизм, национально-государственное устройство, федерация.
В настоящее время в особое внимание в системе подготовке специалистов системы среднего профессионального образования уделяется компетентностному подходу и организации самостоятельной работы студентов [1, 2].
Для реализации целей, сформулированных в нормативных актах, целесообразно использовать в работе элементы проектного метода обучения, который позволяет студентам под руководством преподавателей (кураторов) включиться в деятельность по поиску, обработке, систематизации информации и представления готового продукта.
Большое внимание в настоящее время уделяется вопросам формирования патриотизма, который рассматривается, как правило, с точки зрения изучения героического прошлого. Несомненно, это очень важно. Но не менее значимо формировать у студентов понимание того, что патриотизм — это особое чувство к своей Родине, которое базируется на знании и понимании процессов, которые происходят «здесь и сейчас». И гордиться можно не только тем, что было, но и тем, что сегодня: как работают люди, что они создают, чем нам — россиянам можно гордиться.
Поэтому в урочной (обществознание) и во внеурочной деятельности (предметные недели и др.) необходимо уделять внимание современности.
Каждый гражданин России должен знать, что он живет в федеративном государстве, в котором 85 субъектов составляют единое целое территориально, политически и экономически. В условиях современной политической и социально-экономической ситуации знание данных вопросов приобретает стратегический характер и выступает одним из условий политической стабильности российского общества и формирования патриотизма, основанного на знаниях, в том числе, национально-государственного устройства.
Более прочными и осознанными знания будут при условии совместной с учащимися проектной деятельности. Работа над проектом рассчитана на два месяца, ее результат представляется на неделе гуманитарных дисциплин, приуроченной ко Дню принятия конституции (12 декабря).
Студентам предлагается работа по изучению национально-государственного устройства нашего государства в форме реализации проекта, который мы назвали «85» — по количеству субъектов в составе Российской Федерации.
Актуальность данной темы вытекает из следующих фактов, выявившихся в ходе анкетирования студентов первого курса в рамках подготовки к неделе гуманитарных дисциплин в учебном заведении:
− анкетирование, в котором приняли участие 74 человека, показало, что 94,5 % обучающихся не определили форму национально-государственного устройства страны, количество субъектов в составе Российской Федерации не знают 92 % студентов, не смогли указать все виды субъектов и принципы взаимоотношений между субъектами 100 % опрошенных, не смогли назвать федеральные округа, граничащие с Южным федеральным округом 93 % респондентов;
− выпускники учебного заведения среднего профессионального образования должны не только знать, насколько наша страна велика и разнообразна с точки зрения социально-экономической географии, они должны представлять, где, в каких регионах они смогут реализовать себя профессионально.
Работа над проектом «85» имеет важные педагогические цели:
− обучающиеся должны получить представление о России как федеративном государстве, о субъектах Федерации, о федеральных округах;
− развитие у студентов навыков поиска, обработки, систематизации, представления социально-экономической, политической информации; особо — навыки работы c internet ресурсом; развитие познавательного интереса и познавательных способностей: внимания, памяти, речи;
− воспитание национально-государственного самосознания и гордости за свою страну.
Идея проекта состоит в следующем:
студентам предлагается изучить национально-государственное устройство Российской Федерации:
а) на теоретическом уровне (Конституции РФ) [2],
б) практическом: студенты распределяются на группы, каждая из которых изучает субъекты, относящиеся к определенному федеральному округу по схеме; внутри группы создаются микрогруппы, которые изучают отдельные субъекты, входящие в состав федерального округа.
Работа над проектом идет по следующему плану:
− федеральный округ, его географическое положение;
− представитель Президента в федеральном округе, его функции;
− субъекты Российской Федерации, входящие в федеральный округ;
− географическое положение субъектов, входящих в данный округ;
− руководитель субъекта;
− характеристика экономического положения субъекта (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, туризм и пр.),
− «визитная карточка» региона.
Реализация проекта позволит обучающимся не только лучше понять форму национально-государственного устройства и место Краснодарского края (и Южного федерального округа) в составе Российской Федерации, но и даст представление об экономической самодостаточности нашего государства (особенно в условиях политики санкций).
Совместную работу студентов и преподавателя над проектом можно представить поэтапно.
Этап I — подготовительный
Преподаватель |
Студенты |
Проводит консультации: 1) объясняет суть проекта, его актуальность, цель, задачи; 2) определяет необходимые для работы вопросы, на которых необходимо сосредоточить внимание: — форма государства (форма правления, политический режим, форма национально-государственного устройства), — форма национально-государственного устройства: унитарные и федеративные государства; конфедерации; — территориальное устройство Российской Федерации по Конституции Российской Федерации: а) юридические виды субъектов, б) количество субъектов каждого вида, в) принципы взаимоотношений субъектов между собой и с Федеральным центром, г) как разграничиваются полномочие 3) формулирует задание и показывает механизм его выполнения: — повторить вопрос о формах государства, формах национально-государственного устройства, изучить конституционные основы национально-государственного устройства РФ; — помогает распределиться на группы (по количеству федеральных округов), на микрогруппы внутри основных групп (изучение конкретных субъектов Федерации); — схема изучения: — федеральный округ, — представитель Президента в федеральном округе, его функции; — субъекты Российской Федерации, входящие в федеральный округ; — географическое положение федерального округа, субъектов, входящих в данный округ; — руководитель субъекта, — характеристика экономического положения субъекта (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и пр.), — «визитная карточка» региона; — формулирует критерии результативности работы группы. |
В ходе консультации и самостоятельно: 1) знакомятся с проектом, его целью и задачами, 2) повторяют (изучают) вопросы: — форма государства, — форма национально-государственного устройства, — территориальное устройство Российской Федерации по Конституции Российской Федерации [2]: а) юридические виды субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа) б) количество субъектов каждого вида: республик-22, краев-9, областей -46, городов федерального значения-3, автономных областей -1, автономных округов -4. в) принципы взаимоотношений субъектов между собой и с Федеральным центром: государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие и другие в соответствии с Конституцией РФ (гл.1, ст. 5, гл. 3) г) как разграничиваются полномочия между субъектами и Федеральным центром (ст. 71–73) (вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации, к совместному ведению РФ и субъектов, к ведению субъектов (ст.76)). 3) Учащиеся знакомятся с механизмом выполнения проекта, распределяются на группы (в соответствии с количеством федеральных округов; группа — это федеральный округ), микрогруппы создаются внутри группы для изучения конкретного субъекта Федерации; с формой представления результата работы, с «листом самооценки деятельности»; определяют план работы группы и микрогруппы, определяют сроки предоставления информации, оформления работы, ответственных от групп. |
Этап II — деятельностный
Преподаватель |
Студенты |
Контролирует: — достоверность подобранного материала; — выполнение заданий в соответствии планом работы; — соответствие представляемого материала заданной форме. Оказывает помощь. |
Работают с литературой и с internet ресурсами: — осуществляют поиск информации; — изучают, анализируют, группируют информацию; — оформляют материал в таблице; — оформляют приложения: фото, видео, карты и пр. — составляют презентацию по изученному вопросу Оказывают взаимопомощь. |
Этап III — оценочный
Преподаватель |
Студенты |
- организационно обеспечивает проведение внеурочного мероприятия (или занятий); — анализирует и оценивает работу групп в соответствии с критериями результативности. |
- представляют результаты своей деятельности в ходе внеурочного мероприятия (или занятий), — самостоятельно анализируют и оценивают свою работу и презентацию по заданной схеме, дают анализ работы, проведенной другими группами; — выбирают группу, которая лучше всех справилась с работой. |
К условиям реализации данного проекта можно отнести следующие:
− желание и познавательный интерес студентов,
− группа (микрогруппа) — как мотивационный и организационный ресурс,
− навыки работы с литературой, в том числе, периодической печатью, картами, с internet ресурсами, в том числе, статистическими материалами;
− актуализация знаний за курс основной школы по обществознанию, истории, физической и социально-экономической географии;
− сформированность базовых общеучебных навыков: сбор и анализ информации, систематизация материала (в т. ч. в табличном варианте).
Изучение современности по данной проблематике на основе проектного метода дает возможность студентам, получить представление о современном национально-государственном устройстве России, освоить программный материал по обществознанию и социально-экономической географии, совершенствовать учебные навыки, навыки индивидуальной и групповой работы; осваивать общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования, реализуемым в образовательном учреждении. Такая форма взаимодействия студента с преподавателем способствует становлению субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, а основной предмет собственно педагогической деятельности в процессе проектирования — это «умение поставить студента в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков» [28, с.172].
Организация такой работы в первые учебные месяцы способствует установлению контактов, связей и взаимоотношений студентов в учебных группах и в учебном заведении в целом.
Данная работа позволяет преподавателю лучше узнать контингент обучающихся первого курса, осуществлять постоянную обратную связь, организовать самостоятельную работу студентов; через координацию групповой работы сформировать устойчивые связи в только что созданном коллективе, а также дает возможность увидеть каждого студента в деле; кроме того, это форма индивидуализации учебно-воспитательного процесса.
О значении проектировочной деятельности в противопоставлении ее традиционной для личностного и профессионального развития педагога В. П. Бедерханова, транслируя готовые образцы, педагог «тем самым закрывает и свою собственную личность от нового опыта, от других, а значит, и от самого себя, что останавливает его саморазвитие, рост профессионального творчества и мастерства» [28, с. 176].
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изм. 2019 г. [Электронный ресурс]: (дата обращения:05.11.2019). https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/
- Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 486 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 № 32885) [Электронный ресурс]: (дата обращения: 05.11.2019). http://www.osu.ru/docs/fgos/spo/21.02.05.pdf
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) [Электронный ресурс]: (дата обращения: 18.12.2019). https://www.garant.ru/doc/constitution/
- Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография.- Краснодар, 2001. — 220 с.