Целью исследования заключается в выявлении значения предпринимательства, в развитии экономики страны учитывая опыт зарубежных стран. В процессе исследования были приведены статистические данные и комплекс существующих базовых методов таких как; метод анализа и синтеза, наблюдения и аналогии.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, предприятие, правительство КР, поддержка предпринимательство, перспективы развития.
The aim of the study is to identify the importance of entrepreneurship, in the development of the country's economy, taking into account the experience of foreign countries. During the study, statistical data and a set of existing basic methods such as; method of analysis and synthesis, observation and analogy.
Key words: small and medium-sized enterprises, enterprise, government of the Kyrgyz Republic, support for entrepreneurship, development prospects.
На фоне экономических колебаний и интеллектуальных открытий за прошедшие десятилетия хотелось бы прояснить, какую роль играет наша страна в мировых экономических процессах. Кыргызская Республика приняла свою независимость и предстала на мировой арене в 1991 году. Сейчас же, после трех десятков лет ситуация обстоит не лучшим образом для страны. На 2019 год ВВП страны составил 8,428 млрд.$. Доля промышленного производства составляет 19,5 % с учетом золотодобывающей компанией «Кумтор», доля которой в этой сфере 40 %. Рост ВВП страны составляет 4,5 % он превысил на 0,7 % чем в 2018 году, но и не маловажным является и то, что мировой рост ВВП составил 2,6 % (самым низким показателем за 10лет) [1]. Учитывая инфляцию в 4,1 % то этот рост скорее всего окажется не таким уж и привлекательным. Также если взять демографический фактор, то тут ситуация обостряется. Ежегодный темп прироста населения в мире 1,1 %, а в Кыргызстане этот рост составляет 2 %, фактический каждый год количество трудоспособного населения повышается, чем в других странах. По прогнозу министерства экономики экономический рост в последующие годы будет равен приблизительно таким показателям. Возможно, не для кого, не секрет что Кыргызстан остается зависимым от импорта. Согласно данным Нацстаткома на 2019 год внешнеторговый оборот Кыргызстана составил более 7,2 млрд.$ а экспорт составляет около 2 млрд.$ то есть в 3,5 раза меньше. Исходя, из всех вышеперечисленных проблем с развитием экономики Кыргызстану необходимы пути решения этих проблем. И делать акцент на перспективные планы развития в целом.
В экономике страны одним из ключевых факторов влияющее на ее развитие является сектор малого предпринимательство, это наглядно нам демонстрируют развитые страны. По данным Нацстаткома доля малого и среднего предпринимательство в ВВП страны составила 39,9 %, что относительно выше на 2.2 % больше, чем в 2018 году. В развитых странах этот показатель на много выше (Италия — 80 %, Китай и Япония — 60 %, Франция — 56). В Кыргызской Республике осуществляет свою деятельность более 14400 предприятии малого типа и 800 предприятии среднего типа. И свыше 410 тысяч индивидуальных предпринимателей, согласно Нацстаткому. Программа действий по государственной поддержке малого предпринемательства в Кыргызской Республики на 1998 1999 гг. Утвержденная правительством Кыргызской Республики от 21 апреля 1998 года № 206. Согласно данным приведенным министерством Юистиции именно с этого момента началась глобальная поддержка малого предпринемательства в Кыргызской Республики. В 1997 году согласно оценночным данным доля данного сектора в производимом ВВП составила 34,1 %, а на 1998 год общее количество зарегестрированных малых предприятий соствляло 8178.
Судя, по приведённым данным можно сказать за два десятка с лишним лет количество предприятий выросло на 29,6 %. На сегодняшний день, суммируя общее количество все предприятия этого сектора, то на одно предприятие в нашей стране приходится 16 человек. В Казахстане этот показатель равен 13,6 человек, а в Южной Корее 14,3. Учитывая тот факт, что население Казахстана и Южной Кореи во много раз превышает население Кыргызстана, и то, что доля индивидуальных предпринимателей одна из самых высоких во всей Азии. Можно сделать вывод, что вышеперечисленные данные исчерпываются на практике.
В мировой практике применим индекс легкости ведения бизнеса. Этот индекс может сопоставить простату предпринимательской деятельности между странами. Этот индекс был разработан в 2003 году и ведется уже 17 лет подряд. Индекс на сегодняшний день публикуется всемирным банком, складывается как рейтинг и называется DOING BUSSINES [2]. Он состовляется на основе 10 индикотров регулирование предпринемательской деятельности которое учитывает стоимость и время выполнения предпринемателем требований государство по регистрации нового предприятия, ведению торговых операции,обеспечению исполнение контрактов, и т. д. При этом в данном рейтинге не учитывается такие показатели как,качество инфраструктуры, мнение инвесторов, классификация рабочей силы, безопасность и уровень корупции в стране. Это говорит о том что рейтинг не собран на политических аспектах а основываясь на государственном регулировании.
Также осбенно важной проблемой является поддержка предпринимательства в стране, как мы знаем человек учится на своих ошибках а умный и на других. Так что для нас будет оптимистичнее изучить и стратегию других стран. Все развивающиеся страны ставят перед собой задачу увеличения доходов населения, развития экономики и перехода в статус развитых государств. Однако лишь немногим это удается. Примером для нас могут служить так называемые “азиатские тигры” эти страны сьраны могли за короткое время перепрыгнуть из стран третьего мира к развитым странам. Эти страны выделяются с очень высоким скачком экономики, к ним можно отнести и Китай и Японию но эти страны начинали этот путь с более развитой экономикой. Итак, в чем заключается их прорыв в экономике, тут можно выделить два сценария:
Когда производственная структура имеет расширенный ассортимент и является конкурентоспособным на международном уровне это страны (Китай, Южная Корея, Тайвань и Япония)
Когда создаются экономические сервисы и превращаются в региональные финансовые центры как станы (Сингапур и Гонконг) [3].
Страны, которые использовали первый способ развития, является способом сочетания планирования, субсидирования и протекционизма национальных производителей, чтобы содействовать их развитию и становиться конкурентоспособными вначале на национальном уровне, а затем и в мировом масштабе. Страны, которые выбрали второй сценарий выбравшие путь создания сервисных экономик, обеспечили максимально благоприятные условия для привлечения международных финансовых потоков, открытости экономик, создания необходимой финансовой и логистической инфраструктуры, стабильных правил игры.
Поддержка отечественных производителей — это не столь редкое явление в мировой практике. Стимулируя отечественную промышленность и защищая производителей мерами протекционизма, первая группа создала условия развития предприятий на национальном уровне. Смыслом данной политики является то, что менее развитые страны не могут конкурировать с более развитыми странами. И поэтому для того, чтобы достичь такого уровня необходимо для начало нужно защитить и поддержать своих отечественных предприятий. В истории такую политику ведения экономики вели страны Западной Европы в 19 веке, такую же политику применили и «Азиатские тигры» в их числе Япония и Китай. Основной упор делается на увеличение ассортимента продукции, которая могла бы продаваться и в других странах. В продукции, которая пользовалась огромной популярностью и в которой нуждались за рубежом в большом количестве.
Именно продажи на международном уровне служат механизмом обратной связи, посредством которого государство могло оценить, приближаются ли опекаемые им промышленные предприятия к мировым стандартам и насколько эффективно они использовали государственную поддержку. Подделать показатели экспорта сложно, чем уровень дохода, получаемой прибыли и количеством рабочих мест. Поэтому, если предприятия теряла, своих клиентов и экспорт данного предприятия снижался, то оно быстро теряла поддержку со стороны правительство. Например, в Южной Корее каждый отчетный месяц предприятие отчитывалось об экспортируемой продукций. Если экспорт данного предприятия не наращивал объемы, то она быстро лишалось возможности получения кредита гарантийным фондом, который выдавал кредиты от 10 до 19 % [4]. В Тайване каждый год разрабатывается план поддержки малого и среднего предпринимательство. Согласно этому плану те предприятия, которые добивались успеха в экспорте, то они получали, в качестве вознаграждения денежные субсидия и очень удобные налоговые льготы. Что в свою очередь является очень сильным мотивирующим компонентом для большого числа предпринимателей.
Еще одной ключевой особенностью является то, что официальная поддержка отечественной промышленности сопровождалась передачей ключевых управленческих функций, касательно промышленной политики и внешней торговли, в ведение одного ответственного правительственного учреждения. В Японии это было министерство внешней торговли и промышленности, в Южной Корее — департамент экономического планирования, на Тайване — бюро индустриального развития, в Китае — национальная комиссия по развитию и реформам. Иначе говоря, зарубежный опыт для страны является отличным примером для подражания для того чтобы кыргызская Республика достигла таких же высот нам необходимо придерживаться стратегии развития как в этих странах.
На сегодняшний день правительство в целях увеличения количество предпринимательской базы в стране принимает определенные меры для их правовой защиты и поддержки. Такими являются;
Закон Кыргызской Республики «О защите прав предпринимателя» от 1 февраля 2001 года № 15 (В редакции Законов КР от 1 декабря 2008 года № 249, 30 июля 2013 года № 178, 16 апреля 2015 года № 83, 6 июня 2017 года № 98, 28 июля 2017 года № 152) [5]
Закон Кыргызской Республики «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 25 мая 2007 года № 73. [6]
Также Правительство Кыргызской Республики осуществляет свою поддержку через указы Президента Кыргызской Республики, постановлениями Правительства, нормативно-правовыми актами местной государственной администрацией, а также органами местного самоуправления.
В 1994 году была создана Торгово-промышленная палата Закон Кыргызской Республики «О торгово-промышленной палате Кыргызской Республики» от 13 апреля 1994 года N 1460-XII (Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 13 апреля 1994 года N 1461-XII). Главная задача ТПП КР является содействие созданию благоприятных условий развития для предпринимателей.
В 2019 году создан новый гарантийный фонд. Закон Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике» от 12 апреля 2019 года № 45. В этом году был создан новый гарантийный фонд, который является инструментом поддержки предпринимательство правительством. Уже многие годы международные организации, такие как ПРООН, Всемирный Банк и USAID поддерживали вместе с этими фондами развития и правительством Кыргызской Республики неоднократно поддерживали малые и средние предприятия. Залогом таких усилий может стать успешный рост малых и средних предприятий, который очень важен для экономического роста страны и благосостоянию страны в целом.
Перспективой для предпринимателей и правительства страны является благоприятное географическое местоположение. Мировой опыт показывает, что экономического роста невозможно достичь без промышленного сектора особенно на первоначальном цикле. Поэтому нужно сфокусировать свое внимание на развитии промышленного сектора, именно промышленный сектор является слабым звеном в нашей экономике. На первоначальном этапе необходимо будет привлечь финансовые, интеллектуальные и трудовые ресурсы в горнодобывающую и металлургическую промышленность. Земельные реформы могут сильно повлиять для сельских и фермерских хозяйств. Кстати, развитие фермерских хозяйств может быть актуальной только в Кыргызстане. Производство мясо мелко рогатого скота очень привлекательно идея возможности пасти около 7,1 млн. мелко рогатого скота Кыргызстан может поставлять мясо, во все регионы центральной Азии, являясь крупнейшим поставщиком мясо. Не будет и лишним и то, что увеличение фермерских хозяйств может повлиять на рост сельско-хозяйствующих субъектов. Таким образом, включая цепную реакцию вслед за увеличением фермерских хозяйств пойдут, и другие промышленные сферы. Увеличив свою долю на мировой арене, бренды высококачественной продукции, производимой в Кыргызстане, обеспечит высокую репутацию стране.
Исходя из вышеперечисленных актуальных проблем в стране и перспективных возможностей, можно сделать выводы.
- Экономическое положение в стране в целом зависит от эффективности функционирования малого и среднего предпринимательство.
- Опыт зарубежных стран показывает, насколько эффективной оказалась поддержка малого и среднего предпринимательство.
- Правительство осознает значение малого и среднего предпринимательства и в целях увеличение количество МСБ предпринимает решительные меры.
- В Кыргызстане есть отличительные черты, которые можно использовать как перспективный путь развития естественно при поддержке предпринимательства правительством страны
Литература:
- ВВП КР. Национальный статистический комитет КР. http://www.stat.kg/stat.files
- Ease of Doing Business rankings. The World Bank. https://www.doingbusiness.org/en/rankings
- Аналитическое исследование «Кыргызстан. Десятилетия экономического отставания: что нужно для прорыва?". ЦППИ КР. 20.042019. http://www.center.kg/article/256
- Поддержка МСБ в Азии. Интегрированный центр поддержки Кореи. http://www.kosmes.or.kr/sbc/SH/EHP/SHEHP001M0.do
- Закон КР «О защите прав предпринимателя» от 1 февраля 2001 года № 15. Конституция КР. 01.02.2001.
- Закон Кыргызской Республики «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 25 мая 2007 года № 73. Конституция КР 25.05.2007.