Копинг-стратегии подростков с аддиктивной и делинквентной формой девиантного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 1133 раза

Библиографическое описание:

Черенева, Е. А. Копинг-стратегии подростков с аддиктивной и делинквентной формой девиантного поведения / Е. А. Черенева, Ф. Р. Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69876/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлен анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов по теме совладающего поведения у девиантных подростков.

Ключевые слова: возрастная психология, девиантное поведение, копинг-стратегии, аддиктивное поведение, делинквентное поведение.

Подростковый возраст является основополагающим в жизни любой личности. Именно в этом возрасте происходит глобальная перестройка. Как отмечает Л. С. Выготский, подростковый возраст — это период перехода из детского возраста во взрослую жизнь, промежуточный этап, в котором происходит нарушение уже сложившегося равновесия, а новое еще не обретено. Это характеризует подростковый возраст как более эмоциональным, нервно-неустойчивым периодом жизни личности, как в физическом плане, так и в психологическом [3]. Рассмотрим более подробно, что же именно влияет на подростка, и какие механизмы регулируют вопрос возникновения отклоняющегося поведения.

На основании анализа научной литературы, проведенного нами, можно предположить, что подростковый возраст характеризуется как наиболее сложный этап развития личности, этап, направленный на решение задачи интеграции подростка в социум в качестве взрослого человека, способного справляться с жизненными ситуациями. Психологической особенностью данного возраста, является дефицит конструктивных стратегий, наличие высокого уровня таких проявлений как агрессивность, враждебность, девиантность.

Первым в России понятие «отклоняющееся поведение» ввел Я. И. Гилинский. По его мнению, девиантное поведение — это действие человека, не соответствующее нормам, ценностям, сложившимся в конкретном обществе [10]. Возникновение отклоняющегося поведения неразрывно связано с копинг-стратегиями, механизмами совладающего поведения.

«Копинг» — это взаимодействие субъекта с определенной ситуацией, в зависимости от значимости ее в жизни субъекта и его психологическими возможностями для ее решения. [1]. Иными словами, в одинаковых ситуациях люди могут проявлять разные поведенческие реакции.

Проблема совладающего поведения личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века, автором термина является А. Маслоу [4]. В российской психологии понятие «копинг» означает адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление.

По мнению отечественного психолога И. Г. Малкиной-Пых, стратегии совладающего поведения являются различными вариантами процесса адаптации. Стратегии подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные, в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы [8]

Анализ современных научных трудов, зарубежных и отечественных, позволяет сделать следующие выводы, что исследователями описываются различные стратегии и стили совладающего поведения, реализуемые людьми в трудных жизненных ситуациях, а также, что исследователи ещё не пришли к единой классификации копинг-поведения. Это объясняется тем, что феномен совладания с трудностями является достаточно сложным, а научный интерес к нему возник в психологии совсем недавно.

По мнению Р. Лазаруса и С. Фолкмана существует несколько основных задач совладающего поведения: минимизация негативных воздействий обстоятельств, преобразование жизненных ситуаций, поддержание позитивного, положительного образа Я, уверенности в своих силах, поддержание эмоционального равновесия [11].

Аддиктивное поведение как одну из форм девиантного поведения, можно охарактеризовать следующим образом — зависимость или пагубная привычка. Уже из определения можно предположить, что люди с такой формой девиантного поведения стараются уйти из реальности, путем изменения своего психического состояния или постоянной концентрацией на определенной деятельности, для развития интенсивных эмоций.

Исследования личностных особенностей подростков с аддиктивным поведением свидетельствуют о специфичности самооценки. Н. С. Курек рассуждает о том, что самооценка подростков с аддиктивным поведением отражает неприспособленный уровень межличностных отношений в неформальном и формальном социальном окружении. Структурные компоненты самооценки (Я — реальное, Я — идеальное и Я — прогностическое) совпадают, что свидетельствует об отсутствии стремления к самоусовершенствованию [7].

Относительно механизмов, которые принимают участие в процессе развития аддиктивного поведения, В. Д. Менделевич высказывает мнение об их универсальности не зависимо от конкретной формы. Для субъектов, страдающих аддиктивными расстройствами свойственно доминирование преморбидных эпилептоидных, лабильных, неустойчивых и истероидных типов акцентуаций характера, а также изменения характера по органическому типу и признаки социальной дезадаптации [9].

Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. В связи с этим Ц. П. Короленко обращает внимание на то, что исходной точкой запуска механизма аддиктивного поведения могут выступать такие состояния как, переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма и фиксация в сознании этой связи [6]. Следует также отметить то, что подросток, который пережил такое эмоциональное состояние, начинает понимать, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние. В группу риска входят подростки с низкими возможностями к адаптации, неустойчивые к стрессовым ситуациям, пессимистически настроенные на жизнь и с низкой самооценкой, у которых отсутствует поддержка в трудной жизненной ситуации.

Понятием делинквентное поведение чаще всего обозначается совокупность противоправных поступков, не подпадающих под уголовное наказание, но уже являющихся незначительным правонарушением.

Е. В. Змановская выделяет основные социальные факторы, являющиеся основоположниками делинквентности, а именно: фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей, физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье и т. д.. [5].

При формировании аддиктивного поведения запускающим рычагом является повышенное эмоциональное настроение, чувство радости. Началом формирования делинквентного поведения может выступать фрустрирующая ситуация, приносящая разочарование в чем — либо, подавленное состояние.

Т. В. Базайкина утверждает, что при формировании делинквентного поведения, как правило, в самом начале, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими [2].

Дальше происходит закрепление делинквентного поведения. G. B. Palermo описывает данный процесс, как действие защитного механизма, который применяет подросток [12]. Таким образом, на основании изученной литературы по данной теме, можно сказать следующее: механизмы формирования аддиктивной и делинквентной форм девиантного поведения различаются. Различие заключается в том, что при формировании аддиктивного поведения отправным рычагом является повышенное эмоциональное настроение, чувство радости, то при формировании делинквентного поведения — это, напротив, фрустрирующая ситуация, приносящая разочарование. Молодые люди с делинквентным поведением, в отличие от аддиктивных, не замыкаются в себе, а наоборот активно стараются противостоять обществу, в котором находятся. В отличие от аддиктивной личности, подросток с делинквентным поведением, не является ведомым, не подчиняется мнению большинства в группе, а, напротив, своими действиями привлекает внимание к себе, тем самым, выступая в протест большинству.

Механизмы формирования копинг-стратегий у подростков с аддиктивной и делинквентной формой девиантного поведения остаются недостаточно изученными, но своевременное выявление у подростков тенденции к формированию и развитию данных отклонений может способствовать ранней, что в свою очередь станет существенным звеном успешной социализации молодых людей в современном обществе.

Литература:

  1. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. — М.:Мысль, 1994.-25 с.
  2. Базайкина Т. В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков // Современные наукоемкие технологии.- 2004. — № 5 — С. 44–45
  3. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — С. 114–123.
  4. Гарбузов В. Нервные и трудные дети. М.: АСТ, 2011. 351 с.
  5. Зятикова Я. С. Релаксационные занятия по снятию эмоционального напряжения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2015. — № 2. — С. 32–43.
  6. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. — Новосибирск: Наука, 1990. — 222 с.
  7. Курек Н. С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: учебное пособие. — СПб.: Алетейя, 2011. — 225 с.
  8. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- М.: ЭКСМО, 2005. — 960 с.
  9. Менделевич В. Д. Аддиктивное поведение, креативность и самоактуализация. Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе //Сборник тезисов научной конференции с международным участием.- СПб: СПбИУиП.-2011. — С. 62–64.
  10. Сибгатуллина И. Ф. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология.- 2010.- № 5–6.- С. 106–111
  11. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. -2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2010. -283 с.
  12. Singh V. S. Determinants of substance abuse in a population of children and adolescents involved with the child welfare system // International Journal of Mental Health and Addiction. — 2011. — Vol. 9. — № 4. — P. 382–397
Основные термины (генерируются автоматически): поведение, девиантное поведение, подростковый возраст, подросток, психическое состояние, ситуация, чувство радости, научная литература, отклоняющееся поведение, повышенное эмоциональное настроение.


Похожие статьи

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Особенности аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подр...

Исследование уровня осознанности делинквентного поведения подростков

В статье представлены результаты исследования уровня осознанности делинквентного поведения подростками. Проведен сравнительный анализ исследуемых параметров на группе ситуативно-делинквентных и аморальных подростков.

Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии

В современном обществе интенсивно продолжает распространяться аутодеструктивное поведение среди подросткового возраста. Аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных защитных механизмов адаптации и стабилизации личности, возможностью п...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи

В статье проводится теоретический анализ роли совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости. Проводится теоретический анализ исследований, показывающих, что неспособность личности справляться...

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Феноменология аутодеструктивного поведения в юношеском возрасте

В данной статье представлены результаты исследования феноменологии аутодеструктивного поведения у лиц юношеского возраста.

Похожие статьи

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Особенности аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подр...

Исследование уровня осознанности делинквентного поведения подростков

В статье представлены результаты исследования уровня осознанности делинквентного поведения подростками. Проведен сравнительный анализ исследуемых параметров на группе ситуативно-делинквентных и аморальных подростков.

Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии

В современном обществе интенсивно продолжает распространяться аутодеструктивное поведение среди подросткового возраста. Аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных защитных механизмов адаптации и стабилизации личности, возможностью п...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи

В статье проводится теоретический анализ роли совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости. Проводится теоретический анализ исследований, показывающих, что неспособность личности справляться...

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Феноменология аутодеструктивного поведения в юношеском возрасте

В данной статье представлены результаты исследования феноменологии аутодеструктивного поведения у лиц юношеского возраста.

Задать вопрос