В статье автор пытается определить эффективность использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками.
Ключевые слова: кейс-метод, профориентация, профориентационная работа, выбор профессии.
В настоящее время профориентация является важным элементом в жизни каждого человека. Актуальность профориентационной работы в современном мире возрастает. Для будущего специалиста важны не только знания, но и компетенции, навыки. В связи с появлением свободы выбора профессии, необходимость в профориентационной работе стала еще более востребованной. Для школьника она наиболее актуальна, так как именно в этом возрасте каждый пытается найти свое место в жизни, найти лучшее применение своим способностям. Грамотно выстроенная профориентационная работа может помочь ученику в выборе профессии, а также избежать разочарования в своем профессиональном выборе.
В первую очередь, следует отметить, что одной из главных функций профориентации является обеспечение качественного и количественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах. Антосенков Е. Г. отмечает, что производительность труда работников, которые по своим качественным характеристикам соответствуют выбранной профессии, в среднем на 20 процентов выше, чем у тех, кто этого не имеет. Также автор приводит во внимание тот факт, что 40 процентов меняющих место работы — это персонал, избравший профессию не по интересам [сборник]. Таким образом, можно сделать вывод о важности и актуальности профориентационной работы с молодежью, в том числе школьниками, так как именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности.
Зачастую школьники, выбирая профессию, совершают множество ошибок, среди которых: ориентация на престижность профессии, высокую заработную плату как основные критерии; идеализация будущей профессии, незнание ее содержания; преувеличение значимости мнения родителей и друзей, выбор профессии «за компанию»; выбор профессии только по результатам экзаменов. Все эти ошибки в дальнейшем могут повлечь за собой неудовлетворенность профессиональной деятельностью, эмоциональное выгорание, стресс.
В 2019 г. Научно-исследовательским центром профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС проведено мониторинговое исследование сформированности региональных моделей профессиональной ориентации и качества профориентационной работы. Согласно результатам исследования эффективная профориентация должна отвечать таким критериям как: практикоориентированность (71 %); кластерный характер (67 %); продолжительность (67 %); социальное партнёрство (56 %); непрерывность (53 %); сетевое сотрудничество (50 %); дифферинцированный подход (30 %); личностная ориентированность (30 %); перспективность (22 %) [1, с. 100].
Рис. 1. Качество профориентационной работы со школьниками по результатам исследования 2019 г.: критериальный срез [1, с. 100]
Результаты мониторингового исследования сформированности региональных моделей профессиональной ориентации и качества профориентационной работы подтверждают, что профессиональная ориентация должна быть актуальной, отвечающей запросам современной молодежи. Методы, при помощи которых она может проводиться, должны быть практикоориентированными, а также должны мотивировать учащихся, побуждать их быть не только объектом, но и субъектом профориентационной деятельности.
Одним из наиболее эффективных методов проведения профориентационной работы со школьниками является кейс-метод. Метод casy-study или метод конкретных ситуаций — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов). Этот метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения [2, с. 20].
В качестве примера использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками, может служить следующая ситуация: «Одиннадцатиклассник Вася скоро заканчивает школу. Вася очень хочет стать журналистом и планирует подать документы на направление подготовки «Журналистика», в свое время Вася даже пробовал брать интервью у своих одноклассников. Однако родители Васи считают, что он должен быть юристом ведь это «престижная и высокооплачиваемая профессия», к тому же отец Васи юрист в крупной компании, а значит проблем с трудоустройством не будет».
Задания:
1 Внимательно прочитайте текст.
2 Какие проблемs здесь раскрыты?
3 Как должен поступить Вася? Почему?
4 Какие последствия выбор Васи может иметь в будущем?
5 По каким критериям Вы выбираете будущую профессию?
Данная ситуация была использована в проведении профориентационного занятия для школьников 8, 9 классов различных школ города Санкт-Петербурга. Данная ситуация является актуальной для школьников, так как они в данное время стоят перед выбором профессии.
Основной ошибкой выбора профессии в данной ситуации учащиеся назвали влияние мнения родителей на профессиональный выбор. В процессе дискуссии большинство учащихся пришло к выводу, что самый важный критерий выбора профессии для них — это интерес к профессии.
Решение кейсов позволяет учащимся быть вовлеченными в процесс профориентации, предлагает им посмотреть со стороны на знакомую ситуацию. Решая проблемную ситуацию, школьники объективны в своих выводах, так как решать и оценивать действия других людей гораздо легче. Между тем ситуация, описанная в кейсе, может быть схожей с проблемой самого школьника, что заставляет его задуматься при принятии решения о выборе профессии, проанализировать все условия и возможные варианты.
Кейс-метод развивает у школьников самостоятельность, аргументированность собственной позиции, умение выслушать и принять точку зрения другого человека. С применением данного метода школьники учатся аналитически мыслить, решать различные задачи, работать в команде.
Таким образом, благодаря применению кейс-метода в профориентационной работе со школьниками можно активизировать самостоятельность их выбора и ответственность за свой него.
Литература:
- Кондратьева, О. Г. Региональный атлас перспективных компетенций — новый профориентационный проект Иркутской области / О. Г. Кондратьева, И. С. Сергеев. — Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 98–104.
- Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для вузов/ С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд. испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 126 c.