В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.
Ключевые слова: дидактические игры, познавательное развитие, исследование, родители
Keywords: didactic games, cognitive development, research, parents.
Исследователь Е. И. Касаткина [2] определила дидактические игры как вид игр с правилами, которые создаются педагогами с целью обучения и воспитания детей. В этом смысле дидактическая игра всегда рискует превратиться в учебную деятельность, лишиться воображаемого контекста, самодеятельного игрового начала. Дети могут играть сами в разученную под руководством взрослого дидактическую игру, но игровую задачу, игровые правила, сюжет и правила в дидактической игре дети получают готовыми. Поэтому ученые и методисты обращают особое внимание практиков на то, что главным принципом при организации дидактической игры должно быть соблюдение игрового таинства, обучающая задача не должна стать важнее игровой.
В дидактической игре используются игровые способы и приемы разрешения познавательных задач. Ролевая дидактическая игра тренирует социальные и коммуникативные навыки детей согласно правилам, установленным в данной игре.
В ходе эксперимента в рамках выпускной квалификационной работы мы провели диагностическое исследование познавательного развития детей подготовительных к школе групп по критериям познавательного развития: 1) уровень любознательности, инициативности и интереса к процессу познания (диагностики «Древо желаний» В. C. Юркевич [3] и «Столкновение интересов» Н. И. Гуткиной [4]) и 2) уровень наглядно-образного мышления (диагностики «Нелепицы» и «Пройди через лабиринт» Н. Я. Семаго и М. М. Семаго [5]). Результаты, полученные в процессе диагностики детей, побудили нас к разработке программы дидактических игр, помогающих развивать умственные способности детей.
Основной идеей программы было побуждение детей к самостоятельному обращению к разученным дидактическим играм, минимализация вмешательства взрослого в детскую игру, косвенное стимулирование использования мотивов дидактических игр в сюжетно-ролевой игре дошкольников (например, введение в игры с профессиональной тематикой знаний, полученных при игре в настольно-печатные игры «Путешествие по России», «Лекарственные растения», «Летние и зимние виды спорта, тематических лото и домино «Полезные привычки», «Съедобное и ядовитое» и т. п.)
В рамках нашего исследования во время формирующего эксперимента мы разработали алгоритм проведения дидактической игры в группе детского сада. Алгоритм включает следующие звенья с участием взрослого на этапе знакомства с новой игрой:
1) вводная беседа, в процессе которой детей знакомят с содержанием игры, уточняют представления детей о дидактическом материале;
2) разъяснение педагогом хода и правил игры, уточняющая беседа о запретах, разрешениях и предписаниях;
3) образец игровых действий, предписаний и запретов игры;
4) проведение игры под руководством взрослого;
5) рефлексия дидактической игры, во время которой уточняются игровая задача, игровые правила и действия участников, мера взаимопомощи тем участникам, которые еще не освоили суть игры.
По мнению Е. В. Трифоновой, рефлексивное последействие может стать очень важным звеном для закрепления обучающего эффекта [1]. Обсуждая только что прошедшую игру, педагог стремится помочь детям мысленно прожить все игровое действие с начала до конца. Корректно задавая вопросы о ходе игры и ее результате, воспитатель помогает детям научиться рассуждать и делать выводы. Таким образом, педагог активизирует тот самый автодидактизм игры, который позволит минимизировать вмешательство взрослого при повторной игре, а также при знакомстве с играми того же типа. Например, когда дети усвоили принцип игры в лото, домино, игры — «ходилки», «найди лишнее», «чего не стало?», то при внесении игры с новым содержанием нет необходимости проходить все этапы алгоритма ознакомления, достаточно предложить детям догадаться, что же требует для своего решения новая игровая задача.
С целью привлечения внимания родителей к использованию дидактических игр мы провели анкетирование 50 родителей экспериментальной и контрольной групп.
Мы составили вопросы анкеты таким образом, чтобы родители не сообщали нам только о наличии дома разных видов дидактических игр. Главной задачей было акцентирование внимания на том, играют ли дома родители с детьми.
Вопросы анкеты |
Никогда |
Иногда |
Часто |
|
40 % |
30 % |
30 % |
|
50 % |
40 % |
10 % |
|
10 % |
80 % |
10 % |
|
20 % |
60 % |
20 % |
|
20% |
60% |
20% |
При анализе результатов анкетирования мы выявили подгруппу из 5 родителей (10 %), которые дали отрицательные ответы на все вопросы, касающиеся игр с детьми. Двое родителей сказали, что их семьи очень бедны, и поэтому у них дома нет никаких игр, кроме пазлов и конструкторов-лего. На наш вопрос: «Почему же вы не играете с детьми в словесные игры, загадки, кроссворды, которые не требуют никаких материальных затрат?» эти родители не дали никакого вразумительного ответа. Еще трое родителей из этой подгруппы ответили, что в их доме есть все перечисленные в анкете игры, но они не играют с детьми, потому что им «некогда».
Но таких родителей, конечно же, меньшинство. Большая часть родителей ответили, что играют во все перечисленные в анкете игры с детьми время от времени, но всегда озадачены тем, что должны уделять детям внимание. Это проявляется в ответах на 3, 4 и 5 вопросы. 80 % родителей играют в словесные игры типа «Заколдованные буквы», «Фанты», «Живые буквы», «Исправь ошибку», «Задумай число». Популярными среди детей и родителей являются игры на моделирование воображаемых ситуаций «Что было бы, если бы», «Доскажи словечко», «Путешествия по дому».
Таким образом, проведенная нами исследовательская работа показала, что у дидактических игр есть большой потенциал для познавательного развития детей при условии корректного участия взрослых в игре, не допускающего подмены игры с эффектом познания обучением в игровой форме.
Литература:
- Трифонова, Е. В. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А. В. Запорожца [Текст]/ //Культурно-историческая психология. — 2006. Т.2. № 1 — С.77–83.
- Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника /Е. И. Касаткина. — М.: Дрофа, 2010. — 176 с.
- Юркевич, В. С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] /В. С. Юркевич, С. С. Ермаков //Современная зарубежная психология, 2013. — Т.2, № 2, С.87–100.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] /Н. И. Гуткина. — СПб.: Питер, 2009. — 208 с.
- Семаго, Н. Я. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М.: АРКТИ, 2014. — 66 с.