В статье объясняется роль пейзажной живописи в обучении школьников, а также рассматриваются основные ошибки и сложности в изображении природы на основе анкетирования учителей изобразительного искусства.
Ключевые слова: пейзаж, живопись, обучение, общеобразовательная школа, изобразительное искусство.
Живописные возможности пейзажа привлекали художников всего мира своей свободой в выражении собственных мыслей, чувств, стремлений, эстетических переживаний. Пейзажная живопись и поныне пользуется популярностью у художников, так как позволяет проявить свой индивидуальный почерк свое отношение к миру, свой опыт познания реальности. Пейзаж способен влиять на эмоции человека, на его ум и сердце.
В широком смысле пейзаж — это один из распространенных видов живописи, в узком — художественное изображение природы на плоскости посредством цветных материалов.
Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер рисунки со сценами охоты и сюжетами из животноводства (перегона стад). «В культурном наследии мира пейзаж как живописный жанр появляется в европейском искусстве, несмотря на существование древнекитайской традиции и ее влияние на художественные процессы. Произведения европейских мастеров XVII–XVIII вв. — неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж. Кульминационным моментом становления пейзажного жанра в конце XIX в. становятся работы импрессионистов и постимпрессионистов» [5, с. 8].
Каждый художник видит природу по-своему, и для того, чтобы разобраться во множестве взглядов, выделяют некоторые виды пейзажа. Соколинский В. М. систематизировал основные типы (виды) и их разновидности: классический пейзаж, исторический, барочный, морской, романический, импрессионистический, военный, городской, архитектурный, парковый, индустриальный, деревенский, сельский, идиллический, пейзаж настроения, эпический, национальный, лирический, сюжетный, панорамный, символический, монументальный, декоративный, экспрессивный, пейзаж примитивистов, пейзаж сострадания, и т. д. [3, с. 12–13].
В школьной программе уделяется большое внимание теме «пейзаж». Ведущие педагоги изобразительного искусства такие как Неменский Б. М., Шпикалова Т. Я., Кузин В. С. создали свои учебные программы, где они в разной степени уделяют внимание живописи пейзажа. В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского Б. М. главной целью является «формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства» [1]. В программе Шпикаловой Т. Я. основной целью является развитие «визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира» [6]. Рабочая программа Кузина В. С. направлена на «развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности» [2].
Во всех трех программах уделяется место живописанию пейзажа, но в рабочей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского Б. М. отводиться большее количество часов на развитие живописных навыков средствами пейзажа.
Для того, чтобы выяснить значимость живописного пейзажа для развития художественных способностей, а также, что вызывает сложности в работе, было проведено анкетирование 7 учителей изобразительного искусства разных образовательных учреждений г. Кирова и Кировской области (КОГОБУ СШ пгт Нижнеивкино, МБУДО «Детская школа искусств «Элегия», МОАУ ДО ДДТ «Вдохновение»). Выяснилось, что учащиеся среднего школьного возраста чаще всего допускают ошибки в перспективном построении архитектурных элементов в пейзаже, в составление гармоничной композиции, в светотеневой моделировке, а также в передаче плановости. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Ошибки, часто допускаемые в живописном пейзаже с архитектурными постройками
На открытый вопрос «Какие техники, приемы, материалы вызывают сложности у учащихся?» большее число респондентов ответило, что трудности вызывают акварельная техника, техника лессировок, смешанная техника, а также прием пастозного нанесения красок.
Учителя изобразительного искусства считают, что живописание пейзажа развивает наблюдательность (60 %), а также зрительную память, умение видеть форму и цвет, способность выделять главное и второстепенное, внимательность, художественный вкус. Все респонденты считают, что пейзаж, несомненно, значим для развития художественных способностей.
На вопрос «Достаточно ли уроков на тему «Пейзажная живопись» отведено в школе?» ответы респондентов разделились: 57 % считают, что достаточно, 43 % думают, что недостаточно (см. рисунок 2).
Рис. 2. Достаточно ли уроков на тему «Пейзажная живопись» отведено в школе?
Таким образом, анкетирование показало, что живописный пейзаж сложен для восприятия ученика и требует знаний перспективы, светотеневой моделировки, композиции, цветоведения, а также опыт владения техниками и красками.
При обучении важно донести до школьника, что все многообразие природных элементов нужно обобщать, группировать в единый образ, подчинять главному в работе, для того чтобы не было ощущения дробности. Ученик должен задумываться о том, какое состояние природы он пишет, какое время года и суток пытается отразить. Изображение природы в школе развивает наблюдательность, зрительную память, умение видеть форму, цвет, отношения предметов друг к другу, их пространственное положение. Также пейзаж способен укрепить знания в области перспективы, композиции, светотеневой моделировки [4, с.141].
Пейзаж, как жанр изобразительного искусства, может открыть все цветовое разнообразие окружающего мира, он помогает ученику вглядеться в природу, вступить с ней в контакт и, обобщая, выделить главное и второстепенное в работе. Школьник, благодаря работе над пейзажем, может увидеть красоту там, где ее, казалось бы, и нет: кривые березки, покосившийся забор, размытая дорога — все это и многое другое имеет свою красоту. Так ученик посредством пейзажа учиться глубже всматриваться в явления окружающего мира, проникается природой родного края. Эти особенности позволяют осуществлять эстетическую, воспитательную, образовательную функции при обучении подрастающего поколения.
Литература:
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горязева, А. С. Питерских. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 129 с.
- Кузин В. С. Изобразительное искусство 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2015. — 336 с. (Программы для общеобразовательных учреждений)
- Соколинский В. М. Формирование художника-педагога средствами живописи пейзажа. Автореф. дис. д.пед.н: 13.00.02 / Соколинский Владимир Михайлович; Московский педагогический государственный университет. — М., 2009. — С. 12–13
- Таран И. В. Пейзаж как жанр и возможности его изобразительного воплощения при обучении живописи // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам X международной научно-практической конференции, 31 октября 2016 г./Под общ. ред. А. В. Туголукова — Москва: ИП Туголуков А. В., 2016 — С. 138–142.
- Чернова Е. А., Козина Т. Н. Знакомство с пейзажем на уроках изобразительного искусства в основной школе // Вестник Пензенского государственного университета. — 2016. — № 4 (16). — C. 8–10.
- Шпикалова Т. Я. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 5–9 классы. — М: Просвещение, 2016 75 с.