В статье раскрывается понятие «диалогической речи», перечислены игровые технологии её развития, а также описание некоторых педагогических технологий для дошкольников как средство активизации детской речи.
Ключевые слова: диалогическая речь, игра, педагогическая технология, дошкольники.
Keywords: dialogical speech, game, pedagogical technology, preschool children.
Диалогическая речь дошкольников — это основа коммуникативного развития детей. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста исследовалась Е. И. Радиной, О. И. Соловьевой, Ф. А. Сохиным, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, В. И. Яшиной. В настоящее время методика формирования диалогических умений у дошкольников активно разрабатывается учеными и методистами А. Г. Арушановой, О. А. Белобрыкиной, О. А. Бизиковой, С. С. Быстровой, Т. И. Гризик, Е. С. Рычаговой, А. А. Соколовой, А. В. Чулковой, Л. М. Щипицыной.
Исследователи отмечают, что у современных детей часто встречаются проблемы с поддержанием диалога в ситуации общения. Дети могут не ответить на обращенный к ним вопрос, а если отвечают, то невпопад или вопросом на вопрос. Нередкой становится ситуация, когда дети приходят в детский сад, и не только сами не здороваются, но и не отвечают на приветствия других людей.
В настоящее время в рамках реализации ФГОС ДО в педагогической теории и практике накоплено немало игровых технологий формирования навыков диалогической речи. В игре ребенок общается с удовольствием. Обучение нужному качеству ведения диалога происходит незаметно для него самого, в процессе решения игровой задачи.
По определению Г. К. Селевко [1], игровая педагогическая технология представляет собой образовательный процесс в форме педагогической игры, в организации которого должны присутствовать следующие элементы: а) отбор, разработка и методическая подготовка к игре; б) включение детей в игровое действие; в) проведение игры по задуманному плану; в) рефлексия, анализ игровых и обучающих результатов игры.
В монографии О. В. Дыбиной [2] «Игровые технологии ознакомления дошкольника с предметным миром» подчеркивается, что главная цель игровой технологии — это создание полноценной мотивации для развития умений в какой-либо детской деятельности.
Для того чтобы детская игра могла стать игровой технологией, она должна включать в себя: а) технологическую карту — описание игры как технологического процесса с выделением функциональных элементов; б)научное обоснование оптимальности использования игровых средств с гарантией достижения заявленного в технологии результата; в) целостную систему взаимосвязанных элементов; г) поэтапную диагностику формируемых у детей качеств на этапах целеполагания, планирования игровых действий, реализации игровой задачи, получения результата и рефлексии полученных игровых и обучающих результатов; д) оптимальные средства, используемые для достижения требуемого результата; е) возможность воспроизводимости другими педагогами.
В настоящее время в рамках реализации ФГОС ДО созданы различные игровые технологии для развития диалогического общения дошкольников: технология развития диалогического общения А. Г. Арушановой [3]; технология формирования умений общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста С. С. Бычковой [4], «Азбука общения» Л. М. Щипицыной, О. В. Защиринской, А. П. Вороновой, Т. А. Ниловой [5]; технология активирующего обучения речи как средству общения О. А. Белобрыкиной [6]; технология обучения составлению диалогических сказок Т. И. Гризик [7]; технология «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» О. А. Бизиковой [8].
Для нашей экспериментальной работы по формированию у детей старшей группы детского сада навыков диалога мы использовали игровые технологии А. Г. Арушановой [3]и О. А. Бизиковой [8].
Основной формой организации диалога в игровой технологии А. Г. Арушановой, является «сценарий активирующего общения». Он включает: разговор педагога с детьми по выбранной теме (например, «Как я отдыхал летом», «Мои любимые игрушки»), словесные дидактические игры парами (например, «Отгадай словечко», «Данетки»), фольклорные игры, стишки и песенки, построенные на диалоге (например, «Где ты, брат Иван? — В горнице…»), драматизации, инсценировки, театрализованные игры [3].
Каждый сценарий представляет собой развернутый план игровой ситуации, в которой детям необходимо вступать в диалогические отношения по поводу разрешения игровой задачи (например, не просто пересказать сказку, а разыграть сказочную ситуацию, активизируя нужные лексические, фонетические, грамматические, интонационные средства языковой выразительности).
В игровой технологии О. А. Бизиковой [8] ключевым моментом является введение педагогом в ситуации общения детей 3 видов диалогического единства: «Вопрос — ответ», «Сообщение — реакция на сообщение», «Побуждение — реакция на побуждение». Игры в технологии О.А Бизиковой выстраиваются по логике развития навыков диалогической речи: а) восприятие и воспроизведение готовых речевых форм из диалогических потешек, песенок, сказок, мультфильмов; б) самостоятельное использование речевых форм в диалогах детей на заданную тему, в сценках и театрализованных играх по мотивам кумулятивных народных сказок («Колобок», «Теремок»), воспроизведения диалогических ситуаций из мультфильмов («Кто сказал «Мяу»?, «Под грибом», «Машины сказки»); в) перенос диалогических форм в свободное общение.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что развитие диалогической речи является важной составляющей в формировании личности дошкольника.
Литература:
- Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., Т.1/ Г. К. Селевко. –М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
- Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром: Практико — ориентированная монография [Текст] /О. В. Дыбина. — М.: Педагогическое общество России, 2008. -128 с.
- Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения [Текст] /А. Г. Арушанова. — М.: Мозаика — Синтез, 2013. — 238 с.
- Шипицына, Л. М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет)/ Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. — М.: Детство — Пресс, 2010. — 384 с.
- Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. — М.: Аркти, 2012. — 96 с.
- Белобрыкина. О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству /О. А. Белобрыкина. — Новосибирск, 2003. — 244 с.
- Гризик, Т. И. Говорим правильно. Беседуем и рассказываем [Текст]/ Т. И. Гризик. — М.: Просвещение, 2013. — 156 с.
- Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре М.: Скрипторий 2003, 2008. — 136 с.