В статье рассматриваются вопросы применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии.
Ключевые слова: биология, проектная и исследовательская деятельность, элективные курсы, урок биологии.
Организация проектной и исследовательской деятельности является наиболее эффективным методом обучения в образовательных учреждениях, нацеленным на развитие самостоятельной, успешной личности в регулярно изменяющихся условиях жизни. В ходе реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования проектная и исследовательская деятельность рассматривается как образовательная технология, способствующая решать педагогические задачи, имеющие как предметный, так и универсальный характер [1].
Следуя современным требованиям образования, обучающийся должен не только получить знания и умения, которые прописаны в образовательных программах, но и сформировать исследовательские навыки, развить творческие способности и логическое мышление, и как следствие –повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности [2].
Нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого являлось изучение эффективности организации проектной и исследовательской деятельности. В исследовании принимали участие обучающие 10 и 11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Курской области. Проведенный констатирующий эксперимент среди учителей г. Курска и Курской области показал, что проектно-исследовательская деятельность применяется наиболее часто именно на элективных курсах по биологии (62,5 % опрошенных). Предпочтение отдается реализации предметных элективных курсов (82 %). Они направлены на углубление и расширение знаний по биологии. Далее следуют межпредметные элективные курсы, которые интегрируют знания учащихся о природе и обществе (14 %). Незначительная часть педагогов проводят элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план, чаще всего они связаны с экологическими проблемами. Основными мотивами обучающихся при выборе элективного курса являются связь их с планируемыми сдаваемыми едиными государственными экзаменами (50 % респондентов). На втором месте следует мотив для приобретения новых знаний, навыков, которые в дальнейшем будут использованы при решение практических задач, применяемые в жизни, либо в профессиональной деятельности (42 %). Остальные мотивы представлены незначительно.
Биология — наука экспериментальная, построена на результатах исследования, поэтому большое значение в изучении данного предмета приобретает проектно-исследовательская деятельность.
В экспериментальных группах реализовывались разработанные элективные курсы «Анатомия человека» и «Основы экологии» с учетом мнения обучающихся. Важным этапом настоящего эксперимента являлось формирование проектно-исследовательских компетенций у обучающихся в рамках изучения элективных курсов, так как биология, как наука и область практической деятельности, обладает широкими возможностями для развития у учащихся ключевых общепредметных и предметных компетенций. Проведены теоретические занятия, где обучающиеся расширили знания о методах проектной и исследовательской деятельности. Тематический план занятий включал занятия лекционного типа. На них рассматривались такие темы как: «Понятие о биосфере», «Экологические основы охраны природы» и т. д. После лекционных занятий проводились практические с элементами лабораторных работ. Использование проектной и исследовательской деятельности позволило создать ситуацию реальной жизни, где нет готовых знаний, при решении требуется самостоятельный анализ в каждой конкретной ситуации. Обучающиеся овладевают проектной и исследовательской деятельностью, в результате работы над определенным проектом по выбранной теме, проходят все этапы его выполнения от постановки целей, задач, выдвижения гипотезы до предоставления результатов работы и защиты. Между обучающимся и учителем создается ситуация совместного постижения действительности. Учитель из источника знаний превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, а также добыче необходимых знаний и информации.
Роль исследователя в этих группах заключалась в индивидуальных консультациях. Обучающиеся провели огромную работу по анализу литературных и интернет ресурсов, в рамках поставленных задач исследования была проведена постановка лабораторного эксперимента. Школьники, вовлеченные в проектно-исследовательскую деятельность, выполнили все составные часть этой работы, а именно: выбор темы, установление проблемы исследования, объекта и предмета, постановка задач, выдвижение гипотезы, анализ литературных и дополнительных источников, получение результатов, оформление и подготовка к защите проектов.
Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что качество знаний обучающихся, изучивших элективные курсы «Основы экологии» и «Анатомия человека» с применением проектно-исследовательской деятельности значительно повысилось в среднем в 1,2 раза. Такое повышение качества знаний возможно связано со следующими факторами: нестандартная форма работы, самостоятельный поиск и изучение материала, самостоятельное выполнение лабораторных работ. В завершении проведения элективных курсов, выполнение исследовательских работ, мы оценили степень сформированности проектно-исследовательских умений и степень проявления самостоятельности, и перевели их в соответствующие баллы. Количество участников исследования, достигших максимального уровня, составило 20 %. Средний уровень фиксировался у 65 % обучающихся, а низкий у 15 % (29 баллов) соответственно. Также повысилась мотивация изучения биологии.
Таким образом, формирование проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения элективных курсов по биологии приводит к повышению уровня усвоения биологического материала, увеличивает мотивацию обучающихся на проектно-исследовательскую деятельность и формирует самостоятельность, что очень важно в современном образовании.
Литература:
- Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — СПб.: КАРО, 2015. — 128 с.
- Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / Под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2016. — 160 с.