Развитие речи учащихся — это процесс системного обучения составлять предложения по выбору подходящего слова и его формы, а также работа над грамотным оформлением мыслей и его содержанием. Используются разные виды речи: говорение, слушание, письмо, чтение. Важно, чтобы язык формировался под влиянием правильной культурной среды, на основе речи учителя, родителей и чтения художественной литературы [5]. Считается, что в начальной школе есть два требования к устной речи учащихся:
- Отвечать полным ответом на задаваемые учителем вопросы.
- Пересказывать последовательно прочитанный текст.
В работе над развитием устной речи учащихся играет «формирование у них сознательного отношения к языку, а именно: к языку писателей, произведения которых они изучают, к языку собственных высказываний, рассказов, пересказов, сообщений» [1].
Чтобы выяснить какой уровень развития речевых умений у детей, можно использовать методику Т. А. Фотековой [7], которая исследует сенсомоторный уровень, навык языкового анализа и сформированность устной речи.
Оценивается по следующим критериям:
- Высокий уровень. Учащийся составляет текст из десяти (или более) предложений. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, подбирает по 2-3 слова разных частей речи. Ребенок замечает неточности в небылице, умеет доказать отгадку. Правильно определяет значение слова по функции предмета или по родовому понятию. Правильно поясняет значение пословицы и может придумать к нему рассказ. Много знает о малых жанрах фольклора. Может пересказать текст, отвечает на вопросы по содержанию.
- Средний уровень. Учащийся составляет текст из пяти (или более) предложений. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. В речевой ситуации называет по одному слову частей речи. Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице. Вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном. Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно. Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы. Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки. Называет по 2–3 примера на каждый предложенный жанр фольклора.
- Ниже среднего уровня. Учащийся составляет текст из трёх предложений. Может подобрать или синонимы, или антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. Не всегда замечает неточность в небылице. Загадку отгадывает верно, но не доказывает отгадку. Называет по 1 примеру на каждый предложенный жанр фольклора.
- Низкий уровень. Ребенок не составляет текст, даже с помощью учителя. Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу «не». В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не». Не замечает неточность в небылице. Ребенок не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку. Составляет рассказ без учета задания. Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т. д.
На основе результатов диагностики можно сделать вывод, на каком уровне находится развитие речи у младших школьников. В эксперименте приняли участие по 10 детей контрольной и экспериментальной групп.
Учитывая выявленные проблемы, разработан цикл уроков литературного чтения с целью повышения уровня развития речевых умений. Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу (Таблица 1).
Таблица 1
Уровни развития речи младших школьников
Уровень |
Группа |
|||
Контрольный |
Экспериментальный |
|||
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
|
Высокий |
- |
- |
- |
10 % |
Средний |
40 % |
50 % |
40 % |
60 % |
Ниже среднего |
40 % |
40 % |
30 % |
20 % |
Низкий |
20 % |
10 % |
30 % |
10 % |
Уровень развития речи детей младшего школьного возраста повысился благодаря организации специального обучения родной речи с использованием художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и во внеурочной деятельности.
Для ознакомления с художественной литературой предлагаются такие методы и приемы как, проанализировать пословицы или поговорки, подходящей к прочитанному художественному произведению и понять её значение [2]. Будет целесообразно рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка, используя наглядность фразеологического оборота, обыгрывание пословиц. Чтобы верно понять пословицу, не обязательно определять значение каждого слова. Объяснить детям этимологию слов, выражений. «Сказать — узлом завязать» означает, что раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память завязывали. Теперь так уже не делают, а пословица осталась. Так у детей формируются лексические умения. Используя такие методы и приемы, дети сами начинают употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации. Практика показывает, что для развития речи детей необходимы игры с внедрением фольклора [6]. Младшие школьники могут устраивать концерты. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции.
Таким образом, использование художественных произведений в развитии речи младших школьников осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на языковой анализ художественных произведений.
Литература:
- Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2014. — 400 с
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор / В. П. Аникин. — М.: Учпедгиз, 2015. — С.104.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. — М.: Просвещение, 2015. — 255 с.
- Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева. — М.: Наука-Питер, 2017. — 102 с.
- Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т. П. Сальникова. — М.: Институт практической психологии, 2014. — 300 с.
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. М.: Просвещение, 2014. — 239 с.
- Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. — М.: Аркти, 2015. — 56 с.