Развитие речи учащихся начальной школы с помощью языкового анализа художественных произведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 10.05.2020

Статья просмотрена: 1371 раз

Библиографическое описание:

Гильмутдинова, Л. И. Развитие речи учащихся начальной школы с помощью языкового анализа художественных произведений / Л. И. Гильмутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 448-450. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69912/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие речи учащихся — это процесс системного обучения составлять предложения по выбору подходящего слова и его формы, а также работа над грамотным оформлением мыслей и его содержанием. Используются разные виды речи: говорение, слушание, письмо, чтение. Важно, чтобы язык формировался под влиянием правильной культурной среды, на основе речи учителя, родителей и чтения художественной литературы [5]. Считается, что в начальной школе есть два требования к устной речи учащихся:

  1. Отвечать полным ответом на задаваемые учителем вопросы.
  2. Пересказывать последовательно прочитанный текст.

В работе над развитием устной речи учащихся играет «формирование у них сознательного отношения к языку, а именно: к языку писателей, произведения которых они изучают, к языку собственных высказываний, рассказов, пересказов, сообщений» [1].

Чтобы выяснить какой уровень развития речевых умений у детей, можно использовать методику Т. А. Фотековой [7], которая исследует сенсомоторный уровень, навык языкового анализа и сформированность устной речи.

Оценивается по следующим критериям:

  1. Высокий уровень. Учащийся составляет текст из десяти (или более) предложений. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, подбирает по 2-3 слова разных частей речи. Ребенок замечает неточности в небылице, умеет доказать отгадку. Правильно определяет значение слова по функции предмета или по родовому понятию. Правильно поясняет значение пословицы и может придумать к нему рассказ. Много знает о малых жанрах фольклора. Может пересказать текст, отвечает на вопросы по содержанию.
  2. Средний уровень. Учащийся составляет текст из пяти (или более) предложений. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. В речевой ситуации называет по одному слову частей речи. Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице. Вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном. Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно. Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы. Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки. Называет по 2–3 примера на каждый предложенный жанр фольклора.
  3. Ниже среднего уровня. Учащийся составляет текст из трёх предложений. Может подобрать или синонимы, или антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. Не всегда замечает неточность в небылице. Загадку отгадывает верно, но не доказывает отгадку. Называет по 1 примеру на каждый предложенный жанр фольклора.
  4. Низкий уровень. Ребенок не составляет текст, даже с помощью учителя. Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу «не». В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не». Не замечает неточность в небылице. Ребенок не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку. Составляет рассказ без учета задания. Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т. д.

На основе результатов диагностики можно сделать вывод, на каком уровне находится развитие речи у младших школьников. В эксперименте приняли участие по 10 детей контрольной и экспериментальной групп.

Учитывая выявленные проблемы, разработан цикл уроков литературного чтения с целью повышения уровня развития речевых умений. Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу (Таблица 1).

Таблица 1

Уровни развития речи младших школьников

Уровень

Группа

Контрольный

Экспериментальный

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Высокий

-

-

-

10 %

Средний

40 %

50 %

40 %

60 %

Ниже среднего

40 %

40 %

30 %

20 %

Низкий

20 %

10 %

30 %

10 %

Уровень развития речи детей младшего школьного возраста повысился благодаря организации специального обучения родной речи с использованием художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и во внеурочной деятельности.

Для ознакомления с художественной литературой предлагаются такие методы и приемы как, проанализировать пословицы или поговорки, подходящей к прочитанному художественному произведению и понять её значение [2]. Будет целесообразно рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка, используя наглядность фразеологического оборота, обыгрывание пословиц. Чтобы верно понять пословицу, не обязательно определять значение каждого слова. Объяснить детям этимологию слов, выражений. «Сказать — узлом завязать» означает, что раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память завязывали. Теперь так уже не делают, а пословица осталась. Так у детей формируются лексические умения. Используя такие методы и приемы, дети сами начинают употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации. Практика показывает, что для развития речи детей необходимы игры с внедрением фольклора [6]. Младшие школьники могут устраивать концерты. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции.

Таким образом, использование художественных произведений в развитии речи младших школьников осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на языковой анализ художественных произведений.

Литература:

  1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2014. — 400 с
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор / В. П. Аникин. — М.: Учпедгиз, 2015. — С.104.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. — М.: Просвещение, 2015. — 255 с.
  4. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева. — М.: Наука-Питер, 2017. — 102 с.
  5. Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т. П. Сальникова. — М.: Институт практической психологии, 2014. — 300 с.
  6. Мельников М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. М.: Просвещение, 2014. — 239 с.
  7. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. — М.: Аркти, 2015. — 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): значение слова, ребенок, значение пословицы, литературное чтение, пословица, предложенный жанр фольклора, развитие речи, речевая ситуация, текст, требуемая грамматическая форма, уровень, устная речь учащихся, художественная литература, эксперимент, экспериментальная группа, языковой анализ.


Похожие статьи

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие речи учащихся посредством использования игровых методов на уроках английского языка

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм

Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку

Развитие речи детей раннего возраста в процессе знакомства с окружающим миром

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, посредством словесного творчества

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Похожие статьи

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие речи учащихся посредством использования игровых методов на уроках английского языка

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм

Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку

Развитие речи детей раннего возраста в процессе знакомства с окружающим миром

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, посредством словесного творчества

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Задать вопрос