В статье рассмотрены такие финансовые инструменты, как банковский депозит, операции репо, «валютный своп», бюджетный кредит. Проведен анализ их использования Казначейством России при исполнении бюджетов и управлении бюджетными ресурсами.
Ключевые слова: единый казначейский счет, банковский депозит, операции репо, «валютный своп», бюджетный кредит.
Целью каждого государства в современном мире является стабилизация экономики. В связи с этим осуществляется постоянное совершенствование и поиск наиболее эффективных методов работы государственных и коммерческих финансовых институтов. Учитывая, что в Российской Федерации доля государственных ресурсов значительна в общем объеме финансов, то следует уделять особое внимание вопросам организации совместной деятельности казначейской и банковской систем.
Постановлением Правительства в 2014 году была принята Государственная программа Российской Федерации управления государственными финансами и регулирования финансовых рынков, целью которой является создание устойчивой бюджетной системы государства, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка. Совершенствование процесса управления бюджетными средствами, также подразумевает совершенствование механизмов управления остатками средств на едином счете федерального бюджета [3].
Шубина выделяет следующие операции по управлению остатками средств единого казначейского счета (ЕКС):
− размещение на банковских депозитах средств федерального бюджета;
− предоставление на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) бюджетных кредитов на пополнение остатков средств;
− операции с иностранной валютой;
− операции покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо [4].
Процессом управления временно свободными остатками средств на едином казначейском счете занимается специально созданная в центральном аппарате Федерального казначейства Комиссия. Прежде чем принять окончательное решение, Федеральное казначейство совещается с Минфином России и с Банком России.
Размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях Казначейством России осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1121 от 24.12.11 г.
Данные за 2017 и 2018 гг. итоговых докладов о результатах деятельности Федерального казначейства наглядно показывают, что сумма, размещаемых денежных средств на банковских депозитах, увеличилась и доход, получаемый от размещения средств, соответственно вырос.
Так, например, в 2018 году 4641,6 млрд. руб. федерального бюджета было размещено на банковских депозитах, что на 15,7 % больше, чем в 2017 г. (4012,4 млрд. руб.). В доход федерального бюджета от размещения средств на банковских депозитах поступило 67,3 млрд. руб., это на 78,5 % больше доходов, поступивших в 2017 г. (37,7 млрд. руб.).
Если сравнивать средства, размещаемы в иностранной валюте, то на банковских депозитах в кредитных организациях было размещено в 2018 году 20825,0 млн. долларов США, что в 3,4 раза больше средств, размещенных в 2017 году. Доход от размещения средств составил 12,2 млн. долларов США, что в 4,1 раза больше, чем в 2017 году [2].
Федеральное казначейство осуществляет покупку (продажу) ценных бумаг по договорам репо с кредитными организациями в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 777. Данные сделки представляют собой размещение средств федерального бюджета в кредитных организациях под залог ценных бумаг — облигаций федеральных займов.
Стоимость заимствований с помощью операции репо является разница между ценой продажи и ценой покупки ценных бумаг, поэтому можно предположить, что такое кредитование имеет минимальный уровень риска, при этом, позволяя получать дополнительные средства федеральному бюджету.
Проведя анализ данных итоговых докладов о результатах деятельности Федерального казначейства, мы видим, что в 2017 году размещено средств федерального бюджета на сумму 41921,8 млрд. руб. Сумма средств, зачисленных в федеральный бюджет по заключенным договорам репо, составила 28,8 млрд. руб. [1].
Казначейство России осуществляло проведение операций репо с различными сроками исполнения обязательств: ежедневные операции репо в режиме «overnight», операции сроком до 92 дней.
В 2018 году Федеральное казначейство уделяло особое внимание совершенствованию операций покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо. Применялись различные процентные ставки при заключении договоров репо, а именно фиксированная и плавающая.
Всего в 2018 году размещено средств федерального бюджета в договора репо на сумму 17306,9 млрд. руб., это на 58,7 % меньше 2017 года.
Проведение операций репо осуществлялось с различными сроками исполнения обязательств, так, например, операции репо в режиме «overnight» и операции сроком до 140 дней (в 2017 году максимальный срок был 92 дня).
Сумма зачисленных в федеральный бюджет средств по заключенным договорам репо составила 16,4 млрд. руб., это на 43,1 % меньше по сравнению с 2017 годом [2].
С января 2014 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.08.2013 № 721 стал действовать такой финансовый инструмент, как бюджетный кредит.
Федеральное казначейство предоставляет бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) территориальным органам Федерального казначейства на определенных условиях, которые прописаны в ст.93.6 Бюджетного кодекса:
− размер кредита не должен превышать 1/12 утвержденного законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год объема доходов бюджетов регионального и местного, за исключением целевых средств;
− максимальный срок пользования кредитом составляет не более 90 дней, при этом до 25 ноября текущего финансового года его необходимо вернуть;
− федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период устанавливается плата за пользование бюджетным кредитом;
− до момента погашения бюджетного кредита заемщик не должен размещать средства бюджета на банковских депозитах.
Главной особенность предоставления бюджетных кредитов субъектам РФ является учет рейтинговой оценки бюджетов. Ранжирование субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется в целях минимизации рисков по невозврату бюджетных кредитов. Процентная ставка 0,1 % позволяет сократить уровень долговой нагрузки на региональные и местные бюджеты.
Всего в 2017 г. было выдано 759 кредитов субъектам РФ и муниципальным образованиям на общую сумму 838,9 млрд. руб. Доходы от предоставленных бюджетных кредитов составили 105,6 млн. руб. [1].
В 2018 г. выдано 518 кредитов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на общую сумму 559,2 млрд. руб., объем уплаченных доходов составил 114,4 млн. руб. [2].
Операции по покупке иностранной валюты осуществляются Федеральным казначейством на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2013 г. № 816 «Об осуществлении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) иностранной валюты».
Покупка иностранной валюты осуществляется при повышении фактической цены на нефть марки «Юралс», соответственно продажа купленной иностранной валюты происходит при снижении цены.
Из федерального бюджета в 2017 году 829130,0 млн. рублей было направлено на покупку иностранной валюты, в результате чего было приобретено 6411,4 млн. долларов США, 5624,6 млн. евро и 1095,8 млн. фунтов стерлингов Соединенного Королевства.
Сумма начисленного процентного дохода за пользование денежными средствами на счетах в иностранной валюте в 2017 году составила 1183,2 млн. руб. [1].
В 2018 г. на покупку иностранной валюты из федерального бюджета было направлено значительно больше денежных средств по сравнению с 2017 г., 4129123,7 млн. руб.
За счет средств федерального бюджета было приобретено 29318,1 млн. долларов США, 24967,7 млн. евро и 4911,0 млн. фунтов стерлингов Соединенного Королевства.
Сумма начисленного процентного дохода за пользование денежными средствами на счетах в иностранной валюте в 2018 г. составила 19192,5 млн. руб., что значительно превышает сумму 2017 г. (1183,2 млн. руб.) [2].
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 1449 Федеральным казначейством совместно с Минфином России, Банком России, ПАО Московская Биржа, небанковской кредитной организацией — центральным контрагентом «Национальный клиринговый центр» (Акционерное общество) (далее — НКЦ) была проведена значительная работа по запуску новой операции по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета — заключение сделок «валютный своп» на организованных торгах.
Впервые с 4 по 12 декабря 2018 года на организованных торгах ПАO Московская Биржа Федеральным казначейством были заключены с HКЦ первые сделки «валютный своп», общая сумма заключенных сделок составила 349808,8 млн. руб. По сделкам «валютный своп» в федеральный бюджет перечислено доходов в объеме 62,8 млн. руб. [2].
Таким образом, тесное взаимодействие банковской и казначейской систем приводит к созданию новых операций по управлению остатками средств на ЕКС, совершенствованию имеющихся, что непосредственно влияет на качество управления государственными финансами. Способствует получению дополнительного дохода в федеральный бюджет.
Литература:
- Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2017 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]. — Режим доступа www/URL:http://www.roskazna.ru/o-kaznachejstve/plany-i-otchety/ — 6.12.2019.
- Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2018 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]. — Режим доступа www/URL: http://www.roskazna.ru/o-kaznachejstve/plany-i-otchety/ — 6.12.2019.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»: пост. правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 320 // Собр. законодательства РФ. — 2014. — № 18 (часть III). — ст. 2166.
- Шубина, Л. В. Развитие операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, осуществляемых Федеральным казначейством / Л. В. Шубина // Экономика.Налоги.Право. — 2017. — № 1. — С. 60–65.