В данной статье речь пойдет о специфике тимбилдинга как эффективного инструмента создания командного духа и его роли в формировании сплоченного коллектива студентов в учебном заведении.
Ключевые слова:коммуникация, тимбилдинг, студенческая среда
В связи с ориентацией процесса обучения на проектно-ориентированные формы работы студентов встает вопрос о формировании сплоченного рабочего коллектива, способного продуктивно выполнять научные и профессиональные цели.
В процессе реализации проектно-ориентированной деятельности обучающиеся объединяются в группы для решения конкретной задачи под руководством преподавателя, который организует, мотивирует, исследует вместе с участниками проектов объекты и задачи. Результатом такой работы могут быть выпускные квалификационные работы, курсовые работы, аналитический отчет, доклады, книги, патенты, инновационные коммерциализированные продукты и т. п. В подобную научно-образовательную среду студенты вовлечены с первого курса. Участие в проектно-ориентированном обучении предполагает наличие сплоченной команды, где студенту решает намеченные цели, определяет круг своих задач, выбирает оптимальные способы решения поставленных вопросов, исходя из имеющихся ресурсов, осуществляет социальную двустороннюю коммуникацию в команде.
«Образовательные технологии в вузе в основном рассчитаны на групповое взаимодействие, т. е. умение работать в команде. Но прежде чем работать в команде ее нужно создать». [3]
Тимбилдинг (англ. Team building — построение команды, командообразование) способствует развитию личности обучающегося и формированию гармоничного интегрирования его в коллективную работу.
«Тимбилдинг является не просто методом сплочения коллектива, а выполняет очень важную учебную функцию, а именно обучение работе в команде». [1, С. 136]
Считается, что родоначальником термина «тимбилдинг» и научного его осмысления является американский социолог Э.Мэйо, который провел серию организационных восьмилетних экспериментов (с 1924 по 1932 г.г.) в Хоторне, пригороде Чикаго, под названием «Хоторнский эсперимент», в рамках которого группа исследователей, куда входили Э. Мэйо, Д. Хоманс, Ф. Ротлисбергер, В. Диксон и другие, изучала влияние объективных факторов (социальные факторы, освещение, оплата, длительность перерывов, продолжительность рабочего дня) на производительность труда. В ходе проводимых длительных экспериментов выяснилось, что неформальные отношения, складывающие в коллективе, играют важную роль в профессиональной деятельности и повышении производительности труда, отводя на второй план материальные факторы и физические условия работы. «Хоторнский эксперимент обеспечил базу современного гуманитарного подхода и подхода человеческих отношений к труду и основу большинства исследований в области управления человеческими ресурсами, а также таких подобластей, как участие, организационное развитие, мотивация, и даже организационный дизайн; заострили внимание ученый на проблемах удовлетворенности в работе, неформальной организации, авторитаризма, лидерства, партисипативного менеджмента и использовании сенситивного обучения и связанных с ним технологий в организационном развитии» [2, С. 102]
В основу представлений о тимбилдинге и механизмах, влияющих на командообразование, легли работы Белбин М., Бриггс М., Дайер У., Маслоу А., МакГрегор Д., Такман Б., Хеберт Дж., Эдейр Дж и др.
В настоящее время тимбилдинг становится популярным и эффективным инструментом формирования командного духа и активно применяется среди сотрудников различных компании.
Результатом проведённого тимбилдига в студенческой среде можно считать формирование команды и единства, навыков командной работы, командного духа, нормализацию атмосферы и налаживание взаимоотношений внутри коллектива, распределение ролей в команде и их исполнителей, повышение инициативности и уровня доверия участников тимблдинга, получение навыков эффективного общения, выявление внутренних ресурсов каждого участника команды, обсуждение возникающих проблем и путей их решения, повышения результативности совместной работы и т. п.
Важным условием тимбилдинга как меры для повышения эффективности коллективных действий группы людейвстуденческой среде, как и в любой другой, является получение обратной связи после завершения мероприятий, т. е. получение ответной реакции участника на происходящие действия в процессе проводимых мероприятий, исходя из которых возможно составить полноценный индивидуальный портрет на совместимость команды и эффективно распределить роли при выполнении образовательных проектов и определить лидера, а также усилить показатели совместной работы студенческого коллектива при выполнении образовательных задач.
В связи с введением проектно-ориентированного образования с первого курса, целесообразно применение тимбилдинга в процессе адаптации первокурсников, что способствует налаживанию межличностной коммуникация внутри группы и умению работать в команде, что ценно не только в студенческой жизни, но и дальнейшей трудовой деятельности.
Для работы со студенческой аудиторией возможно применение следующих видов тимбилдинга:
- Интеллектуальный тимбилдинг: исторический, шахматный, мозговой штурм, викторины, квесты, игра «Что? Где? Когда?» и т. п. Такой вид тимбилдинга способствует максимальному проявлению умственных способностей, логики, интуиции, выявлению лидерских качеств, совместно принятие решений по актуальным вопросам, развитие индивидуальных и профессиональных навыков.
- Творческий тимбилдинг: музыкальный, танцевальный, театральный с постановкой пьесы или спектакля по мотивам известного произведения, кулинарный, конкурс творческих работ, мастер-классы, стратегическое моделирование, картонный тимбилдинг, выставки, организация праздников по авторским сценариям, Дней специалистов и т. п.
- Спортивный или экстремальный тимбилдинг: футбол, пейнтбол, лазертаг, волейбол, соревнования: «веселые старты», эстафеты, подвижные квесты, игра «Форт Боярд», полосы препятствий, скалолазание, спортивное ориентирование, веревочный парк, парусная регата, катания на санках, лыжах и т. п.
- Социально-экологический тимбилдинг подразумевает проведение субботников, облагораживание участков, посадкой деревьев, благотворительные акции, выездных мероприятий на природе.
- Психологический тимбилдинг позволит выявить неформальных лидеров в студенческой группе и определить роль каждого участника в коллективе путем создания непринужденной атмосферы (шерстяной тимбилдинг, психологический тренинг).
Сочетание интеллектуального, творческого, спортивного, социально-экологического, психологического воздействия на участника тимбилдинга повышает эффективность и дает высокие результаты командообразования.
Организацией и проведением тимбилдинга среди студентов проводит преподаватель, куратор для работы со студенческой группой в рамках учебных или внеучебных занятий, а также отделы по воспитательной работе с обучающимися учебного заведения.
Тимбилдинг для студенческой аудитории несет в себе не только развлекательные цели, но и преследует решение социально-значимых вопросов в системе образования.
Литература:
- Наянова К. В. Тимбилдинг как сочетание метода обучения и сплочения персонала//Профессиональная ориентация, № 1–2018, 133–136 с.
- Бурганова Л. А., Савкина Е. Г. «Человеческие отношения»: уроки Хоторнского эксперимента»//Вестник экономики, права, социологии. № 3–2007, 91–102 с.
- Шкунова А., Колода С. Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе «Организационное поведение»//Вестник Минского университета, № 4, — 2015