Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а грамотно действующего человека для планирования и эффективного выполнения поставленных задач. Развитие современной армии, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности всего личного состава, и офицеров в частности.
Главными целями военно-морских учебных заведений сегодня являются формирование личности офицера, его общей и военно-профессиональной культуры; выработка умения анализировать и прогнозировать ход общественных процессов в военном деле, в их диалектическом единстве; воспитание у курсантов чувства долга, чести, достоинства офицера ВМФ, любви к Родине и флоту. Современные условия службы требуют умения прогнозировать социальные процессы в воинских коллективах, наличия собственных устойчивых моральных и нравственных убеждений, общей и политической культуры. Офицер обязан знать и предвидеть развитие событий по исполняемой должности. Его действия должны носить прогностический характер, предполагающий наличие профессиональных знаний, приобретаемых в учебном заведении или самостоятельно.
Проблемам обучения и воспитания офицеров, особенно молодых, уделяется достаточное внимание. О молодых специалистах, о том, каким должен быть выпускник военно-морского института и каким он нужен флоту в среде корабельных офицеров, флагманских соединений, объединений и флотов, а также среди преподавателей военно-морских учебных заведений давно ведется дискуссия. К слушателям и курсантам военных вузов стали предъявляться новые, более высокие требования. Для успешного выполнения служебных обязанностей каждый из них должен обладать качествами командира, технического специалиста и грамотного руководителя. Преобладающими недостатками в подготовке многих молодых офицеров по-прежнему остаются:
-
— растерянность и неуверенность в сложной
обстановке;
— недостаточная требовательность к себе и к своим подчиненным;
— необходимость постоянного контроля со стороны командования;
— отсутствие инициативы в выполнении служебных обязанностей;
— неразвитое трудолюбие;
— невыдержанность;
— низкая исполнительность;
— отсутствие чувства ответственности за порученное дело;
— слабое знание своей специальности.
Эти недостатки приведены в порядке их преобладания. Из систематизированных сведений видно, что основные недостатки молодых офицеров проявляются как следствие слабой воли, низкой ответственности за порученное дело, а также отсутствии достаточных навыков решения повседневных вопросов.
Формирование умений и навыков – один из приоритетов образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения. Известно, что умения и навыки без проработки усвоенных теоретических знаний на деле сами по себе не сформируются. При регулярном выполнении каких-либо действий в начале неуверенные действия со временем преобразуются в отработанные навыки работы.[2, c.1.]
Серьезнейший пробел в практической подготовке курсантов, обостряющийся ежегодно для тех, кто приступает к заключительному этапу обучения в институте – недостаточное количество корабельной практики. Эффективность в формировании навыков и умений в последние десятилетия совершенно однозначно доказал такой метод обучения как практический тренинг. Тренинги активно используются в зарубежных и российских организациях и позволяют сотрудникам за короткое время освоить новые навыки и применить полученные знания.
Тренинг - групповой активный метод обучения, построенный (полностью или в значительной мере) на моделировании профессиональной деятельности участников тренинга и направленный на получение ими успешных практических умений и навыков, необходимых им в практической работе. Исходя из сказанного, одним из вариантов выхода из положения, создавшегося в военном образовании видится организация на практических занятиях, так называемых тренингов по решению задач, возникающих ежедневно на корабельной службе и повседневной профессиональной деятельности. Тренинги призваны решать следующие задачи:
Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
Гностическая: формирование знаний и развитие мышления курсантов;
Социально-психологическая: развитие коммуникативных и командных навыков.
Для повышения эффективности тренинга его алгоритм должен отвечать определенным требованиям:
Тренинг должен соответствовать целям обучения;
Тренинг должен затрагивать практическую повседневную или чрезвычайную ситуацию, возникающую на корабле или в части;
Необходим определенный уровень теоретической подготовки курсантов, соответствующий тематике тренинга;
Приветствуется нестандартное мышление для решения задач, при условии соответствия средств целям и предписаниям руководящих документов;
Преподаватель должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе развития сценария тренинга.
Тренинг состоит из нескольких этапов:
Подготовительный. На данном этапе преподаватель:
а) определяет содержание и основную задачу тренинга, это может быть выработка командных навыков, навыков принятия решений в экстренных ситуациях, умение разрешать конфликты с личным составом и т.п.;
б) формирует параметры ситуации. Место действия, погодные условия (при необходимости), состояние корабля, личного состава, вооружения и др.;
в) самостоятельно решает задачу, опираясь на свой личный опыт и руководящие документы. Фиксирует алгоритмы действий, решения и приказы, обеспечивающие оптимальное решение задачи, продумывает предполагаемые ответы и реплики;.
г) информирует курсантов о планируемом тренинге и рекомендует учебный материал и литературу для подготовки.
2) Непосредственная организация тренинга. Преподаватель проводит инструктаж с курсантами, сообщает правила и условия, в которые поставлен корабль и личный состав, распределяет роли.
3) Проведение тренинга, в результате которого должна быть решена поставленная задача; В ходе тренинга один из курсантов может выполнять роль секретаря, фиксируя принятые курсантами решения, приказы и т.п. Преподавателю предпочтительно не вмешиваться в ход процесса, позволив курсантам полностью самостоятельно решать поставленные задачи.
4) Подведение итогов. Анализ хода и результатов тренинга как самими участниками, так и преподавателем.
Следует отметить, что в тренингах используется не только игровой метод как таковой. В процессе можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, тренинг органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.
Исходя из методов, целей и особенностей тренинги, соответствующие потребностям военно-морских учебных заведений можно разделить на следующие разновидности:
- имитационные, используются в профессиональном обучении при формировании определенных профессиональных навыков.
- сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - повседневная, чрезвычайная или иная. Занятие в этом случае напоминает постановку, где каждый курсант выполняет определенную роль. Это тренинги творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет профессиональная подготовка участников и детальная разработка сценария.
Положительные моменты в применении тренингов:
- Как правило, участники испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;
- Происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания-умения, т.е. курсанты учатся применять свои знания;
- Итоговое обсуждение способствует закреплению знаний;
- Оперативная связь (внешняя и внутренняя).
Отрицательные стороны:
- Высокая трудоёмкость подготовки к занятию (для преподавателя);
- Большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом поиске.
Тренинг предусматривает достижение как учебных, так и воспитательных целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией службы на корабле, воинской части и т.п.
Ожидаемая эффективность:
1) познавательная: в процессе тренинга курсанты знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией воинского коллектива, функциями своей «должности» на личном примере;
2) воспитательная: в процессе тренинга формируется сознание принадлежности ее участников к воинскому коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются все вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по службе;
3) развивающая: в ходе тренинга развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, командные навыки, навыки управленческой деятельности.
Подводя итоги, следует отметить, что основной акцент в тренинге ставится не на освоении теоретического материала, а на получении практических навыков, необходимых для осуществления повседневной деятельности. В процессе обучения тренинг целесообразно использовать как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и, очевидно, тренинг не может выступать в качестве основного метода обучения. О результатах применения обучающих тренингов в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.[4 с.2]
Литература:
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. РГУ, 1983 – 115 с.
Общеучебные умения и навыки как объекты оценивания в новых стандартах образования. Нинель ЧУТКО, к.п.н., профессор кафедры коррекционно-развивающего образования Педагогической академии последипломного образования Московской обл.
Генике Е.А. Дидактическая диагностика деятельности учителя //lerner.edu3000.ru/genike.htm
- Современные психолого-педагогические технологии обучения. Чернова Елена Николаевна