Статья посвящена проблемам предупреждения налоговых преступлений. Автор анализирует законодательство о налогах и сборах, показывает его пробелы и недостатки, предлагает пути его совершенствования. Рассматривая организационно-управленческие меры предупреждения налоговой преступности, автор приходит к выводу о целесообразности восстановления органов налоговой полиции, поскольку функционирование специализированных органов налоговой полиции в качестве отдельной и самостоятельной государственной структуры дает больший эффект для предупреждения налоговых преступлений, чем создание подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями в рамках правоохранительных органов. В плане специального предупреждения налоговой преступности обращается внимание на проблемы совершенствования технологий сбора и обработки информации о налогоплательщиках и предпринимательской деятельности. Рассмотрена предупредительная деятельность следователей в области предупреждения налоговой преступности.
Ключевые слова: предупреждение преступности; налоговая преступность; налоговое законодательство; налоговая полиция; представление следователя.
Предупреждение налоговой преступности можно определить как воздействие государства и общества на причины и условия, порождающие налоговую преступность, социальные процессы и иные социальные факторы, прямо или косвенно связанные с совершением налоговых преступлений, а также на социальные слои и индивидов с целью сокращения уровня налоговой преступности в обществе и недопущения совершения преступных проявлений в налоговой сфере со стороны отдельных членов общества. Оно представляет собой взаимосвязанный комплекс социально-экономических, политических, правовых и культурно-воспитательных мер, направленных на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, обеспечение действенного учета и контроля за проведением финансовых и хозяйственных операций, воздействия на налогоплательщиков с целью побудить их соблюдать требования налогового законодательства.
Большое значение для предупреждения налоговой преступности имеет оптимизация налоговой политики и повышение эффективности правового регулирования отношений по поводу собирания налогов и сборов. Здесь следует обратить внимание на совершенствование налогового законодательства и законодательства в сфере предпринимательства, устранение пробелов и коллизий в правовом регулировании налогообложения, существование которых позволяет избегать юридической ответственности за совершение налоговых преступлений.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ осуществил систематизацию и упорядочение налогового законодательства, заменив ряд действовавших законов, закрепил реформу налоговой системы России. Однако, несмотря на то, что принятием первой и второй частей НК РФ была осуществлена систематизация российского налогового законодательства и реформирована система налогообложения, состояние правового регулирования налоговой сферы нельзя признать вполне удовлетворительным. Как отмечается в юридической литературе, российское налоговое законодательство все еще отличается несовершенством и нестабильностью, некоторые положения НК РФ характеризуются неясностью и противоречат друг другу [3,27; 6,3; 9,13].
О нестабильности налогового законодательства говорит тот факт, что российский законодатель практически ежегодно вносит различные дополнения и изменения как в первую, так и во вторую части НК РФ. А.А Тедеев и В.А. Парыгина отмечают, что «кодификация налогового законодательства ведется бессистемно, методом проб и ошибок. Принятие едва ли не каждой новой главы части второй НК РФ осуществляется без учета положений части первой Кодекса и порождает перманентный процесс ее доработки «на ходу». При этом вносимые изменения и дополнения часто противоречат друг другу, что делает процесс их дальнейшего «совершенствования» неминуемым. Показательно, что многочисленные взаимоисключающие изменения вносятся в еще не введенные в действие акты, многие дополнения вводятся задним числом, после начала соответствующих налоговых периодов» [9,13].
В то же время, несмотря на усиленное внимание российского законодателя к вопросам правового регулирования налоговых отношений, НК РФ до сих пор не свободен от неясных и расплывчатых положений, а также от различных несоответствий и противоречий между его нормами.
Для предупреждения уклонения от уплаты налогов, повышения собираемости налогов необходимо четкое и ясное определение в налоговом законодательстве объекта налогообложения, исключающее противоречивое толкование. Между тем, как отмечается в юридической литературе, не всегда взаимоувязаны между собой положения НК РФ, регулирующие вопросы объекта налогообложения по налогу на прибыль, в регулировании внереализационных доходов российский законодатель также допускает неувязку различных положений НК РФ, нет полной ясности и в определении расходов [4,94].
Следует признать, что НК РФ содержит ряд неясных и расплывчатых положений, его нормы плохо увязаны между собой, носят противоречивый характер, что способствует принятию необоснованных решений как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков. Это, в свою очередь, влечет за собой конфликты между налогоплательщиком и налоговым органом, создает условия для уклонения от уплаты налогов и сборов.
Таким образом, противоречия и пробелы налогового законодательства способствуют порождению правового нигилизма среди налогоплательщиков, повышают вероятность совершения ими налоговых правонарушений и преступлений.
Важная роль в предупреждении налоговой преступности принадлежит организационно-управленческим мерам. Задача управленческого воздействия на налоговую преступность заключается в том, чтобы стимулировать позитивный, антикриминогенный потенциал социально-экономических и политических процессов, способствовать правомерному поведению граждан, а также минимизировать негативные криминогенные и криминальные процессы [1,49].
Представляется, что предупреждению совершения налоговых преступлений может способствовать восстановление налоговой полиции. Упразднение с 1 июля 2003 г. Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации [10] привело к снижению активности правоохранительных органов в сфере борьбы с налоговыми преступлениями и, как результат, к спаду выявленных налоговых преступлений в 2003 г. [7,5-6] В то же время опыт борьбы с налоговой преступностью в зарубежных странах [8,174-179] свидетельствует о том, что функционирование специализированных органов налоговой полиции в качестве отдельной и самостоятельной государственной структуры дает больший эффект для предупреждения налоговых преступлений, чем создание подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями в рамках правоохранительных органов (прежде всего – МВД).
Немаловажное значение имеют специально-криминологические меры предупреждение налоговых преступлений, поскольку они направлены на обеспечение строго учета и контроля за поступлением налогов от предпринимательской деятельности, а также воздействуют на лиц, склонных к уклонению от уплаты налогов и, тем самым, прежде всего на предупреждают саму возможность совершения налогового преступления.
В рамках мероприятий по специально-криминологическому предупреждению преступлений выявляются и устраняются имеющиеся отрицательные условия формирования личности, осуществляется оздоровление микросреды, проводится коррекции поведения, а также интересов, потребностей, взглядов лиц, которые могут совершить преступные деяния. Кроме того, осуществляется предупреждающее воздействие на лиц, которые уже совершили преступления и понесли за это уголовное наказание с целью недопущения их возвращения на преступный путь.
В плане специального предупреждения налоговой преступности следует обратить внимание на повышение эффективности мероприятий по упреждению возникновения криминогенных явлений и процессов в сфере налогообложения и, прежде всего, на совершенствование технологий сбора и обработки информации о налогоплательщиках и предпринимательской деятельности.
В этой связи в системе налоговых органов необходимо ускорить создание информационной системы, отвечающей современным требованиям. Основой такой системы должна стать технология централизованной обработки данных, которая основывается на:
1) использовании и совершенствовании налоговыми органами автоматизированной информационной системы по обработке информации;
2) информационных ресурсах налоговых органов;
3) наличии электронных каналов связи, с использованием которых осуществляется передача электронных документов между налоговыми органами и налогоплательщиками [2,13-15].
Это позволит налоговым органам иметь более полную и своевременную информацию о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах; информацию оперативно-бухгалтерского учета; оперативно-правовую информацию (исковые заявления в судебные органы, протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях, протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в кредитных организациях); банковскую информацию и т.д. Централизованная обработка данных будет способствовать созданию электронного паспорта налогоплательщика, массива полной информации о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, т.е. сможет обеспечить решение оперативных задач налогового контроля.
Специальные мероприятия по предупреждению налоговых преступлений будут эффективны лишь в случае активного взаимодействия органов внутренних дел с налоговыми органами, как государственными органами, уполномоченными по контролю и надзору в области налогов и сборов. С целью организации такого взаимодействия совместным Приказом МВД РФ № 495, ФНС РФ № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» [5] утверждены «Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», «Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения», «Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления».
С целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах. могут проводиться выездные налоговые проверки налоговыми органами с участием органов внутренних дел. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя налогового органа или его заместителя о проведении такой проверки. Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа. Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:
а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
б) назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с НК РФ;
в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Представляется, что не малую помощь в выявлении слабых мест и определении предпочтительных направлений деятельности правоохранительных органов по предупреждению налоговых преступлений могли бы оказывать представления следователей о выявлении и устранении причин и условий, способствовавших совершению налогового преступления. Однако, как показывает практика, такая форма предупредительной работы используется следователями необоснованно редко. Из всех, изученных нами уголовных дел о налоговых преступлениях, законченных расследованием и направленных в суд, только по 19,4 % дел следователи направляли представления, содержащие требования об устранении выявленных причинах и условиях совершения преступления. Причем зачастую эти представления носили краткий, формальный характер, не содержащий развернутого изложения недостатков, способствовавших преступлению. Кроме того, необходимо отметить, что следователи практически не используют такую форму, как обобщенное представление, составленное по результатам расследования ряда схожих по фабуле уголовных дел о налоговом преступлении. Между тем, обобщенное представление позволяет глубже проанализировать причины и условия совершения насильственных преступлений и выработать более действенные меры по их предупреждению.
Литература:
Горшенков А.Г., Горшенков Г.Г., Горшенков Г.Н. Преступность как объект управленческого воздействия. Сыктывкар, 1999. С. 49.
Загузов Г.В. Информационное обеспечение деятельности налоговых органов // Административное и муниципальное право. 2008. № 4. С.13-15.
Кирилина В.Е. Некоторые проблемы взаимодействия части первой и части второй Налогового кодекса Российской Федерации // Финансовое право. 2005. № 8. С.27.
Прудиус Е.В. Совершенствование финансово-правового регулирования устойчивого развития налоговой системы Российской Федерации. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 94.
Российская газета от 16.09.2009. № 173.
Саттарова А.А. Актуальные проблемы и перспективы налоговой реформы в Российской Федерации // Финансовое право. 2007. № 4. С. 3.
Семенова Н.Ф. Криминологический анализ налоговой преступности в современной России. Нижний Новгород, 2009. С. 5-6.
Смирнов М.П. Особенности функций отечественных и зарубежных министерств и ведомств в борьбе с преступностью в сфере экономической деятельности // Вестник Академии налоговой полиции: Выпуск 3. М., 2003. С. 174 - 179.
Тедеев А.А., Парыгина В.А. Спорные вопросы сущности и понятия налогового правоотношения // Адвокат. 2006. № 8. С.13
Указ Президента РФ от 11.03.2003 № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 12. Ст. 1099.