Конструирование модели экологического воспитания в процессе преподавания биологии требует создания «модельных представлений», т.е. идеальных результатов, к которым желательно прийти в результате осуществления созданной модели экологического воспитания. Это требует отбора и шлифовки используемых форм, средств, придания им дополнительных характеристик, выработанных на основе педагогических исследований в этой области.
Моделирование опирается на ряд педагогических принципов, изложенных в исследовании, которые специфичны для экологического воспитания на уроках биологии, к которым отнесены: непрерывности, системности, преемственности, целенаправленного общения, учета специфики предмета, индивидуальности, оптимальности, субъектности.
В процессе моделирования экологического воспитания на уроках биологии выделим три стадии.
На первой - подготовительной, идет процесс психологической подготовки к реализации модели.
На второй - происходит непосредственное моделирование системы экологического воспитания:
определяются цели и задачи, принципы функционирования системы экологического воспитания, формулируются ценностные ориентации, характерные для экологического воспитания;
намечаются связи элементов данной системы, отношений между собой как внутренних (педагог - школьник) так и внешних связей (педагог и ученый), а также отношений с социальной и природной средой;
проектируются новые формы, методы и средства воспитательного процесса и организационные направления деятельности учителя;
выбирается критериальный подход к результативности экологического воспитания (опрос, анкетирование тестирование, и т.п.) на основе подготовленной модели;
выделяются ступени построения системы экологического воспитания, которое должно проходить от общего и цельного построения на уровне учреждения к отдельным направлениям деятельности секций и кружков.
Третья стадия - внедрение. Преобразованные в процессе моделирования модельные представления используются для создания прогнозируемой модели воспитания. Происходит апробация использования модели как инструмента для совершенствования системы экологического воспитания в процессе преподавания биологии. При этом следует учитывать, что операции могут быть связаны с принципиальными коррективами не только в содержании и формах работы, возможны существенные организационные изменения отдельных структур учреждения (кружков).
Выстраивая опытно-экспериментальную работу, мы опирались на установленное в педагогике положение о том, что эффективность экологизации биологического образования в школе может быть обеспечена за счет включения в процессы обучения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследователей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделялись метод мини-проектов и практические работы. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, органично сочетается с групповым подходом к обучению и направлен на решение какой-то проблемы. Во-вторых, метод мини-проектов обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в обучении, в авторскую позицию, что лежит в основе экологического воспитания (Рис 1.).
Рис 1. Преимущества метода мини-проектов.
Применение метода мини-проектов возможно в любых классах, как с дидактической, так и с психологической точек зрения.
В качестве ориентировочной основы построения формирующей работы в исследовании разработана прикладная модель структуры экологического воспитания школьника, включающая четыре взаимосвязанных компонента (Таб. 1).
Таблица 1. Компоненты экологического воспитания
Когнитивный |
экологические знания, мышление воображение |
Операциональный |
умения, навыки и опыт экологической деятельности |
Потребностно-мотивационный |
потребность в сохранении и сбережении природной среды |
Ценностно-смысловой |
экологическая направленность |
Когнитивный компонент полагает владение экологическими знаниями, экологическим мышлением системного характера, способность оперировать экологическими взаимосвязями и отношениями в познании мира и своего «Я» в нем.
Операциональный компонент означает умения вести экологическую работу, применять экологические знания на практике и в своей повседневной жизни.
Потребностно-мотивационный компонент подразумевает устойчивое стремление к гармоничной жизни с природным миром, желание и потребность в сохранении и сбережении природной среды, стремление к экологической работе.
Ценностно-смысловой компонент образует мировоззренческий склад личности, для которой ценность природы, её красота, её сохранение и созидание обретает значение ведущего личностного смысла собственного существования.
В качестве ключевого механизма экологического воспитания школьников в процессе обучения биологии выступал момент соединения экологических знаний с собственным опытом учащихся и постановка их в субъектную позицию в природоориентированной деятельности.
Возможность такого соединения обеспечивалась в работе посредством организации эколого-образовательного процесса в пространстве природоориентированной модели экологического воспитания на уроках биологии (рис. 2).
Рис 2. Компоненты природоориентированной модели экологического воспитания на уроках биологии.
Моделирование такой среды осуществлялось посредством развертывания трёх направлений деятельности: 1) экологическое воспитание школьников в рамках предметов естественно-биологического цикла, 2) опытно-практическая работа школьников на уроке, 3) научно-исследовательская работа экологического характера (рис 3).
Рис 3. Взаимосвязь направлений деятельности по моделированию среды экологического воспитания школьников.
В целом данные проведенных мониторингов подтвердили предположение об универсальности метода мини-проектов, который способен охватывать своим стимулирующим влиянием ведущие личностные компоненты (когнитивный, операциональный, потребностно-мотивационный, ценностно-смысловый) отвечающие целостному развитию экологического воспитания школьников.