Природоориентированная модель формирования экологического мировоззрения у школьников, в процессе преподавания биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Артемьев, Ю. В. Природоориентированная модель формирования экологического мировоззрения у школьников, в процессе преподавания биологии / Ю. В. Артемьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3521/ (дата обращения: 15.11.2024).

Конструирование модели экологического воспитания в процессе преподавания биологии требует создания «модельных представлений», т.е. идеальных результатов, к которым желательно прийти в результате осуществления созданной модели экологического воспитания. Это требует отбора и шлифовки используемых форм, средств, придания им дополнительных характеристик, выработанных на основе педагогических исследований в этой области.

Моделирование опирается на ряд педагогических принципов, изложенных в исследовании, которые специфичны для экологического воспитания на уроках биологии, к которым отнесены: непрерывности, системности, преемственности, целенаправленного общения, учета специфики предмета, индивидуальности, оптимальности, субъектности.

В процессе моделирования экологического воспитания на уроках биологии выделим три стадии.

На первой - подготовительной, идет процесс психологической подготовки к реализации модели.

На второй - происходит непосредственное моделирование системы экологического воспитания:

определяются цели и задачи, принципы функционирования системы экологического воспитания, формулируются ценностные ориентации, характерные для экологического воспитания;

намечаются связи элементов данной системы, отношений между собой как внутренних (педагог - школьник) так и внешних связей (педагог и ученый), а также отношений с социальной и природной средой;

проектируются новые формы, методы и средства воспитательного процесса и организационные направления деятельности учителя;

выбирается критериальный подход к результативности экологического воспитания (опрос, анкетирование тестирование, и т.п.) на основе подготовленной модели;

выделяются ступени построения системы экологического воспитания, которое должно проходить от общего и цельного построения на уровне учреждения к отдельным направлениям деятельности секций и кружков.

Третья стадия - внедрение. Преобразованные в процессе моделирования модельные представления используются для создания прогнозируемой модели воспитания. Происходит апробация использования модели как инструмента для совершенствования системы экологического воспитания в процессе преподавания биологии. При этом следует учитывать, что операции могут быть связаны с принципиальными коррективами не только в содержании и формах работы, возможны существенные организационные изменения отдельных структур учреждения (кружков).

Выстраивая опытно-экспериментальную работу, мы опирались на уста­новленное в педагогике положение о том, что эффективность экологизации биологического образования в школе может быть обеспечена за счет включения в процессы обу­чения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследо­вателей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделялись метод мини-проектов и практические работы. Данный метод ориентирован на само­стоятельную деятельность учащихся, органично сочетается с групповым подхо­дом к обучению и направлен на решение какой-то проблемы. Во-вторых, метод мини-проектов обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в обучении, в авторскую пози­цию, что лежит в основе экологического воспитания (Рис 1.).

Рис 1. Преимущества метода мини-проектов.

Применение метода мини-проектов возможно в любых классах, как с дидактической, так и с психологической точек зрения.

В качестве ориентировочной основы построения формирующей работы в исследовании разработана прикладная модель структуры экологического воспитания школьника, включающая четыре взаимосвязанных компонента (Таб. 1).

Таблица 1. Компоненты экологического воспитания

Когнитивный

экологические знания, мышление воображение

Операциональный

умения, навыки и опыт экологичес­кой деятельности

Потребностно-мотивационный

потребность в сохранении и сбережении природной среды

Ценностно-смысловой

экологическая направленность

Когнитивный компонент полагает владение экологическими знаниями, экологическим мышлением системного характера, способность оперировать эко­логическими взаимосвязями и отношениями в познании мира и своего «Я» в нем.

Операциональный компонент означает умения вести экологическую рабо­ту, применять экологические знания на практике и в своей повседневной жизни.

Потребностно-мотивационный компонент подразумевает устойчивое стремление к гармоничной жизни с природным миром, желание и потребность в сохранении и сбережении природной среды, стремление к экологической работе.

Ценностно-смысловой компонент образует мировоззренческий склад лич­ности, для которой ценность природы, её красота, её сохранение и созидание обре­тает значение ведущего личностного смысла собственного существования.

В качестве ключевого механизма экологического воспитания школьников в процессе обучения биологии выступал момент соединения экологических знаний с собственным опытом учащихся и постанов­ка их в субъектную позицию в природоориентированной деятельности.

Возможность такого соединения обеспечивалась в работе посредством ор­ганизации эколого-образовательного процесса в пространстве природоориентированной модели экологического воспитания на уроках биологии (рис. 2).

Рис 2. Компоненты природоориентированной модели экологического воспитания на уроках биологии.

Моделирование такой среды осуществлялось посредством развертывания трёх направлений деятельности: 1) экологическое воспитание школьников в рамках предметов естествен­но-биологического цикла, 2) опытно-практическая работа школьников на уроке, 3) научно-иссле­довательская работа экологического характера (рис 3).







Рис 3. Взаимосвязь направлений деятельности по моделированию среды экологического воспитания школьников.

В целом данные проведенных мониторингов подтвердили предположение об универсальности метода мини-проектов, который способен охватывать своим стимулирующим влиянием ведущие личностные компоненты (когнитив­ный, операциональный, потребностно-мотивационный, ценностно-смысловый) отвечающие целостному развитию экологического воспитания школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, урок биологии, экологическое воспитание школьников, метод мини-проектов, природная среда, процесс моделирования, процесс преподавания биологии, экологическая работа.


Похожие статьи

Возможности внеурочной деятельности в формировании ноосферного мировоззрения старшеклассников

Влияние психологических особенностей формирования личности подростка на проблемы и перспективы развития образования

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций

Педагогические ситуации как фактор формирования морально-волевого поведения школьников

Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества

Культурологические основы реализации образовательных задач в процессе преподавания истории

Структурно-функциональная модель развития лидерского потенциала старшеклассника средствами педагогического стимулирования

Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей

Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников

Развивающие задачи как средство развития познавательных процессов школьников в пропедевтическом курсе информатики

Похожие статьи

Возможности внеурочной деятельности в формировании ноосферного мировоззрения старшеклассников

Влияние психологических особенностей формирования личности подростка на проблемы и перспективы развития образования

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций

Педагогические ситуации как фактор формирования морально-волевого поведения школьников

Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества

Культурологические основы реализации образовательных задач в процессе преподавания истории

Структурно-функциональная модель развития лидерского потенциала старшеклассника средствами педагогического стимулирования

Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей

Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников

Развивающие задачи как средство развития познавательных процессов школьников в пропедевтическом курсе информатики

Задать вопрос