Тема современности в композиции панно отечественного варианта ар деко | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 1030 раз

Библиографическое описание:

Догонина, Е. А. Тема современности в композиции панно отечественного варианта ар деко / Е. А. Догонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 157-160. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3537/ (дата обращения: 18.12.2024).

Наряду с реминисценциями и орнаментальными мотивами стиль ар деко активно включал в декоративные композиции и стилизацию атрибуты современности. Особенно ярко это проявилось в западном варианте стиля, где тема современности была одной из характерных черт стиля. В отечественном варианте она тоже приобрела довольно полное выражение, но была окрашена определенной спецификой, связанной с политической идеологией сталинского времени. Наиболее ярко эта тема прослеживается в декоративном убранстве станции метро «Маяковская» и «Новокузнецкая», в архитектурном ансамбле Северного речного вокзала. Архитектура сталинского времени была наделена определенной символичностью, которая призвана была уводить человека от горя и тягот того времени в прекрасный и безоблачный мир.

Для осуществления масштабных архитектурных проектов привлекались лучшие мастера. Большие надежды возлагались на строительство Московского метрополитена, и если станции первой очереди были довольно сдержанными в декоративном убранстве, то архитектурное решение станций второй очереди было ознаменовано особой роскошью в декоре. К ним относится и станция второй очереди Московского метрополитена «Маяковская» спроектированная архитектором Алексеем. Николаевичем. Душкиным и открывшаяся для пассажиров в сентябре 1938 года. Её интерьерный ансамбль по своей стилистике наиболее близко соотносится с западным вариантом стиля ар деко. Интерьер станции получился необычайно просторным и светлым, в облицовке колонн и арочных проемов использовалась нержавеющая сталь, свет отражался в гранях рифлёной стали, перекликался с полированным мрамором и смальтой, наполняя пространство блеском. За этот проект архитектор А. Н. Душкин в 1939 году получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке.

Для создания монументально-декоративных панно (рис. 1) был приглашен Александр Александрович Дейнека. Он выполнил 35 картонов, по которым мозаики набирались в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. «Все тридцать пять мозаик: от розовых - утренних, через голубые - дневные к красно-коричневым - вечера, темным - ночи, - не только по сюжетам, но и по живописному разбегу обобщены одной темой: сутки нашей Родины».[6] Декоративные композиции в овальных плафонах создавали ощущение простора и наполняли интерьер светоносной силой. Человек, спустившийся в метро, не должен был ощущать себя под землей, поэтому особую роль играло освещение интерьера станции и перспективные прорывы пространства в высоты яркого московского неба, как будто не существовало той толщи земли, как писал сам художник: «Плафоны поднимают, делают звонкой архитектуру...».[6]

Композиции панно представляли спортсменов, прыгающих с парашютом, парящие в лазурном небе аэропланы, гудящие линии электропередач, цветущие сады, играющих детей. Стилизация и переработка образов, реалистическая трактовка изображений и декоративность соединились в целостные гармоничные композиции панно. Наиболее важным в произведениях являлся синтез реалистичности и декоративности. С одной стороны художник стремился с предельной ясностью и академичностью отобразить фигуры людей и пространство, с другой наделить композиции особой выразительной силой и энергетикой, которая передавалась бы зрителю: «Изображение решалось принципами цвето-свето-тени: надо было ввести в плафоны как можно больше солнца, света. Золото и серебро я вводил не в фон, а в реальную окраску предмета. Проходя и обозревая плафон, зритель видит, как силуэт аэроплана начинает под известным углом блестеть серебром».[6] Идейное наполнение заключалось в отображении прекрасных, счастливых людей, которые строят новую жизнь, а декоративность композиций усиливалась с помощью необычного ракурса изображения и модуля кусочков мозаичной смальты. Свобода трактовки пластики цветового пятна, использование ярких и светлых тонов сообщали произведениям легкость и декоративность. Одухотворённые, динамичные, насыщенные светом и цветом картины новой жизни передавали зрителю этот настрой. Дейнека мастерски расставлял цветовые акценты, с их помощью организуя целостность композиций. Такое синтетическое соединение реальной жизни и декоративной стилизации придавало монументальным панно Александра Дейнеки особую эстетическую выразительность, роднящую их с произведениями этого круга западного варианта ар деко.

Рис. 1 А. А. Дейнека. Мозаики для станции метро «Маяковская» из серии «Сутки советского неба, Москва, 1938 г.

Тематика современности получила развитие в последующей работе художника. Декоративные мозаичные панно на станции метро «Новокузнецкая» относятся к 1941 году. Первоначально панно предназначались для станции метро «Павелецкая», так как поезда с Павелецкого вокзала шли в Донецк, то тема декоративных мозаик звучала как «Донбасс – Всесоюзная кочегарка». Панно представляли собой восьмигранники и по размеру были больше, чем для станции «Маяковская». Расположение их на потолке не предполагало заглубления, что облегчало их обзор пассажирами даже на расстоянии. Из-за начавшейся вскоре Великой Отечественной войны проект станции «Павелецкая» был изменён и семь из набранных ранее панно были размещены на станции «Новокузнецкая». Среди них такие композиции как «Парад физкультурников», «Авиация», «Лыжники и торжество индустриализации», «Машиностроение Донбасса», «Яблочные сады» и другие. Реалистичность изображения усиливается, хотя А. Дейнека и прибегает к приему уходящего ввысь пространства, как в панно для станции «Маяковская». Перед глазами зрителя проходили сцены жизни советского человека, труд и отдых. Александр Дейнека уделяет особое внимание визуальной трансляции средств транспорта и механизации труда. Из композиций уходит условность трактовки формы и цвета и использование локальных декоративных плоскостных пятен, преобладает натурализм в отображения людей и предметов: так на одном из панно можно увидеть скоростной паровоз того времени, произведенный на Коломенском машиностроительном заводе. Такой подход к композиционному построению панно делал их сюжетное наполнение более богатым, но декоративная стилизация отступала на второй план.

Если сравнивать панно Александра Дейнеки для станций «Маяковская» и «Новокузнецкая», то первая его работа более созвучна с западным вариантом стиля, в ней идеологическая составляющая была не так ярко выражена, как в последующем декоративном ансамбле. Основной чертой мозаик станции «Маяковская» были образные вариации на тему современности, которые строились не столько на отображении реалий жизни, сколько на создании атмосферы праздника, наполненного мажорными нотами.

Яркое отображение темы современности можно видеть в декоративных майоликовых панно на здании Северного речного вокзала, архитекторы А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский, Москва, 1937 год, панно выполнила художник Н.Я. Данько (рис. 2). Здание речного вокзала представляло собой образ двухпалубного судна с воздушными арочными проемами и открытыми террасами и увенчанное мачтой - шпилем. Язык архитектуры визуально отображал основную идею сооружения, которая заключалась в позиционировании Москвы, как порта пяти морей. Арочный вход на обоих фасадах здания был украшен круглыми майоликовыми панно, разработанными художницей Н.Я. Данько. всего было создано 24 таких медальона. Собранные в единый декоративный ансамбль они представляли некий поэтический гимн жизни и труду, где навигация, воздухоплавание, рост промышленности, освоение новых территорий были основными достижениями. С одной стороны весь цикл панно проникнут пафосом героики и созидания новой жизни, с другой автор копмозиций отобразила веяния эпохи через символичные элементы, которые повествуют не об идеологических установках, а о покорении человеком стихий воды и воздуха. Хрупкие глазурованные фарфоровые рельефы размещались на поверхности шероховатых каменных колонн, что составляло должный эффект контраста. Легкость и живописность в манере исполнения панно сообщали декоративному ансамблю атмосферу романтики. Изображения военных кораблей и самолетов, прогулочных и парусных судов, северных льдов и теплых южных морей словно иллюстрировали слова «Песни о Родине» из кинофильма «Цирк» 1936 года:

«От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит, как хозяин
Необъятной Родины своей».

С удивительной тщательностью прорабатывалась каждая композиция, средства транспорта отображались реалистично, иногда даже с указанием номера модели, как, например, на изображении арктического самолета читается надпись СССР-Н-171 или в изображении самого высокоскоростного паровоза того времени ИС (Иосиф Сталин). Такое внимательное отношение к атрибутам эпохи можно объяснить тем, что художники стремились запечатлеть в декоративном убранстве здания не абстрактные атрибуты скорости, а вполне конкретные образцы отечественной промышленности. Особое место в композициях медальонов занимали произведения архитектуры, как новейшие: здание театра Красной армии, интерьер станции метро «Киевская» (ныне Филевской линии), Мавзолей В. И Ленина, так и исторические – вид на Кремль со стороны Москвы реки. Необычным выглядит изображение гигантского здания Дворца Советов, неосуществленного масштабного архитектурного проекта, который призван был воплотить в себе символ советской власти. Трансляция в композиции ещё не созданного здания, тогда лишь утверждала его скорое строительство, а теперь выглядит как некий символ утопии. Медальоны Северного речного вокзала отображают не сюжеты, а мотивы, довольно простые для восприятия и одновременно отображающие обширную содержательную программу. Идеологический контекст воспринимается зрителем не на прямую, а косвенно, через визуальные образы результатов обновлённой жизни.

Рис. 2 Н.Я. Данько. Майоликовые медальоны на фасаде Северного речного вокзала, Москва, 1937 г.

Образная система отображения современности в композициях декоративных панно стиля ар деко создала устойчивый ряд мотивов. Их схожесть в отечественном и западном вариантах стиля обусловлена общими чертами эпохи. Особенностью тематики современности декоративных панно отечественного варианта стиля ар деко была её довольно яркая идеологическая окраска. Построение новой страны и воспитание нового человека четко прослеживаются во многих произведениях этого круга. Пафос динамики обновления пронизывает декоративные композиции советского искусства 1930-1940-х годов. В западном варианте современность представляется синонимом комфорта и красоты жизни.

Характер эпохи воплотился в визуальной трансляции плодов технократической цивилизации. Надо заметить, что атрибуты современности в композициях панно западного варианта ар деко совпадали с отечественными. В образном языке стиля сформировался устойчивый ряд мотивов, призванных отображать новую жизнь. В декоративных панно часто присутствуют изображения скоростных поездов, океанических лайнеров, самолетов, автомобилей, линий электропередач. При этом средства транспорта в композиции символизировали собой не только растущие скорость и ритм повседневной жизни, но и её красоту и комфорт. С другой стороны эти элементы использовались в композиции как чисто декоративные, обогащавшие образный ряд произведения и украшавшие его. В образном языке стиля ар деко мотив современности становился декоративной составляющей композиции. Стилизация композиционного элемента панно шла в двух направлениях: сохранения его смысловой функции и усилении и выявлении его наиболее выразительных декоративных качеств, сообщающих панно визуальную привлекательность и красивость. Отображение современности в отечественном и западном вариантах стиля ар деко имеют много общих черт, в первую очередь это единство мотивов. Но основной, рознящей их чертой являются изначально диаметральные подходы к декоративной композиции. В отечественном панно обязательным было прямое или косвенное отражение символов советской страны, в западном варианте большинство произведений были лишены какой либо политической окраски и транслировали очищенную декоративность. Например, фон композиции декоративного панно американского автора Германа Сакаса «Скорость перемещения», выполненного для универмага «Уилшир Буллокс» полностью был преобразован в геометрические формы, подчинённые четкой симметрии. Декоративные композиции панно отечественного варианта стиля ар деко не подвергались такой интенсивной стилизации, сохраняя большую долю реалистичности. Несмотря на это мастерам удалось создать оригинальные и самобытные произведения, ставшие крупным явлением в искусстве 1930-1940-х годов и позволившие говорить о сложении собственного варианта стиля ар деко.


Литература:
1 Александр Дейнека. Живопись. Графика. Скульптура. М.: Издательская программа
«Интерроса» 2010, 240 с., ил.
2.Александр Дейнека. Из моей рабочей практики, M., 1961
3 Высокий сталинский стиль. Москва. «Трилистник», 2006
4. Догонина Е. А. Реминисцентная природа декоративного панно в интерьерах ар деко //Вестник МГХПУ им. С. Г. Строганова. – 2010. №2
5 История московского метро. Станция Новокузнецкая. URL: http://stalinskoe.ru/novokuzneckaya.php (дата обращения: 14.07.2011 г.)
6. Мастера: Новеллы о художниках (Долгополов И. В.). А. Дейнека. URL: artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st027.shtml (дата обращения: 14.07.2011 г.)
7 Московский метрополитен. URL: http://old.mosmetro.ru/pages/page_6.php?id_page=165 (дата обращения: 14.07.2011 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): западный вариант, Москва, панно, Северный речной вокзал, композиция, станция метро, декоративная стилизация, западный вариант ар деко, Московский метрополитен, сталинское время.


Задать вопрос