Экономическое сотрудничество России с Казахстаном можно назвать наиболее стабильным и плодотворным процессом в сравнении с развитием взаимоотношений с другими государствами на территории бывшего советского пространства.
Поскольку в экономике того и другого государства определяющую роль играет нефтегазовая отрасль, то значительная часть взаимодействия России и Казахстана лежит именно в этой области. Правительствами России и Казахстана принимается множество эффективных мер, направленных на формирование и развитие общего рынка нефти и газа. В частности, в соответствии с Планом мероприятий по реализации решений Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией энергетические ведомства этих стран разработали совместный топливно-энергетический баланс (ТЭБ).
В рамках составления совместного ТЭБ разработан Совместный баланс нефтяного и газового сырья Республики Казахстан и Российской Федерации на 2004-2015 гг., который стал основой для формирования согласованных объемов экспортных и транзитных поставок нефтегазовых ресурсов, соответствующего Плана их транспортировки и модернизации нефтегазотранспортной инфраструктуры [1]
Отсутствие у Казахстана непосредственного выхода к мировым рынкам, в сочетании с наличием протяженной границы с Россией, определяет экономический и политический вес нефтегазотранспортных операций, осуществляемых между двумя государствами. Российское участие в освоении нефтегазовых ресурсов Казахстана до недавнего времени было достаточно ограниченным. Оно резко активизировалось с началом разработки крупных месторождений на суше в районе Каспия и с открытием месторождений в северном секторе акватории Каспийского моря.
Нефтегазовое сотрудничество двух стран базируется на нескольких межправительственных соглашениях, в том числе "О сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов" от 25 декабря 1993 года с ежегодными протоколами к нему - "О техническом и экономическом сотрудничестве и интеграции в нефтегазовых отраслях" от 25 февраля 1997 года, "О сотрудничестве в газовой отрасли" от 28 ноября 2001 года. В июне 2002 года Казахстан и Россия заключили долгосрочное межгосударственное соглашение на 15 лет по транзиту казахстанской нефти через территорию России объемом не менее 17,5 млн тонн в год. В 2002 году президенты России и Казахстана подписали "Протокол к Соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года". Этот документ, определяющий принципы и правовые основы взаимодействия двух стран в области освоения ресурсов дна Каспийского моря, установил географические координаты прохождения модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря. Расположенные на этой линии месторождения Курмангазы (казахстанская юрисдикция), Центральное и Хвалынское (российская юрисдикция) было решено осваивать совместно, на паритетной основе. Наработанная правовая база сотрудничества между двумя государствами получает дальнейшее развитие и конкретизацию.
В результате восстановления параллельной работы энергосистем Казахстана и России обе страны уже получили ощутимые выгоды. Поэтому, на наш взгляд, в сфере электроэнергетики одним из приоритетных направлений экономической политики двух государств должно стать дальнейшее расширение интеграционного сотрудничества и формирование общего электроэнергетического рынка. Такой общий рынок даст обеим странам полное покрытие потребности в дешевой электроэнергии, обеспечит благоприятные условия для ее экспорта в третьи страны, даст возможность более рационально использовать водно-энергетические ресурсы, а также расширит возможности межгосударственных перетоков электроэнергии и позволит эффективнее использовать транзитный потенциал двух стран.
Сегодня в Казахстане и России происходит формирование межгосударственных вертикально интегрированных структур - от добычи угля до выработки и продажи электроэнергии. Углубляется сотрудничество в нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности. В этой связи большие перспективы открываются в плане создания производств по выпуску продукции завершающих переделов. Вообще, при сохранении внимания к развитию сотрудничества в базовых отраслях промышленности, на наш взгляд, основные акценты в настоящее время необходимо сдвинуть на сотрудничество в обрабатывающем секторе, осуществление скоординированных действий в направлении кардинальных структурных преобразований национальных экономик.
Еще одним перспективным направлением углубления энергетического сотрудничества между Казахстаном и Россией является более эффективное использование транзитного потенциала обеих стран, развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры и расширение экспортных возможностей поставок нефтегазовых ресурсов в третьи страны.
Здесь успешно развивающееся сотрудничество России и Казахстана в области транспортировки нефтегазовых ресурсов в западном направлении, на наш взгляд, может и должно быть дополнено развитием совместного экспорта углеводородов в направлении динамично растущих рынков Восточной Азии и, прежде всего, Китая.
Как известно, Китай сегодня прорабатывает возможность энергетического сотрудничества как с Казахстаном, так и с Россией. Ведь именно Казахстан и Россия имеют стратегическое значение для Китая благодаря своим запасам углеводородов, а также близкой расположенности к границам Китая и удобства транспортировки топлива. Китайское руководство рассчитывает, что в перспективе более чем половина получаемой Китаем из-за рубежа нефти должна поступать именно из России и Казахстана.
Учитывая постоянно растущий спрос на энергоресурсы в китайской и других соседних азиатских экономиках и перспективную взаимную выгоду от экспорта нефти и газа в данном направлении, здесь видится необходимость сотрудничества Казахстана и России.
Как известно, казахстанско-китайские договоренности на высшем уровне, сделанные в 2003 - 2004 годах, о строительстве нефтепровода Казахстан – Китай и крупных китайских инвестициях в нефтегазовые проекты Казахстана, в мировом сообществе восприняли неоднозначно. Многими российскими экспертами это расценивалось как скрытый антироссийский шаг со стороны казахстанского руководства [2]. Однако, данные проекты, на наш взгляд, имеют ряд конструктивных евразийских компонентов сотрудничества.
Появление экспортного нефтепровода из Казахстана в Китай отнюдь не означает, что у Китая отпадает необходимость в российской нефти. Многое будет зависеть от того, как Казахстан будет развивать нефтедобычу, и как в Китае будет расти спрос на нефть. Важным фактором так же могут стать китайские планы реэкспорта нефти через китайские порты в государства АТР. Если Китай будет поставлять нефть в Южную Корею и Японию, и в этих странах спрос будет расти достаточно быстро, тогда востребованной окажется и казахстанская, и российская нефть.
Более того, уже сегодня, с учетом российско-казахстанских договоренностей, можно говорить о начале разработки новой евразийской долгосрочной нефтяной программы, предусматривающей слияние отдельных российских и казахстанских проектов с ориентацией не только на Китай, но и регион Северо-Восточной Азии в целом.
С точки зрения национальных государственных интересов как Казахстана, так и России, формирование своеобразного российско-казахстанского нефтяного картеля как минимум усилило бы позиции Москвы и Астаны как продавцов на мировых нефтяных рынках, и сделало бы потенциальных покупателей в лице Китая и других стран Северо-Восточной Азии более уступчивыми. Одновременно «евразийский картель» мог бы стать и одним из факторов влияния на мировые нефтяные цены.
Сегодня меняется не только ценовая, но и геополитическая структура глобального нефтяного рынка. В странах Северо-Восточной Азии складываются основные «центры притяжения», вокруг которых и будет развиваться многостороннее сотрудничество в энергетической сфере. Москва и Астана могут в этих условиях сыграть главную структурообразующую роль в становлении многостороннего евразийского энергетического сотрудничества стран Северо-Восточной и Центральной Азии.
Что касается экспортных направлений нефти из евразийского региона, становится ясно, что лоббирование трубопроводов из Казахстана и России связано с насущными потребностями экономического развития. В строительстве трубопровода из Западного Казахстана в интересах Китая действовать сообща с Россией, а также с участием всех сторон Шанхайской организации сотрудничества.
Важное значение на современном этапе имеет разработка и принятие на межправительственном уровне общей стратегии развития энергетического рынка России и Казахстана. И принципиальное значение здесь должно быть отведено созданию соответствующей правовой базы, обеспечивающей развитие торгово-экономических связей двух государств в области энергетики, условия для свободного и бесперебойного транзита энергоресурсов и проведение согласованной таможенной, налоговой и тарифной политики в отраслях энергетического сектора.
Формирование общего рынка энергоресурсов в России и Казахстане станет основой для создания Единого энергетического пространства в рамках ЕврАзЭС и ЕЭП.
Примеры передовых промышленно развитых стран и, в частности, стран Западной Европы, прилагающих в последние годы серьезные усилия по созданию в рамках Европейского Союза конкурентных рынков энергоресурсов, показывают, что курс на регионализацию энергетических рынков рассматривается ими в качестве важнейшего необходимого условия успешного будущего развития энергетики, и еще раз подчеркивают, что сегодня одной отдельно взятой стране, даже обладающей значительной ресурсной базой энергетики, очень сложно обеспечить свою энергетическую безопасность, находясь в отрыве от международных интеграционных процессов в топливно-энергетическом комплексе.
Создание общего энергетического рынка в пределах России и Казахстана будет способствовать развитию взаимовыгодных хозяйственных связей в области энергетики, насыщению внутреннего рынка дешевыми видами энергоресурсов, покрытию потребностей потребителей в них и расширению возможностей экспортных поставок энергоресурсов в третьи страны. Проведя анализ развития нефтегазовых секторов России как наиболее богатой ресурсами страны постсоветского пространства, и как стран с наиболее близкими экономическими интересами, которые интегрируются в рамках ЕЭП, предлагается уточнить и конкретизировать стратегию развития национального нефтегазового комплекса России путем учета динамики и направлений сотрудничества между Россией и Казахстаном. При этом учёт направлений динамичного развития необходим для точной диагностики недоработок и выработке ориентиров дальнейших действий. С учётом процессов возрастающей глобализации и конкуренции интересов поставщиков и потребителей продукции нефтегазового сектора, сотрудничество и интеграция между странами - поставщиками, такими как Россия и Казахстан, будет способствовать как самому процессу усовершенствования и развития собственных национальных нефтегазовых комплексов, так и процессу защиты энергетических интересов и обеспечению энергетической безопасности на международной арене.
В основе потенциальных сфер интеграции России и Казахстана лежит один из основных принципов, а именно – принцип взаимодополняемости стран - контрагентов. Интеграция позволяет решать также крупные народнохозяйственные задачи, которые было бы невозможно даже представить без объединения усилий производителей нескольких стран.
Важным направлением внешнеэкономической интеграции является технологическое взаимодействие нефтегазовых комплексов, в качестве как потребителей различных услуг компаний, так и импортеров технологий и оборудования.
Россия проводит политику многовекторности выбора направлений экспорта и максимальной эффективности использования трубопроводных систем. Аналогичный подход характерен и для Казахстана, Азербайджана, Туркмении. Это способствует его интеграции с Россией и приносит как политические преимущества, так и существенную экономическую выгоду. Интеграция в данном направлении помогает противостоять странам Запада и США, пытающихся оказывать влияние на экономический курс Казахстана и стремящихся к установлению своего контроля над крупными залежами нефти и газа.
Таким образом, основаниями, на наш взгляд, интеграции нефтегазовых комплексов России с Казахстаном, которые должны учитываться при разработке стратегии развития нефтегазового комплекса России, являются:
Совместное проведение работ по геологоразведке, нефтегазодобыче, транспортировке и переработке;
Использование аутсорсинга и услуг по выполнению обслуживающих или сопутствующих функций (использование компаний по специализированным направления выполняемых работ в зависимости от опыта, технического и технологического обеспечения);
Совместная работа по привлечению инвестиций, поддержке экспортных потенциалов, международного имиджа, защита интересов;
Объединение усилий в проведение научно-технических исследований, инновационной деятельности, подготовке кадров;
Согласование позиций и поддержка интересов в отношении стран-импортеров, включая и ценовую политику.
Литература:
1. Султанов Б.К. Перспективы развития российско-казахстанского сотрудничества // «Жас Казак» от 25 ноября 2005 года
2. Керницкий Р.Б. Роль нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного потенциала страны // Труды МЭЛИ, №4, 2008.