Участие Вологодского губернского земства в развитии Вологодской мужской классической гимназии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Пазгалова, Е. С. Участие Вологодского губернского земства в развитии Вологодской мужской классической гимназии / Е. С. Пазгалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3553/ (дата обращения: 16.11.2024).

Главное народное училище было открыто в Вологде в 1786 году. В 1804 году училище было преобразовано в губернскую гимназию [13, с. 1]. Гимназия располагалась на Плац-парадной площади, ныне улица Галкинская, 1. До 1932 года в Вологодской мужской гимназии было четыре класса, потом семь, в 1871 году был введен приготовительный класс, а в 1873 – восьмой класс. В гимназии преподавались следующие предметы: Закон Божий, русский язык, латинский, греческий, немецкий и французский языки, математика, физика, логика, история, география, чистописание, статистика, философия, юриспруденция. Кроме того воспитанников обучали рисованию, музыке, пению, танцам, военной выправке и маршировке [6, с. 42].

Несмотря на то, что Вологодская классическая гимназия традиционно существовала на средства, выделяемые из государственного казначейства, сбора платы за обучение, процентов с пожертвованных капиталов и пожертвования разных обществ и лиц, вклад в ее развитие внесенный Вологодским губернским земством был также достаточно значительным. Суммы, выплачиваемые земством на развитие гимназии за разные годы, отражены в таблице 1.

Таблица 1

Суммы, выплачиваемые Вологодским губернским земством на поддержание деятельности мужской гимназии за разные годы

Суммы/

Года

1889

1890

1892

1894

1895

1897

1899

1900

1902

1903

1911

1913

1915

1916

Общество вспомо-ществования



50



50



50



100



100



100



100



100



100



100



100



100



100



100

Стипен-

дии

95

95

700

700

700

700

1200

1200

1200

1200

1500

1500

1500

1500

Общежитие

-

-

-

-

1000

5000

1000

1000

1000

1000





Расширение корпуса здания гимназии


-


-


-


-


-


-


25000


-


-


-


-


-


-


-

Вологодская классическая гимназия была достаточно востребованным учебным заведением, за один десяток лет количество ее воспитанников значительно возросло. Например, в 1872/73 учебном году в ней обучался 271 учащийся, в 1879/80 – 264, в 1881/82 – 296. Среди обучающихся юношей многие принадлежали «к недостаточным в имущественном отношении классам», не имели возможности приобрести вещи первой необходимости [10, с. 6]. Поэтому 27 января 1885 года было учреждено Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Вологодской гимназии. Председателем Общества был избран директор гимназии Л.И. Исполатов. Вологодское губернское земство приняло самое активное участие в его деятельности, выделяя на обеспечение нуждающихся учеников суммы сначала в 50, а позже в 100 руб. ежегодно. За этот вклад в его деятельность земство получило статус почетного члена Общества.

Помимо поддержки бедных учеников мужской гимназии, Вологодское губернское земство перечисляло крупные суммы на выплату стипендии лучшим учащимся. Например, в 1890/91 учебном году земство предоставило стипендию в «память выздоровления наследника цесаревича, ныне благополучно царствующего Государя Императора» в размере 5% от суммы 1900 рублей, что составляло 95 руб. [5, л. 60]. В 1892/93 учебном году помимо стипендии в 95 руб. губернское земство выделило семь стипендий по 100 руб. каждая, «в ознаменование серебряной свадьбы Их Императорских Величеств» [12, с. 24]. В 1911 года размер стипендии еще больше увеличился и составил 1500 руб. в совокупности. Стипендии выплачивались в «память 25-ти летия бракосочетания Императора Александра III» семи учащимся по 100 руб. каждая, «в память бракосочетания Императора Николая II» пяти учащимся по 100 руб., «в память выздоровления Императора Николая II троим учащимся по 100 руб. [1, с. 121-122].

В 1824-1864 годах при Вологодской мужской гимназии существовал пансион [6, с. 42]. Но после его упразднения снова возникла потребность в устройстве пансиона. В 1894 году при мужской гимназии было учреждено общежитие на средства почетного попечителя гимназии А.А. Йозефовича без всякой субсидии со стороны земских учреждений губернии и казны. В связи с этим обстоятельством, губернским собранием на сессии 2 февраля 1895 года было принято решение перечислить на содержание общежития ежегодную субсидию от губернского земства, в размере 1000 руб., в продолжении десяти лет. Также Министерством народного просвещения была ассигнована сумма в 23 000 руб. на пристройку нового крыла к зданию гимназии и назначено ежегодное пособие из казны на содержание общежития. В 1897 году директор гимназии снова подал прошение об отпуске средств на поддержание ученического интерната при гимназии 10 000 руб. на безвозвратной основе, указывая на значительное количество воспитанников гимназии живущих в нем. Губернское собрание постановило: выдать пособие на содержание общежития при гимназии 5 000 руб. из запасного капитала и вносить эту сумму в смету по 1000 руб. в год, начиная с 1897 года [4, с.143-145].

В 1899 году директор Вологодской гимназии ходатайствовал в губернскую управу о необходимости расширения корпуса гимназии. Он указал на тот факт, значительное увеличение количества учащихся за последние годы порождает переполнение классных помещений. В связи с этим директор ходатайствовал у губернского собрания о назначении единовременного пособия в размере 25 000 руб. на постройку дополнительного здания и для проектируемых к открытию I-IV параллельных классов гимназии [2, с. 256-259]. Вологодское губернское собрание на очередном заседании 30 января 1899 года постановило: отпустить из запасного капитала сумму 25 000 руб. безвозвратно на постройку дополнительного здания и третьего этажа гимназии, только в том случае, если Министерство народного просвещения также отпустит необходимую сумму в половинном размере и так же безвозвратно. Министерство народного просвещения уведомило губернское собрание, что если земство ассигнует на предположенную к мужской гимназии постройку параллельных классов 25 000 руб., то Министерство выделит эту же сумму в ссуду с рассрочкой ее возврата на 25 лет. Губернское собрание на заседании 3 февраля 1899 года постановило: ассигновать безвозвратно на пристройку параллельных классов сумму в 25 000 руб. из запасного капитала [4, с. 147-148].

15 ноября 1903 года была открыта последняя параллель при V классе гимназии при поддержке Министерства народного просвещения, которое разрешило один год не уплачивать 1000 руб. на погашение долга в 25 000 руб., а использовать эти средства на содержание параллельного отделения при V классе. Так как подобная временная мера не могла полностью решить проблему с финансированием параллельного класса, то педагогический совет гимназии решил обратиться за помощью к Вологодскому губернскому земскому собранию с просьбой об ассигновании денежной субсидии на содержание параллельного отделения при V классе в размере 1740 руб. [3, с. 404-409]. Но земским губернским собранием ходатайство гимназии было отклонено.

В отчете за 1879/80 учебный год отмечалось, что ученики, обладающие голосами, составляли церковный хор, участвующий при богослужении в домовой церкви гимназии. Репетиции хора проводились два раза в неделю под руководством ученика VIII класса Алексина Александра [8, с. 6]. В репертуар хора входили церковные песни и духовная музыка. В 1884/85 учебном году в гимназии были назначены специальные уроки для обучения учащихся церковному пению. Руководителем хора являлся бывший регент семинарского и архиерейского хоров, помощник классных наставников Ростиславин [10, с. 9]. Репетиции хора певчих в количестве 30 человек проходили шесть раз в неделю. Хор принимал участие в двух музыкально-вокальных вечерах, походивших в гимназии 25 ноября 1890 года и 17 февраля 1891 года и в других торжественных случаях. Выступления хора всегда пользовались большой популярностью и успехом, вызывая полное одобрение публики [11, с. 16].

Оркестровая музыка была введена в гимназии по распоряжению министра народного просвещения с 1889/90 учебного года. Занятия учеников музыкой проводились под руководством учителя Павла Юлиановича Гефле. Уроки музыки проходили два дня в неделю, с разделением учеников на два отделения – старшее и младшее. Из учеников старшего отделения были составлены два оркестра: бальный (струнный) и военный (духовой). Возможность составить два таких оркестра появилась из-за того, что многие из учеников старшего отделения играли на двух инструментах, что лучше всего подтверждает их успехи. Всего учеников занимавшихся музыкой в 1890/91 учебном году было 47 [11, с. 17].

Помимо обучения пению и музыке, учащимся гимназии преподавалась гимнастика. Их обучением занимался капитан Кременецкий. В 1890/91 учебном году в рамках данной дисциплины для воспитанников гимназии были проведены три военно-гимнастические прогулки. Они проходили в сопровождении хора и оркестра и были направлены на посещение учениками имения исправника г. Васильева, имения помещика Набалова «Ковырино» и деревни «Семенково». Целью данных прогулок было приучить воспитанников к походным движениям и научить проходить значительные пространства без усталости [11, с. 19-20].

В фундаментальной библиотеке гимназии к 1 января 1882 года состояло 2458 книг, из них в отделе учебников 127 книг, в ученической – 601 книга. В физическом кабинете состояло 277 инструментов и приборов, в кабинете естественных наук 1411 предметов [9, с. 21-22].

Вологодскую мужскую классическую гимназию только в период времени с 1850 по 1899 годы окончило 563 выпускника, а за весь период ее существования, воспитанников успешно закончивших ее несоизмеримо больше. Среди них много известных деятелей культуры и науки: писатели В.А. Гиляровский, П.В. Засодимский, В.И. Красов, Ф.П. Савинов, художники И.И. Варакин, Н.П. Дмитриевский, искусствовед И.В. Евдокимов, ученые-химики С.С. Перов, А.Е. Фаворский, И.И. Черняев, математик А.Н. Коркин, общественный деятель Х.С. Леденцов, историк-краевед А.Е. Мерцалов, педагог Н.Ф. Бунаков [6, с. 42]. Последний, кроме того, работал в гимназии классным наставником в приготовительном классе [7, с. 4].

Таким образом, Вологодское губернское земство активно участвовало в развитии Вологодской мужской классической гимназии, перечисляя денежные средства на выплату стипендии лучшим учащимся, помогая неимущим воспитанникам приобретать одежду и обувь, финансируя устройство и содержание общежития, строительство дополнительного здания и третьего этажа гимназии. В результате подобных мер поддержки мужская гимназия состоялась как одно из старейших средних учебных заведений на северо-западе России, в котором существовали хор и два оркестра, в рамках гимнастической подготовки учащихся проходили военно-гимнастические прогулки. Выпускниками гимназии являлись многие известные представители науки и искусства, прославившие своими делами имя гимназии и ее педагогический коллектив. Но период учебной и творческой активности учителей и учащихся гимназии пришелся на вторую половину ХIХ – начало ХХ веков. Поэтому помощь оказанная гимназии со стороны губернского земства имела, на наш взгляд, важнейшее значение для ее скорейшего творческого развития и процветания.


Литература:
  1. Вологодское губернское земское собрание. Доклады Вологодскому Губернскому Земскому Собранию третьей очередной сессии XIV трехлетия Вологодской Губернской Земской Управы по Народному Образованию и выписки из журналов заседаний Собрания. – Вологда: Типография Губернскаго Правления, 1912. – 140 с.

  2. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, второй очередной сессии, десятаго трехлетия. – Вологда: Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1899. – 813 с.

  3. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, первой очередной сессии ХII трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1904. – 895 с.

  4. Вологодское губернское земское собрание. Систематический сборник постановлений Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания за 1870 -1901 гг.: [в 2 т.]. Т. II: (V. Народное образование. – VI. Народное здравие. – VII. Ветеринария. – VIII. Общественное призрение и благотворительность). - Москва: Товарищество типо-литографии Владимир Чичерин, 1905. - 922 с.

  5. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 657. Л. 43-60.

  6. Коновалов Ф.Я. Вологда ХII – начало ХХ века: краеведческий словарь/ Ф.Я. Коновалов, Л.С. Панов, Н.В. Уваров. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1993. – 298 с.

  7. Отчет о состоянии Вологодской гимназии за 1872/73 год. – Вологда: Печатано в типографии Губерн. Правл.,1874. – 34 с.

  8. Отчет о состоянии Вологодской гимназии за 1879-80 учебный год. – Вологда: Печат. в типогр. Волог. Губ. Прав., 1880. – 40 с.

  9. Отчет о состоянии Вологодской гимназии за 1881-82 учебный год/сост. А.О. Знаменским. – Вологда: Печатано в типографии Вологодскаго Губернскаго Правления, 1882. – 42 с.

  10. Отчет о состоянии Вологодской гимназии за 1884/85 учебный год/сост. А.О. Знаменским. – Вологда: Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1885. – 56 с.

  11. Отчет о состоянии Вологодской гимназии за 1890-91 учебный год/ сост. В.И. Тузовым. – Вологда: Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1891. – 51 с.

  12. Отчет о состоянии Вологодской гимназии за 1892-93 учебный год/ сост. В.И. Тузовым. – Вологда: Печатано в Типо-Литографии И.И. Соколова, 56, 7 с.

  13. Столетний юбилей Вологодской губернской гимназии, 1786-1886 г., с приложением списка лиц, служивших и служащих в гимназии, и учеников, окончивших в ней курс с 1850-1886 год. – Вологда: Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1886. - 40 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Вологодское губернское земство, гимназия, губернское собрание, мужская гимназия, народное просвещение, содержание общежития, губернское земство, дополнительное здание, запасной капитал, класс, сумма, учащийся.


Задать вопрос