Данная работа посвящена изучению особенностей психического темпа у детей, имеющих травматический опыт. Обследованы 96 младших школьников в возрасте от 7 до 8 лет и проведено сравнение психического темпа у детей, не имеющих травматического опыта, и испытывших физическое насилие. Результаты исследования показали, что физическое насилие негативно влияет на психический темп детей: у детей, подвергшихся физическому насилию, снижается подвижность нервных клеток, что характеризируется либо их пассивным состоянием, либо истощением. Это проявляется быстро наступающей утомляемостью и изменением индекса психического темпа при интеллектуальной нагрузке.
Ключевые слова: посттравматический стресс, физическое насилие, психический темп.
За последние 15 лет резко возросло не только количество природных и техногенных катастроф, локальных войн, террористических актов, но и количество негативных социальных явлений, в частности, число смертности и преступности, развода семьи, физического и сексуального насилия и т. д. В связи с этим проблема воздействия внешних стрессоров на психику человека приобретает особую значимость во многих областях знаний, в том числе и в психологии.
Одним из широко распространенных внешних стрессоров является физическое насилие, выходящее за рамки обычного человеческого переживания. По разным данным, в Европе от 10 до 72 % мальчиков и от 12 до 56 % девочек испытывают физическое насилие до 16 возраста, в то время как в Азии жестокому обращению с ребенком подвергается от 5 до 87 % детей до 16 лет [1; 3; 7].
Несмотря на то, что современные ученые в области психологии посттравматического стресса проводят широкие исследования в разных контингентах испытуемых, переживших физическое насилие, большинство исследований, проведенных ими, ограничено, в основном, выявлением и изучением признаков посттравматического стресса, вызванного физическим насилием [4; 5; 6]. Кроме того, в работах, проведенных на детской выборке, почти не затрагивается проблема индивидуально-психологических особенностей у ребенка, переживших физическое насилие.
Изучение воздействий физического насилия на формирование индивидуально-психологических особенностей у ребенка, в частности, изучение воздействий физического насилия на психический темп, имеет большое значение не только для анализа влияния физического насилия на его психику, но и для расширения мира его внутренней жизни и восстановления его утраченнего самоотношения. На российской и монгольской выборках младшего школьного возраста данная проблема до сих пор практически не изучена.
В связи с этим было проведено нами исследование, целью которого является выяснение воздействий посттравматического стресса, вызванного физическим насилием, на психический темп детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 96 первоклассников, обучающихся в ГОУ СО «Средняя общеобразовательная школа № 14» ЗАО г. Москвы.
Экспериментальная работа была проведена в 2 этапах. На первом этапе с помощью полуструктурированного интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей [2] мы разделили всех детей на две части: дети, не имеющие травматического опыта (контрольная группа), и дети, пережившие физическое насилие (экспериментальная группа). В контрольную группу вошли 25 испытуемых, а в экспериментальную группу – 71 испытуемых.
На втором этапе был изучен психический темп у детей из контрольной и экспериментальной групп по тесту Горбова-Шульте.
По исследованиям, отыскание чисел на таблицах Шульте-Горбова наиболее успешно выполнились испытуемыми, не имеющими травматического опыта. Это выражается в времени, потраченных ими на отыскание чисел на каждой таблице: испытуемые потратили, в среднем, 68,5 сек. на отыскание чисел на I таблице, а – 64,2 сек. на II таблице, – 66,7 сек. на III таблице, – 60,1 сек. на IY таблице. Полученные данные показывают, что дети контрольной группы потратили примерно одинаковое время на отыскание чисел на каждой таблице. Кроме того, у этих детей, по нашим качественным анализам, не наблюдалось увеличение времени, затрачиваемого на отыскание чисел на последних таблицах (см. рисунок № 1).
Рисунок № 1
Средние показатели психического темпа контрольной группы (в секундах) (n=25)
Таким образом, психический темп у детей, не имеющих травматического опыта, определяемый на основе учета потраченного времени на отыскание чисел на каждой таблице, равномерен, неинтертен.
А теперь рассмотрим результаты исследования детей экспериментальной группы. У испытуемых данной группы, по нашим анализам, обнаружена астеническая форма психического темпа: они потратили, в среднем, 70,4 сек. на отыскание чисел на I таблице, а – 75,6 сек. на II таблице, – 77,9 сек. на III таблице, – 80,3 сек. на IY таблице (см. рисунок № 2).
Рисунок № 2
Средние значения психического темпа у детей, переживших
физическое насилие (в секундах) (n=71)
Из всех таблиц эти дети потратили меньше времени на отыскание чисел на I таблице, а больше времени – на IY таблице. По сравнению с результатами I и II таблиц, дети, имеющие травматический опыт, вызванный физическим насилием, потратили больше времени на отыскание чисел на III и IY таблицах.
Астенический темп психической деятельности у детей, испытывших физическое насилие, выражающий при отыскании чисел на таблицах, на наш взгляд, тесно связан с кратковременным состоянием охранительного торможения в их корковых клетках зрительного анализатора, возникающим у них в результате длительного истощающего влияния физического насилия, сопровождающего такие сильные негативные эмоции, как чувство беспомощности, ужас и т. д.
Таким образом, вышеизложенные результаты, полученные в экспериментальной группе, позволили сделать вывод, что психический темп у детей, переживших физическое насилие, выходящее за рамки обычного человеческого переживания, и сопровождающее интенсивные негативные эмоции, носит неравномерный, астенический характер.
Для выяснения достоверности полученных результатов мы сравнивали результаты исследования, полученные в контрольной и экспериментальной группах. Данные сравнительного анализа отражены на рисунке № 3.
Рисунок № 3
Сравнение среднегрупповых значений психического темпа у детей
контрольной и экспериментальной групп (в секундах) (n=96)
Представленные данные на рисунке № 3 показывают, что между средними показателями по тесту Шульте-Горбова психического темпа у детей контрольной и экспериментальной групп статистические достоверные различия обнаружены по результатам II (t=2,76 при Р=0,01), III (t=2,88 при Р=0,05) и IY таблиц (t=2,57 при Р=0,01). Дети из экспериментальной группы, по сравнению с детьми из контрольной группы, потратили больше времени на отыскание чисел на II, III и IY таблицах. Повышение времени, затрагиваемых на отыскание чисел на указанных трех таблицах, свидетельствует истощающие влияния физического насилия, на темп психической деятельности у детей, имеющих травматический опыт, вызванный физическим насилием.
Таким образом, проведенные наши исследования показали, что психический темп у детей, переживших физическое насилие, выходящее за пределы обычного человеческого переживания, носит астенический и замедлительный характер.
-
- Литература:
Мягмар О. Приспособление индивида. Улан-Батор: Изд-во «Мунхийн усэг», 2000, стр. 3-17.
Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009, 304 стр.
Doctor R.M., Shiromoto F.N. The Encyclopedia of Trauma and Traumatic Stress Disorders. New York: «Pacts on File», 2009, pp. 52-96.
Fisher G., Riedesser P. Lehrbuch der Psychotraumatologie. 4. Auflage. München: «Reinhardt», 2009, S. 114-138.
Ford J.D. Posttraumatic Stress Disorder: Scientific and Professional Dimensions. Burlington, MA: «Academic Press», 2009, pp. 23-79.
Gender and PTSD. Ed. by R. Kimerling, P. Ouimette, J. Wolfe. New York: «Guilford Press», 2002, pp. 61-158.
Psychotraumata: Primärärztliche Versorgung des seelisch erschütterten Patienten. Hrsg: L. Reddemann. Köln: «Deutscher Ärzte-Verlag», 2006, S. 7-40.