По ходатайству республиканских партийных и советских организаций, Министерства культуры РСФСР в 1968 году принято решение о создании в Йошкар-Оле Марийского Государственного объединенного музыкально-драматического театра им. М. Шкетана. Предпосылки к зарождению музыкального театра в марийской республике сложились еще в 1963 году, когда состоялась премьера первой марийской героико-романтической оперы Э. Сапаева «Акпытыр». «Опера была поставлена силами самодеятельных и профессиональных исполнителей в количестве 300 человек» [1]. Главным дирижером оперы был заслуженный деятель искусств ЯАССР Г.Ф Гаврилов, а балетмейстером - заслуженный артист РСФСР и ТАССР А.Ф. Нарыков. Таким образом,1 октября 1968 года был создан новый творческий коллектив, способный собрать все ценнейшие национальные богатства музыкальной, хоровой культуры народа мари и воплотить их в сценических произведениях искусства большого полотна.
Большой вклад в развитие марийской танцевальной культуры и в создание нового театра внес министр культуры А.В. Краснов. Он лично решал все организационные вопросы, ездил по учебным заведениям в поисках кадров для своего детища. А.В. Краснов был не только чиновником, но и ученым-философом (кандидат философских наук – 1966 г.). Театр постепенно начал обновлять репертуар, искать и находить новые формы творчества. Артисты балета были заняты во всех танцевальных сценах опер и оперетт, идущих на сцене театра. «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича, «Кармен» Ж. Бизе, «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, «Штраусиана» И. Штрауса, «Жизель» А. Адана прочно заняли свое место в афишах театра в первые года становления театра.
В начале 70-х годов композитор Анатолий Борисович Луппов приступает к работе над первым марийским балетом «Лесная легенда». Обращение А.Б.Луппова к балетному жанру было во многом закономерным явлением в творчестве композитора. «В этот период он достиг композиторской зрелости, в его творческом портфеле находились значительные произведения симфонического и концертного жанра с ярко выраженным национальным тематизмом. Изучая и преломляя фольклор в своем творчестве, композитор проник в тайны народного искусства, марийские песенные интонации органично вошли в его сочинения и определили их своеобразие» [2. С. 44].. Несколько раз композитор брался за идею сочинения балетной музыки, но не мог найти подходящий сюжет. Только прочитав народные марийские предания и легенды, определился в выборе темы будущей работы. «Осенью 1969 года А.Б. Луппов встретился с В.Ф. Наваевой и предложил ей написать либретто. Но либретто рождалось с большим трудом. Было написано несколько вариантов, но не один из них не перекликался первоначальным замыслом композитора. После многочисленных изменений и правок, А. Луппов приступил к работе над балетом» [3]. Клавиатуру балета композитор завершил летом 1971 года, а партитуру - 10 октября 1972 года. Летом 1971 года В. Наваева покидает театр и в августе того года приезжает Энн Эрович Рая. Композитор и балетмейстер начинают совместную работу. Им пришлось переделать либретто, сократить и переписать музыку к некоторым частям. Э.Э. Рая начал изучать особенности танцевальной культуры народа мари, консультировался со специалистами, учеными МарНИИ.
Приказом №119 от 2 ноября 1972 года художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств РСФСР и МАССР С.И. Иванов утвердил постановочную группу и распределил роли первого национального балета А. Луппова «Лесная легенда» (сначала балет был назван «Легенда об Аксае и Эрике»). «Постановщиком был назначен Э.Э. Рая, педагогом-репетитором Г.И. Цыганова, дирижером В.Д. Куценко, художником Р.С. Чебатурина, концертмейстером Ж.Н. Бричева» [4].
Вся постановочная группа с большим энтузиазмом приступила к работе. Балетмейстеру пришлось нелегко. Труппа была маленькой – всего 26 танцоров. Перед исполнителями стояла очень сложная задача: во время спектакля им предстояло шесть раз переодеваться, менять грим, парик. Исполнителей вдохновляла эмоциональная, хорошо организованная музыка. Она подсказывала и хореографическое решение, и помогала при сочинении танцевального рисунка. Очень интересной и сложной задачей было сочетать классику с марийским фольклором, найти верный сплав в этом сочетании. Танцевальный текст, сложившийся на основе плодотворного синтеза классического танца и национальных народных танцев, получился оригинальным, колоритным. Марийский танец дал балетмейстеру целое богатство выразительных средств в движениях рук, которые очень умело использовал в марийском национальном балете. Э. Рая утверждал, что «такое богатство имеет право выйти за рамки национального искусства, стать интернациональным, разнообразить пластику рук в нашем советском балете» [5].
Сам мастер танца считал, что «не все еще удалось в должной степени. Это относится, в частности, и «лесным людям», их оживлению. Здесь немного неудачное либретто. Надо еще кое-что обдумать, доделать…Нужно еще доработать массовые сцены в плане актерском, в световом оформлении. Такие доработки неизбежны в любом спектакле, а в этом случае тем более понятны – создан первый марийский балет. И мы продолжаем работать, чтобы найти более выразительные нюансы, чтобы балет от спектакля к спектаклю улучшался и молодел» [6].
«Лесная легенда» - одно из значительных произведений творчества А. Луппова. Она подытожила все лучшее, что было достигнуто композитором к тому периоду в инструментальной музыке, в частности, в симфонической. Главный герой балета Аксай, влюбленный в юную крестьянку Эрику, стремится разгадать тайну леса, вступает в единоборство с самым сильным и злым духом – Кереметом – и побеждает его, освобождая людей от злых чар. Ценой своей жизни помогает ему в этом волшебница Шайви, девушка, соблазненная когда-то Кереметом.
Заслуга Э.Э. Рая еще и в том, что он очень удачно подобрал актерский состав. Аксай – Я.Глейзер утверждает себя как смелый, волевой представитель марийского народа. Это настоящий герой. Танец Я. Глейзера мужественен и строг. По-разному подходят к решению роли главной героини и А. Александровой с Г. Михалевой. Эрика А. Александровой - хрупкое, нежное создание. Танец Г. Михалевой более земной, эмоционально наполненный. Интересна Г. Климанова (Шайви). Она хорошо передает всю гамму чувств своей героини – боль души, страх перед Кереметом. В. Кузьминых в роли Керемета поражает хорошей техникой, поистине змеиной гибкостью. Образы балета покоряют поэтической одухотворенностью, тонким лиризмом, сочностью жанровых сцен, красочным оркестровым нарядом. Балет «Лесная легенда» связана с лучшими традициями русского классического балета. Вместе с тем и либретто, и музыка балета привлекают своеобразием, идущим от традиций поэтического и музыкального фольклора.
С большим воодушевлением и темпераментно вел балет дирижер В. Куценко, стремясь как можно глубже раскрыть сложную партитуру композитора. Декорация и костюмы Р. Чебатуриной помогли воплощению замысла спектакля.
17 февраля 1973 года на сцене Государственного музыкального театра МАССР состоялась премьера первого национального балета «Лесная легенда». «Рождение национального балета – событие большой важности, оно радует всех нас как еще одно свидетельство расцвета марийской культуры», - говорил перед премьерой министр культуры МАССР А.В. Краснов [7]. О марийской балетной труппе заговорили, как о профессиональном, самостоятельном творческом коллективе, успех которой был на лицо. Спектакль вылился в подлинный праздник марийского народа и стал самым значимым событием в истории профессионального хореографического искусства, определенной вехой в истории марийской танцевальной культуры.
Литература:
1. Иванов С.И. Так рождались «Акпатыр» и «Элнет» (на мар. языке) //Кугарня. – 1994. – 29 июля.
2. Артищева Р.В. Анатолий Луппов и марийская музыка /Р.В. Артищева. - Йошкар-Ола: Мар.кн. изд-во. - 1986. - 61 с.
3. Зайниев Г. Музыка «Лесной легенды» - музыка на века (на мар.яз.) // Кугарня. – 1998. – 13 февраля.
4. Архив театра. -Д. 497. -Л. 148
5. Рая Э. Богатство национальной пластики // Марийская правда. - 1973. - 20 февраля
6. Там же.
7. Махновец М. Спектакль яркий и самобытный // Марийская правда. – 1973. - 18 февраля.