Нижегородская область расположена в центре европейской части России, территория около 80 тыс.кв. км, население 3,6 млн. чел., уровень урбанизации, по плотности населения регион входит в десятку наиболее густонаселенных регионов России.
Выгодное географическое положение, практически исключающиеся природные катаклизмы, делает территорию привлекательной для путешествия в любое время года. Нижегородская область входит в европейский проект развития транспортных коридоров. Плотность сети автомобильных дорог в 5 раз превышает среднероссийские показатели, железных дорог – в 3 раза. Нижний Новгород располагает международным аэропортом, речным портом, обслуживающим суда река-море, который имеет выход ко всем морям, омывающим Европейскую часть России. Речная сеть области насчитывает 9000 рек и ручьев общей протяженностью 33 тыс. км. Наиболее крупные реки Волга и ее правый приток Ока, Ветлуга, Сура и другие. Общая их площадь более 60 тыс.га. Горьковское и Чебоксарское водохранилища занимают площадь более 58,5 тыс.га. [1. с.118]
Одним из наиболее динамично развивающихся сегментов туристского рынка является отдых на воде. Рынок водного туризма в Нижегородской области представлен немногими направлениями: речные круизы на теплоходах, сплав на байдарках и катамаранах, охотничий и рыболовный туризм.
Речные круизы – это прекрасная возможность посвятить свой досуг увлекательному и полезному отдыху в кругу семьи и друзей, а также провести конференцию, бизнес-семинар, торжество или другое мероприятие. Из Нижнего Новгорода можно совершить увлекательные путешествия по речным просторам Волги, Оки, Камы. Сегодня три туристских фирмы специализируются на речном круизном туризме: ОАО ”Волга Флот Тур”, ООО ”Гама”, ООО ”Инфофлот”. В период навигации с апреля по октябрь более 17 комфортабельных пассажирских теплоходов Волжского пароходства способны обеспечивать перевозку более 2000 тысяч туристов и пассажиров.
В силу своего географического положения Нижегородская область не является и не может стать регионом массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический, природный потенциал региона огромен. Нижегородский регион известен своими историко-архитектурными ансамблями XVI-XIII веков. Древнейшим памятником архитектуры является Нижегородский кремль, благодаря которому Нижний Новгород входит в число 100 городов мира, включенных ЮНЕСКО в список городов, представляющих историческую и культурную ценность. Около 40 исторических поселений с сохранившимися исторической планировкой и застройкой, природно-историческим ландшафтом, комплексами памятников истории и культуры, традиционными народными промыслами. Всемирно известная продукция народных художественных промыслов: художественная резьба и роспись по дереву, золотое шитье, художественная обработка металла и глины, изготовление игрушек, художественная обработка бересты, древняя иконопись и другое.
Грамотно построенная маркетинговая стратегия, сконцентрированная на ключевых направлениях туристского рынка региона, а также внедрение инновационных методов управления туристским рынком региона, позволит сделать въездной туризм доходной составляющей всей туристкой сферы региона.
“Круизный туризм вносит вклад в развитие региональной экономики. Один туроператор в сегменте круизного туризма обслуживает более 15 тыс. туристов и 60 тыс. экскурсантов в год. Объем услуг крупных операторов ежегодно составляет от 100 до 200 млн. рублей. Платежи в областной и местные бюджеты составляют не менее 19 млн. рублей”: из доклада В.Селезнева - заместителя министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. Этот вид туризма способствует занятости населения. В обслуживании одного круизного теплохода занято от 50 до 200 человек. Тенденция рынка круизного туризма характеризуется устойчивым ростом спроса. Причем, в спросе доминирует сегмент потребителей комфортабельного отдыха с максимальным комплексом дополнительных услуг на самом теплоходе.
Но на пути развития круизного туризма в регионе стоят несколько глобальных проблем: высокая изношенность теплоходов, высокие затраты на перевооружение и реконструкцию, обмеление русел Волги и Оки, недостаток рекламно- информационных материалов, слабое продвижение туристского продукта на российский и международный рынок, отсутствие развитой туристской инфраструктуры (не оборудованы причалы, отсутствие оборудованных ”зеленых” стоянок), необходимость в ведении обязательного страхования круизных судов и пассажиров. За счет собственных ресурсов региону этих проблем не решить. В рамках целевой программы “Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ.” рассчитанной на 2011-2016 гг., областным правительством подготовлено предложение - общий объем средств для региона определен в 850 млн. руб., в том числе 95 млн. руб. на реконструкцию и строительство причалов, 680 млн. руб. на берего- укрепительные работы и 80 млн.руб. на дноуглубление. Правительство Нижегородской области совместно с турфирмой ”Гама” в 2010 году оборудовали “зеленую” стоянку “Лукоморье” под г. Балахной. Этой фирмой спущен на воду теплоход “Сура”, который имеет низкую осанку и предназначен для плавания в мелководных реках, что позволит возродить маршрут “Московская кругосветка”, восстановить маршруты в г. Павлово и г. Выкса. [2]
Правительство Нижегородской области проводит политику развития сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами, создавая на территории области благоприятные условия для инвестиций и бизнеса, устанавливая взаимовыгодные международные и межрегиональные связи со странами, регионами и организациями.
Рынок водного туризма не полноценен, как в Нижегородском регионе, так и в стране, практически не развиты индивидуальные путешествия на собственных или арендуемых катерах и яхтах. Этот вид туризма чрезвычайно развит в Европе и Америке. В нашей стране начали создаваться в Москве и Санкт-Петербурге яхт-клубы, но они ориентированы на сегмент рынка высокой ценовой категории. Необходимо развитие этого вида туризма и для туристов находящихся в средней ценовой категории. Для этого целесообразно наладить выпуск разнообразных видов судов (с применением инновационных технологий и материалов), разработать новые маршруты, с применением инновационных методов управления туризмом, построить инфраструктуру, в которой разместятся предприятия общественного питания, торговли, бытового сервиса, медицинские центры, а также ангары для судов, небольшие мастерские по ремонту, учебные классы для занятий, заправочные станции, причальные сооружения и охраняемые гавани.
Стоит отметить, что только при создании благоприятных условий и стимулирование туристского предпринимательства, может быть достигнут наиболее эффективный скачок в развитии туризма как отрасли экономики.
Литература:
А.Б. Косолапов. География Российского внутреннего туризма, М.: КНОРУС, 2010 г., 272 с.
www.nntur.ru