Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 6015 раз

Библиографическое описание:

Халикова, Ю. Н. Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста / Ю. Н. Халикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3593/ (дата обращения: 15.11.2024).

Важное место в жизни ребенка занимает досуг, время, когда идет восстановление физических и моральных сил.

Досуг, как время свободного самоопределения, саморазвития детей сосредотачивает в себе ресурсы для проявления творческой активности, так как эта деятельность осуществляется на основе свободного выбора. В то же время, досуг является свободной зоной от участия в ее организации педагогов, родителей, вследствие чего досуг, в некоторых случаях, превращается в опасное время препровождения для младших школьников. Все это направляет на необходимость поиска путей управления досугом, который бы обеспечил включение детей в полезную для них деятельность, способствовал формированию у них умений и навыков управления собственным досугом а, следовательно, развитию самоуправления и самоорганизации в будущем.

Исследователями в области досуга, такими как Ю. Г. Волков, Б. Г. Мосалев, В. В. Попов досуг был рассмотрен как деятельность, которая имеет свои задачи, принципы и функции.

Исследователи Н. И. Ерошенков, И. Ю. Исаева, В. Е. Трегодин, Н. Ю. Локтева, М. И. Рожков, Б. А. Титов в своих трудах рассматривают проблемы организации досуга детей младшего школьного возраста.

Клуб по месту жительства – это один из видов культурно-досуговых учреждений, который посещают младшие школьники. Это место где они проводят свое свободное время. Здесь ребенок общается со сверстниками, развлекается. Клуб по месту жительства предполагает существование в нем кружковой работы по различным направлениям. Занимаясь в кружках, младшие школьники не только заполняют свое свободное время интересным занятием, но и получают багаж знаний, умений, навыков способных повлиять на дальнейшую жизнедеятельность. Клуб это место где ребенка научат общаться со сверстниками и взрослыми, научат нормам поведения в обществе, взаимовыручке, взаимоуважению – это воспитательная функция. Клуб также несет обучающую функцию. В ходе занятиями кружкой работой дети узнают много интересного и полезного, они просвещаются в различных сферах деятельности. Клуб по месту жительства, своего рода, наставник в самоорганизации ребенка. Именно здесь младший школьник получит необходимые навыки для того чтобы в будущем его досуг был интересным и «полезным».

Одним из наиболее часто встречающихся направлений кружковой работы в клубе по месту жительства является декоративно-прикладное искусство. Такого рода занятия способствуют развитию эстетического отношения к действительности, формированию эстетического вкуса. Именно в младшем школьном возрасте это происходит наиболее прогрессивно, ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Во время знакомства с декоративно-прикладным искусством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство страны. При овладении техникой какого-либо из видов декоративно-прикладного искусства у ребят происходит активный процесс мышления, который включает в себя самые различные сферы знания, такие как математика, геометрия, природоведение, литература, технология и многое другое. Не менее важным аспектом для младших школьников в занятиях декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому мы считаем это одним из важных элементов в развитии ребенка. Развитие словесно-образного мышления также является важным моментом в занятиях декоративно-прикладным искусством. Способность четко и ясно выражать свои мысли, описывать предметы, давать им характеристику, рассказывать о впечатлениях, идеях и задумках – все эти умения наиболее легко формируются именно в младшем школьном возрасте.

Исходя из множества перечисленных положительных моментов, мы считаем, что использование декоративно-прикладного искусства в организации досуга детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства должно быть одним из основных методов работы.

Особую важность клубы по месту жительства приобретают в «молодых» городах. Во времена активного развития, в городах приоритетными направлениями ставится улучшения качества жилья, здравоохранения, образования, уровня достатка и за всем этим мы совсем забываем про культурную составляющую. Не смотря на прогрессивное развитие города в целом, мы сталкиваемся с проблемами в системе организации досуга детей младшего школьного возраста. Малосодержательность и однообразность детского досуга с использованием устарелых и малоинтересных форм влечет за собой не заинтересованность детей посещать клубы по месту жительства. Мы считаем, что данная проблема вызвана материальными причинами, отсутствием знаний в области детского досуга у организаторов, отсутствием заинтересованности в организации разнообразного и интересного досуга, недостаточно серьезным отношением к организации досуга детей.

В связи с обозначенной проблемой, мы предлагаем использовать декоративно-прикладное искусство в организации досуга младших школьников в клубе по месту жительства, так как оно имеет ряд преимуществ. Во-первых, малозатратность, возможность работать с подручным материалом без специального выделения финансов на его закупку. Во-вторых, многофункциональность, один вид декоративно-прикладного искусства может использоваться для совершенно разных целей, все зависит от фантазии ребенка. Следующее преимущество - это различная степень сложности работы, ребенок может совершенствовать технику выполнения работы в течение всей жизни. Этим же и обусловлена увлекательность работы.

 По мнению Н. А. Горяевой декоративно-прикладное искусство  — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире [2, с. 5].

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду.

Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в организации досуга детей младшего школьного возраста. Оно обогащает творческие стремления ребенка преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, раскрепощение, умение наблюдать.

Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать не только в образовательный, но и досуговый процесс.

Творческие способности младших школьников при применении декоративно-прикладного искусства развиваются посредствам следующих действий:

  • в предварительном создании эскизов на бумаге;

  • в продумывании элементов узора;

  • в расположении их на объемах;

  • в создании предметов декоративного характера;

  • умения найти способ изображения и оформления предмета;

  • в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Таким образом, мы наблюдаем спектр различных направлений развития творческих способностей детей младшего школьного возраста посредствам декоративно-прикладного искусства.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей – Ханты и Манси. Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов Ханты и Манси. Также дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. 

В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Таким образом, мы выделяем следующие основные сферы влияния декоративно-прикладного искусства на развитие ребенка:

  1. формирование мыслительных операций;

  2. развитие математических представлений;

  3. формирование речи и словеснообразного мышления;

  4. нравственное и патриотическое воспитание;

  5. воспитание нравственно-волевых качеств;

  6. формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, закрепление знания;

  7. приобщение к активной творческой деятельности;

  8. понимание общественной значимости своей деятельности.

Рассмотрев сферы влияния декоративно-прикладного искусства на развитие младшего школьника, мы видим, насколько разносторонне помогает развиваться ребенку именно эта деятельность. Она содержит в себе воспитательный, образовательный, развлекательный характер.

Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают положительное влияние на формирующийся организм и личность ребенка. Совмещая такие занятия с досугом, мы даем возможность ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развивать волевые качества, получать массу интересной информации из области истории, литературы, музыки и так далее.

Младший школьный возраст – это период активного развития ребенка как личности. Именно в этом возрасте необходимо направлять и корректировать деятельность ребенка в разных направлениях его активности, так как именно сейчас он формирует свою точку зрения, свое миропонимание, свой характер. Воздействие на ребенка через досуг позволяет лучше узнать его интересы и в тоже время скорректировать его поведение и мнение. Если же досуг проводить посредствам занятий декоративно-прикладным искусством то это позволит осуществить не только воспитательную и рекреативную функции, но и обучающую, развивающую функции. Собственно, именно то, что требуется данной возрастной категории.


Литература:

  1. Волков, Б. С. Психология младшего школьника : учебное пособие / Б. С. Волков. - М.: Академический проект : Альма Матер, 2005. – 208 с.

  2. Горяева, Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека : метод. пособие к учебнику / по

  3. , И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Ерошенков. – М. : 2004. – 220 с.

  4. Хворостов, А. С. Декаративно - прикладное искусство / А. С. Хворостов. – М. : Валдос, 2002. – 169 с.

Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство, место жительства, младший школьный возраст, ребенок, досуг, клуб, организация досуга детей, умение, детский досуг, кружковая работа.


Похожие статьи

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования этнотолерантности будущих учителей начальных классов

Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста

Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства

Отдельные вопросы совершенствования преподавания изобразительного искусства в профессиональных колледжах

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Развивающие деревянные и народные игрушки для игр-занятий с детьми раннего возраста

Похожие статьи

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования этнотолерантности будущих учителей начальных классов

Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста

Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства

Отдельные вопросы совершенствования преподавания изобразительного искусства в профессиональных колледжах

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Развивающие деревянные и народные игрушки для игр-занятий с детьми раннего возраста

Задать вопрос