Формирование исследовательской компетентности у будущих учителей. Принцип научности в педагогическом образовании — условие формирования современного специалиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 14.05.2020

Статья просмотрена: 443 раза

Библиографическое описание:

Абдумуминова, О. А. Формирование исследовательской компетентности у будущих учителей. Принцип научности в педагогическом образовании — условие формирования современного специалиста / О. А. Абдумуминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 543-545. — URL: https://moluch.ru/archive/310/68377/ (дата обращения: 15.11.2024).



Формирование компетентности у будущих учителей, исследуемая в сфере такой науки как педагогика: имеет две основные тенденции, 1ая- решение наиболее новых современных задач, 2ая- решение уже известных задач. Развитие у молодежи научного мировоззренияэто результат научного познания и преобразования мира. Принцип научности в педагогическом образовании — это формирование системы научных методологических знаний и умений, правильных взглядов и представлений об окружающем мире, о закономерностях развития природы, общества, новом профессиональном мышлении, достижениях методологической культуры современного специалиста.

Ключевые слова: тенденция, компетентность, актуальные проблемы, педагогика, педагог, культура, образование, принцип, современный учитель, развитие, специалист.

Формирование исследовательской компетентности у будущих учителей в широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности. Развитие у молодежи научного мировоззрения — это результат научного познания и преобразования мира.

Формирование исследовательской компетентности у будущих учителей в сфере науки педагогики имеет две основные тенденции: первая, главная это формирование факторной стратегии, позволяющей решать новые научные задачи: вторая дефакторная стратегия, повышение эффективности решения известных задач. Первая тенденция связана с освоением нового диагноза научных, социально и профессионально значимых факторов, которые направление на решение новых актуальных проблем в педагогике. Вторая тенденция связана с совершенствованием передового педагогического и новаторского опыта [4].

Данный процесс переживает сегодня именно такой период. Нашему обществу сегодня требуется молодежи, с высокой культурой. Она является основой основ формирования нового профессионального мышления будущего специалиста.

Следовательно, система образования должна стать важным средством формирования методологической культуры личности учителя. Решению данной задачи будет способствовать непрерывность и преемственность образования в процессе профессионального воспитания специалиста, что является основой государственной политики в области образования.

Непрерывность и преемственность как педагогический принцип предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи. Поэтому ведущую роль здесь выполняет учебный материал, взятый в комплексности, представляющий целостное педагогическое образование, систему. Обеспечение принципа непрерывности и преемственности в образовании одно из условий его действительности и эффективности.

Принцип научности в педагогическом образовании по формированию системы научных методологических знаний и умений, правильных взглядов в представлении об окружающем мире, о закономерностях развития природы, общества, новом профессиональном мышлении, достижениях методологической культуры современного специалиста. Только при наличии непрерывных, преемственных и синтезированных методологических знаний формируется научное мировоззрение специалиста. Поэтому важным вопросом является определение уровней сформированности научного мировоззрения будущего учителя.

Таким образом, дидактические принципы непрерывности, преемственности и научности реализуется, прежде всего, при составлении учебных программ и учебников по педагогике непрерывного образования [5].

Непрерывность и преемственность как педагогический принцип предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи. Поэтому ведущую роль здесь выполняет учебный материал, взятый в комплексности, представляющий целостное педагогическое образование, систему. Обеспечение принципа непрерывности и преемственности в образовании- одно из условий его действенности и эффективности.

Принцип научности в педагогическом образовании — это формирование системы научных методологических знаний и умений, правильных взглядов и представлений об окружающем мире, о закономерностях развития природы, общества, новом профессиональном мышлении, достижениях методологической культуры современного специалиста. По мнению исследователей, оценка уровней сформированности научного мировоззрения студентов должна учитывать ряд основных показателей.

Среди них:

– оптимальное условие важнейших понятий, законов, теорий науки, необходимых для понимания сущности процессов развития природы, общества, человека, о чем мы констатировали выше;

– устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его научно-мировоззренческому содержанию;

– личностный и культурологический подход к явлениям социально- политической жизни;

– направленность к осуществлению идей независимости, самостоятельности;

– нравственные и эстетические ценности общества.

Успех формирования научного взгляда студентов на жизнь обеспечивается гармонично развитым сочетанием интеллектуального, эмоционально- волевого и действенно- практического факторов. Реализации в процессе непрерывного образования определенной соподчиненности и взаимосвязи ведущих идей и понятий научно- мировоззренческого характера- необходимое условие эффективности выработки взглядов, убеждений и идеалов будущего учителя. Процесс «перевода» научных знаний тесно связано со становлением общей направленности личности, т,е системы ее отношений к действительности в процессе разнообразной профессиональной деятельности и общения [6].

Разработанная нами структурная модель — воспитание исследовательской компетентности у будущих учителей на основе креативного подхода имеет следующий вид:

  1. Преемственность воспитательной, учебной, научно- мировоззренческой и практической работы будущего учителя в системе непрерывного образования.
  2. Высокий уровень теоретико- методологических знаний и умений преподавателя и учителя.
  3. Перспективная направленность психолого- педагогических исследований в области методологической культуры будущего учителя.
  4. Применение новой педагогической и информационной технологии в осуществлении междисциплинарной связи в подготовки учительских кадров.
  5. Освоение принципов взаимосвязи воспитания и социально- экономической политики, преемственности, единства управления и самоуправления в совершенствовании требований непрерывно педагогического образования.
  6. Единство м взаимосвязь анализа и синтеза- наиболее продуктивный пусть не только познания, но и преобразования соответствующих объектов.

Создание условий для гармоничного личностного развития важнейшая предпосылка воспитания исследовательской компетентности у будущих учителей. В информационном потоке решающее значение приобретают сознание и воля человека. Каждый должен принимать решение на своем месте. Эти решения основываются на приказе в «вверху», а на знаниях и убеждениях, на информации, которую каждый специалист способен получить и переработать. Поэтому ядро воспитания исследовательской компетентности у будущих учителей становится его большие способности, продуктивные способы и методы профессиональной деятельности, новое педагогическое мышление.

Необходимый уровень профессиональной воспитанности специалиста- одна из важнейших способов воспитания исследовательской компетентности у будущих учителей, т. е. способность самостоятельно выработать руководящие принципы деятельности и социального поведения, ориентируясь на лучшие образы общечеловеческой и национальной культуры. Содержание этой культуры охватывает экономику и труд, политику и право, экологию и здоровье, искусство, семейные и межличностные отношения.

Литература:

  1. Гармонично развитое поколение основа процесса Узбекистана. Ташкент: Шарк, 1998- 64с.
  2. Рахимов Б. Х. Роль научно-исследовательской работы в подготовке высококвалифицированного специалиста.// Международный научный журнал международной академии наук. 2008 № 1 г. Балашов с 28–30
  3. Рахимов Б. Х. Креативные механизмы в процессе формирования элитарности человека. Сб. статей/ под общей редакцией О. В. Красновой и Б. В. Кайгородова –М: Издательство Московского психолого- социального института, 2008 с 255–259.
  4. Рахимов Б. https://docplayer.ru/ Воспитание исследовательской компетентности у будущих учителей на основе креативного подхода в процессе непрерывного образования
  5. Джураева С. Н. Дидактические принципы в образовании
  6. https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/151622/F_posled.IFTE_2019_RINC_ch2_90_94.pdf?sequence=-1
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская компетентность, будущий учитель, методологическая культура, педагогическое образование, профессиональное мышление, закономерность развития природы, научное мировоззрение, непрерывное образование, принцип научности, современный специалист.


Похожие статьи

Исследовательская культура будущих специалистов вуза

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В совреме...

Управление качеством образования: повышение предметной компетентности учителей английского языка в контексте реализации ФГОС

Целью исследования является представление результатов теоретического анализа эффективных путей профессионального развития совершенствования учителей английского языка, повышение предметной компетентности в соответствии с новыми образовательными станд...

Педагогические компетенции современного педагога

В настоящее время происходят модернизация отечественной системы образования и определены ключевые направления ее реорганизации: обеспечение глобальной конкурентоспособности образования, соответствие его современным общественным и мировым тенденциям, ...

Роль инноваций в современной системе образования Казахстана

В статье рассматривается влияние инноваций на эффективность образовательного процесса. Автор дает обоснование необходимости внедрения инноваций на современном этапе развития общества. Особое внимание в работе уделяется внедрению информационных технол...

Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям

В статье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике п...

Концептуальная сторона современного подхода к применению индивидуальной психологии личности Альфреда Адлера

Настоящая статья посвящена учению А. Адлера о чувственном и мотивационном аспектах личности в процессе развития. В ходе исследования рассматриваются внутренние кризисы личности и наиболее актуальные проблемы чувственного развития личности, обозначенн...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Семейная педагогика и уникальность методики взаимоотношения учителя с учеником по Василию Александровичу Сухомлинскому

В данной статье рассматривается роль семейного воспитания выраженная в работе одного из величайших советских педагогов-новаторов Сухомлинского В. А., его книга под названием «Родительская педагогика» схожа с инструкцией по которой Василий Александров...

Развитие компетентности современного учителя

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Похожие статьи

Исследовательская культура будущих специалистов вуза

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В совреме...

Управление качеством образования: повышение предметной компетентности учителей английского языка в контексте реализации ФГОС

Целью исследования является представление результатов теоретического анализа эффективных путей профессионального развития совершенствования учителей английского языка, повышение предметной компетентности в соответствии с новыми образовательными станд...

Педагогические компетенции современного педагога

В настоящее время происходят модернизация отечественной системы образования и определены ключевые направления ее реорганизации: обеспечение глобальной конкурентоспособности образования, соответствие его современным общественным и мировым тенденциям, ...

Роль инноваций в современной системе образования Казахстана

В статье рассматривается влияние инноваций на эффективность образовательного процесса. Автор дает обоснование необходимости внедрения инноваций на современном этапе развития общества. Особое внимание в работе уделяется внедрению информационных технол...

Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям

В статье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике п...

Концептуальная сторона современного подхода к применению индивидуальной психологии личности Альфреда Адлера

Настоящая статья посвящена учению А. Адлера о чувственном и мотивационном аспектах личности в процессе развития. В ходе исследования рассматриваются внутренние кризисы личности и наиболее актуальные проблемы чувственного развития личности, обозначенн...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Семейная педагогика и уникальность методики взаимоотношения учителя с учеником по Василию Александровичу Сухомлинскому

В данной статье рассматривается роль семейного воспитания выраженная в работе одного из величайших советских педагогов-новаторов Сухомлинского В. А., его книга под названием «Родительская педагогика» схожа с инструкцией по которой Василий Александров...

Развитие компетентности современного учителя

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Задать вопрос