Формирование компетентности у будущих учителей, исследуемая в сфере такой науки как педагогика: имеет две основные тенденции, 1ая- решение наиболее новых современных задач, 2ая- решение уже известных задач. Развитие у молодежи научного мировоззрения — это результат научного познания и преобразования мира. Принцип научности в педагогическом образовании — это формирование системы научных методологических знаний и умений, правильных взглядов и представлений об окружающем мире, о закономерностях развития природы, общества, новом профессиональном мышлении, достижениях методологической культуры современного специалиста.
Ключевые слова: тенденция, компетентность, актуальные проблемы, педагогика, педагог, культура, образование, принцип, современный учитель, развитие, специалист.
Формирование исследовательской компетентности у будущих учителей в широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности. Развитие у молодежи научного мировоззрения — это результат научного познания и преобразования мира.
Формирование исследовательской компетентности у будущих учителей в сфере науки педагогики имеет две основные тенденции: первая, главная это формирование факторной стратегии, позволяющей решать новые научные задачи: вторая дефакторная стратегия, повышение эффективности решения известных задач. Первая тенденция связана с освоением нового диагноза научных, социально и профессионально значимых факторов, которые направление на решение новых актуальных проблем в педагогике. Вторая тенденция связана с совершенствованием передового педагогического и новаторского опыта [4].
Данный процесс переживает сегодня именно такой период. Нашему обществу сегодня требуется молодежи, с высокой культурой. Она является основой основ формирования нового профессионального мышления будущего специалиста.
Следовательно, система образования должна стать важным средством формирования методологической культуры личности учителя. Решению данной задачи будет способствовать непрерывность и преемственность образования в процессе профессионального воспитания специалиста, что является основой государственной политики в области образования.
Непрерывность и преемственность как педагогический принцип предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи. Поэтому ведущую роль здесь выполняет учебный материал, взятый в комплексности, представляющий целостное педагогическое образование, систему. Обеспечение принципа непрерывности и преемственности в образовании одно из условий его действительности и эффективности.
Принцип научности в педагогическом образовании по формированию системы научных методологических знаний и умений, правильных взглядов в представлении об окружающем мире, о закономерностях развития природы, общества, новом профессиональном мышлении, достижениях методологической культуры современного специалиста. Только при наличии непрерывных, преемственных и синтезированных методологических знаний формируется научное мировоззрение специалиста. Поэтому важным вопросом является определение уровней сформированности научного мировоззрения будущего учителя.
Таким образом, дидактические принципы непрерывности, преемственности и научности реализуется, прежде всего, при составлении учебных программ и учебников по педагогике непрерывного образования [5].
Непрерывность и преемственность как педагогический принцип предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи. Поэтому ведущую роль здесь выполняет учебный материал, взятый в комплексности, представляющий целостное педагогическое образование, систему. Обеспечение принципа непрерывности и преемственности в образовании- одно из условий его действенности и эффективности.
Принцип научности в педагогическом образовании — это формирование системы научных методологических знаний и умений, правильных взглядов и представлений об окружающем мире, о закономерностях развития природы, общества, новом профессиональном мышлении, достижениях методологической культуры современного специалиста. По мнению исследователей, оценка уровней сформированности научного мировоззрения студентов должна учитывать ряд основных показателей.
Среди них:
– оптимальное условие важнейших понятий, законов, теорий науки, необходимых для понимания сущности процессов развития природы, общества, человека, о чем мы констатировали выше;
– устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его научно-мировоззренческому содержанию;
– личностный и культурологический подход к явлениям социально- политической жизни;
– направленность к осуществлению идей независимости, самостоятельности;
– нравственные и эстетические ценности общества.
Успех формирования научного взгляда студентов на жизнь обеспечивается гармонично развитым сочетанием интеллектуального, эмоционально- волевого и действенно- практического факторов. Реализации в процессе непрерывного образования определенной соподчиненности и взаимосвязи ведущих идей и понятий научно- мировоззренческого характера- необходимое условие эффективности выработки взглядов, убеждений и идеалов будущего учителя. Процесс «перевода» научных знаний тесно связано со становлением общей направленности личности, т,е системы ее отношений к действительности в процессе разнообразной профессиональной деятельности и общения [6].
Разработанная нами структурная модель — воспитание исследовательской компетентности у будущих учителей на основе креативного подхода имеет следующий вид:
- Преемственность воспитательной, учебной, научно- мировоззренческой и практической работы будущего учителя в системе непрерывного образования.
- Высокий уровень теоретико- методологических знаний и умений преподавателя и учителя.
- Перспективная направленность психолого- педагогических исследований в области методологической культуры будущего учителя.
- Применение новой педагогической и информационной технологии в осуществлении междисциплинарной связи в подготовки учительских кадров.
- Освоение принципов взаимосвязи воспитания и социально- экономической политики, преемственности, единства управления и самоуправления в совершенствовании требований непрерывно педагогического образования.
- Единство м взаимосвязь анализа и синтеза- наиболее продуктивный пусть не только познания, но и преобразования соответствующих объектов.
Создание условий для гармоничного личностного развития важнейшая предпосылка воспитания исследовательской компетентности у будущих учителей. В информационном потоке решающее значение приобретают сознание и воля человека. Каждый должен принимать решение на своем месте. Эти решения основываются на приказе в «вверху», а на знаниях и убеждениях, на информации, которую каждый специалист способен получить и переработать. Поэтому ядро воспитания исследовательской компетентности у будущих учителей становится его большие способности, продуктивные способы и методы профессиональной деятельности, новое педагогическое мышление.
Необходимый уровень профессиональной воспитанности специалиста- одна из важнейших способов воспитания исследовательской компетентности у будущих учителей, т. е. способность самостоятельно выработать руководящие принципы деятельности и социального поведения, ориентируясь на лучшие образы общечеловеческой и национальной культуры. Содержание этой культуры охватывает экономику и труд, политику и право, экологию и здоровье, искусство, семейные и межличностные отношения.
Литература:
- Гармонично развитое поколение основа процесса Узбекистана. Ташкент: Шарк, 1998- 64с.
- Рахимов Б. Х. Роль научно-исследовательской работы в подготовке высококвалифицированного специалиста.// Международный научный журнал международной академии наук. 2008 № 1 г. Балашов с 28–30
- Рахимов Б. Х. Креативные механизмы в процессе формирования элитарности человека. Сб. статей/ под общей редакцией О. В. Красновой и Б. В. Кайгородова –М: Издательство Московского психолого- социального института, 2008 с 255–259.
- Рахимов Б. https://docplayer.ru/ Воспитание исследовательской компетентности у будущих учителей на основе креативного подхода в процессе непрерывного образования
- Джураева С. Н. Дидактические принципы в образовании
- https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/151622/F_posled.IFTE_2019_RINC_ch2_90_94.pdf?sequence=-1