Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 1337 раз

Библиографическое описание:

Самсонова, А. А. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студентов / А. А. Самсонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 617-619. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69942/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается процесс проектирования индивидуальной образовательной деятельности студентов, даются определения основным проектам индивидуальной образовательной деятельности, раскрываются этапы их разработки.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная деятельность, профессиональная подготовка, будущие педагоги, студенты.

Постоянно меняющиеся социально-экономические аспекты развития общества предъявляют все новые требования к системе образования в целом, к целям и направлениям её реформирования, а именно: к увеличению уровня гибкости и открытости образования, к обеспечению условий для развития многообразия образовательных систем, к способности системы образования в достаточной степени учитывать индивидуальные требования и возможности учащихся. Перспективы развития современной системы образования все чаще видят в индивидуализации обучения, в увеличении перечня форм образовательной деятельности. Одним из способов, помогающем осуществлению индивидуальных образовательных потребностей и права обучающихся на выбор своего образовательного маршрута, является индивидуальная образовательная деятельность.

Байбородова Л. В. даёт понятию «Индивидуальная образовательная деятельность» следующее определение: «Процесс построения собственной образовательной траектории, который предусматривает развитие субъектом самого себя, направлен на решение актуальных образовательных проблем обучающегося, предполагает активность и субъектность студента в разрешении собственных образовательных проблем» [1].

Проектирование индивидуальной образовательной деятельности представляет особую значимость для обучающихся педагогического вуза, которые в процессе обучения приобретают умения построения не только собственного жизненного и профессионального маршрута и принятия самостоятельных решений, но и получают навыки, которые в дальнейшем будут полезны в профессиональной деятельности при проектировании индивидуальных программ обучающихся. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности ведет к пониманию собственных жизненных планов, самопознанию и самоанализу, формированию реальной самооценки и потребности в самосовершенствовании и самообразовании.

К основным проектам индивидуальной образовательной деятельности студента можно отнести [2]:

– индивидуальную образовательную программу; программу самообразования; программу развития качеств, которые необходимы для освоения нужных компетентностей и т. д.

– индивидуальный образовательный план; индивидуальный план педагогической практики; индивидуальный план подготовки к экзамену по дисциплине и т. д.

– индивидуальный маршрут освоения программы, плана деятельности, развития профессионально важных качеств и т. д.

Термин «индивидуальный образовательный маршрут» достаточно обширное понятие, оно довольно тесно связано с понятиями «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальная образовательная траектория». Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленно проектируемую вариативную образовательную программу, которая обеспечивает учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при оказании педагогической поддержки его самоопределения и самореализации со стороны преподавателей.

Индивидуальный образовательный маршрут формируется на основании образовательных потребностей, личными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующие стандарты содержания образования. Индивидуальный образовательный маршрут — способ реализации индивидуальной образовательной программы.

Индивидуальная образовательная траектория — индивидуальный образовательный путь обучающегося, особенностью которого, в отличие от индивидуального образовательного маршрута, является то, что цель и задачи, способы и средства реализации каждого этапа данного пути осознаны самостоятельно учеником либо при совместной деятельности с преподавателем.

Индивидуальная образовательная программа — это механизм индивидуализации образования, который объединяет в себе намерения, предполагаемый результат обучения и средства его достижения. Индивидуальная образовательная программа — технологическое средство реализации индивидуального образовательного маршрута. Реализованный индивидуальный образовательный маршрут является индивидуальной образовательной траекторией. Индивидуальная образовательная траектория не может быть реализована без индивидуальной образовательной программы.

Князькова Л.Н в своей работе «Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин» выделяет семь этапов проектирования индивидуальной образовательной деятельности [3]:

  1. Подготовительный: преподаватель обучает студентов проектировать индивидуальную образовательную деятельность.
  2. Мотивационный: преподаватель объясняет студентам ценность умения проектировать индивидуальную образовательную деятельность для их дальнейшего развития как профессионалов.
  3. Диагностический: диагностика индивидуальных и профессиональных способностей студентов и уровня овладения им компетенций с последующим анализом диагностик преподавателем или самими студентами с целью получения рекомендаций к дальнейшей деятельности студентов.
  4. Проектировочный: студенты совместно с преподавателем формируют цели и задачи, обговаривают содержание, а также создают проект индивидуальной образовательной программы развития и обучения на перспективу и период изучения дисциплины.
  5. Организационный: преподаватель обсуждает со студентами варианты схем и методику составления индивидуальной программы, которая будет понятна, доступна и реальна для каждого. Уточнение и корректировка проекта программы совместно с преподавателем, согласование и доработка проекта.
  6. Содержательно-технологический: деятельность по выполнению индивидуальной программы и индивидуальных планов студентов при изучении дисциплин. Отслеживание результатов выполнения индивидуальных программ и планов студентами, корректировка проектов.
  7. Итоговый: повторная диагностика и самодиагностика, индивидуальное собеседование, рефлексию, отчет студентов, индивидуальное собеседование преподавателя со студентом о достижениях, проблемах, перспективных планах; коллективное обсуждение и анализ всеми участниками проектирования содержания и организации этого процесса, определение путей и способов его совершенствования

Вышеизложенная система проектирования может использоваться для проектирования индивидуальной образовательной деятельности в различных ситуациях: при изучении блока педагогических дисциплин, учебной дисциплины, конкретной темы, при подготовке к экзамену.

Таким образом, проектирование индивидуальной образовательной деятельности студентов окажется возможным и в достаточной степени полезным при учете требований ФГОС высшего образования и работодателей, соблюдении необходимых этапов, создании благоприятных условий, плодотворной и ответственной работе всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Байбородова, Л. В. принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе / Л. В. Байбородова. — Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. — 2016.
  2. Байбородова, Л.В., Белкина, В.В., Харисова, И. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования: учебное пособие / под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Золотаревой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.
  3. Князькова Л. Н. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин / Князькова Л. Н. — Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. — 2010. — № 4, том II.
  4. Игнатович В. К., Игнатович С. С., Гребенникова В. М., Бондарев П. Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография / под науч. ред. В. К. Игнатовича. — М: Ритм, 2015. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальная образовательная деятельность, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, студент, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная программа, преподаватель, проектирование.


Похожие статьи

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Педагогические основы проектной деятельности школьников

В статье исследуются педагогические основы проектной деятельности школьников.

Организация проектной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравни...

Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов

В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий, принципы обучения и управления познавательной дея...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Организация проектной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности младших школьников, их этапы и способы реализации.

Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.

Похожие статьи

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Педагогические основы проектной деятельности школьников

В статье исследуются педагогические основы проектной деятельности школьников.

Организация проектной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравни...

Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов

В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий, принципы обучения и управления познавательной дея...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Организация проектной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности младших школьников, их этапы и способы реализации.

Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.

Задать вопрос