В статье рассматриваются вопросы применения передовых международных стандартов по борьбе с коррупцией в сфере капитального строительства в законодательстве Республики Узбекистан.
Ключевые слова: коррупция, капитальное строительство, государственные закупки, общественный контроль.
Изучение зарубежного опыта по противодействию коррупции в области капитального строительства показывает, что в западноевропейских странах и в США основные субъекты капитального строительства являются представителями частного сектора. Следовательно, актуальным является регулярная разработка в внедрение действенных механизмов для предотвращения коррупции в частном секторе.
В Республике Узбекистан, как и в странах СНГ, основным субъектом капитально-строительной системы, а также главной жертвой коррупционных рисков в этой сфере является государство. Это требует несколько иного подхода к разработке антикоррупционных программ.
Конкретного официального международного документа по предупреждению коррупции и устранению коррупционных рисков только в сфере капитального строительства не существует. Но рядом ведущих международных организаций как ООН, Всемирный банк и Еврокомиссия подготовлены аналитические документы и рекомендации, направленные на снижение уровня коррупции в данной сфере.
В частности, шестнадцатая Устойчивая Цель развития ООН направлена на построение мирного, справедливого и безопасного общества. Одной из важных направлений этого целя является устранения коррупции в мировой системе капитального строительства, которая сегодня «крадет» несколько триллионов долларов ежегодно [1].
С другой стороны, Всемирный банк разработал систему оценки государственного управления для распределения и использования земель (Land governance Assessment framework 2013), которая считается первым этапом развития сектора капитального строительства. В рамках этой платформы, которая работает с 2013 года, проводится оценка системы землеустройства государств, формализации прав собственности на землю, продуктивного использования земель сельского хозяйства, лесного хозяйства и населения по 9 направлениям. На сегодняшний день в рамках данной программы проведена оценка правовой и институциональной основы системы землеустройства более чем в 40 странах мира [2].
Еще одна из международных организаций, успешно осуществляющих деятельность, направленную на содействие прозрачности и искоренение коррупции в этой сфере, является «CoST». Эта программа действует с 2012 года, и сегодня она организует мероприятия в сотрудничестве с 15 странами. В ходе проведенных мероприятий были рекомендованы следующие меры по противодействии коррупции в данной сфере:
– раскрытие всей информации, внесенной заказчиком при осуществлении государственных закупок;
– участие общественности в тендерном (отборочном) процессе по каждому объекту государственной закупки, а также открыт доступ к всем документам и результатам тендерного (отборочного) процесса и результатов;
– приобрести общественную социальную активность путем создания общественных мониторинговых групп[3].
Эта организация разработала специальные руководящие принципы по предупреждению коррупции в строительной системе для граждан государств, не являющихся ее членами. Что касается государств-членов организации, то организация всегда предлагает свою дополнительную антикоррупционную экспертизу на крупных строительных объектах. Такая практическая деятельность привела к тому, что некоторые государства сохранили бюджетные средства в большом размере.
В частности, в результате проведения экспертизы по поводу моста в Гватемале, который попал в государственную программу из-за якобы в аварийного состояния, выяснилось, что в ремонте нет необходимости. Должностные лица, использовавшие «аварийный» момент, хотели передать контракт на 5 миллионов долларов, знакомому подрядчику без отбора, с использованием экстренных экспресс-процедур. В итоге контракт был расторгнут, а бюджетные средства сэкономлены[4].
Эта организация призывает к сотрудничеству утверждая, как некоммерческая организация, осуществляет общественный контроль в системе капитального строительства, оказывает более эффективное давление на должностных лиц всех уровней, чем местные СМИ, и защищает права местных подрядных организаций. Для эффективного применения мер было бы целесообразно наладить сотрудничество с аналогичными организациями в нашей стране.
В качестве еще одной международной программы, способствующей прозрачности в этой сфере, мы можем брать программу «Open contracting partnership», которая в 2012 году была отделена от Всемирного банка как отдельная программа. Эта организация способствует открытому доступу к публичному интернету любых государственных закупок, проводимых государственными органами, организациями, ведомствами и учреждениями, а также государственными предприятиями. На сегодняшний день программу этой организации реализовали более 30 стран, и эта инициатива была высоко оценена этими странами.
В качестве одного из основных правил программы «Open contracting partnership» рассматривается идея собрать все документы, которые будут формализованы в процессе проведения государственных закупок в сфере капитального строительства, отбора земельных участков, проектных работ, экспертизы, тендерной (отборочной) торговли, договора с подрядчиком, строительных работ и приемки объекта в единый пакет документов на право заключения договора[5].
Программа также разработала перечень документов, которые должны быть опубликованы программой, единичные образцы этих документов для всех стран, а также перечень информации, которая должна быть указана в этих документах.
В рекомендациях, сделанных зарубежными экспертами по предупреждению коррупции в данной сфере, можно встретить немало описаний, связанных с правилами поведения.
В частности, по минимальным требованиям неправительственной международной организации «Transparency international» любой орган или организация, осуществляющая государственные закупки в сфере строительства, должны:
– установить «правила этикета», которые включают в себя строгие правила противодействия коррупции и информирования о конфликтах интересов, коррупции в ней, а также обеспечить защиту сообщаемых лиц (осведомителей);
– составить черный список компаний, которые понесли убытки из-за возможных коррупционных действий. Исключить их из тендеров на определенный период времени;
– поощрять участие независимых неправительственных организаций и представителей общественности в процессе проведения тендеров и строительства объектов, а также осуществление ими мониторинга[6].
Хотя некоторые предлагаемые организацией минимальные требования для предотвращения коррупции в капитально-строительном секторе имеют место в нашем законодательстве в той или иной форме, но большинство из них не имеют практической реализации в нашей стране по основополагающим требованиям.
Тендерные торги будут проходить в форме собрания, в котором принимают участие изъявившие желание представители оферентов. Установлено, что собрание оформляется протоколом и оферентам направляется уведомление о его результатах.
Ряд экспертов обосновывают использование таких старых методов как проведение тендерных торгов в формате встречи, а также сдачу предложений оферентами в запечатанном конверте тем, что информация о предложениях каждого претендента не раскрывается именно таким образом.
Но, на наш взгляд, и в этом направлении обеспечение конфиденциальности в работе с онлайн-платформами и информацией о претендентах с использованием IT-технологий способствовало бы экономии времени и финансовых средств, будучи созвучным проводимой государством политике. В связи с этим, согласно отчету, составленному Европейской комиссией в 2013 году, использование криптографических технологий при проведении государственных закупок, в том числе торгов, как показано, положительно оценивается в 18 странах Европейского Союза [7].
Если будем учитывать тот факт, что данная платформа экономит время и средства, облегчает участие претендентов из других регионов в тендерах и минимизирует человеческий фактор в этом процессе, то все это послужит снижению рисков коррупции в тендерах.
И можем сказать, что повышение прозрачности процессов государственных закупок может повлиять на уровень конкуренции на рынке, например, на количество и качество государственных закупок. качество участников торгов. Таким образом, система электронных закупок может решить ряд проблем, которые часто выявляются компаниями, желающими участвовать в публичных закупках. процессы закупок, такие как фаворитизм, когда привилегированная информация распространяется среди фирм, связанных с закупающими должностными лицами или по их согласованию [8].
Например, исследование, анализирующее общественные работы с помощью электронных закупок в Индии и Индонезии, показывает, что электронные закупки помогли привлечь более качественных участников торгов. Несмотря на то, что правительство не снизило цены, качество предоставляемых услуг значительно улучшилось [9].
В этом плане интересным представляется и опыт Грузии, которая в 2010 году приняло решение о введении новой системы электронных закупок, целью которой было упрощение процесса закупок и повышения прозрачности путем регистрации всех аспектов процесса закупок.
Данную платформу часто называют примером передовой практики, и она была признана Организацией Объединенных Наций одной из лучших во всем мире [10].
В Грузии регулярные государственные тендеры объявляются на одном центральном веб-сайте, где компании могут затем подавать заявки онлайн на контракты, которые присуждаются тем, кто предложит самую низкую цену и соответствует всем необходимым критериям. Вся тендерная документация, подписанные контракты и любые изменения публикуются в этой инновационной системе, которая постоянно разрабатывается и совершенствуется Агентством по конкуренции и государственным закупкам с 2010 года [11].
Безусловно важным свойством государственных закупок в том числе и в сфере капитального строительства является обеспечение не только выгодной покупки в плане выбора товара или услуги с низкой стоимостью, но и качество, которое в строительстве занимает одно из самых важных мест. Ведь именно от качества построенного объекта зависит безопасность людей и что немаловажно — эффективность выделенных государством на это средств.
Использование информационных технологий в сфере капитального строительства и государственных закупок будет способствовать действенному повышению уровня противодействия коррупции и эффективности, что намного повысит эффективность расходования государственных средств и ресурсов страны.
Литература:
1. БМТ барқарор ривожлантириш дастурининг расмий сайти. “Fighting corruption in infrastructure — a must for achieving the 2030 agenda”. 2015.URL:https://www.undp.org/content/undp/en/home/blog/2015/12/9/Fightingcorruption-in-infrastructure-a-must-for-achieving-the-2030-agenda.html
2. Жаҳон банкининг расмий сайти. “Land governance assessment framework”.2020.URL:https://www.worldbank.org/en/programs/land-governance-assessment-framework#2.
3. “CoST” қурилиш шаффофлиги дастурининг расмий сайти. “Our principles”. 2020. URL:http://infrastructuretransparency.org/about-us/our-mission-and-vision/our-principles/
4. “CoST” қурилиш шаффофлиги дастурининг расмий сайти. “CoST” successful stories around the world”. 2015. URL:http://infrastructuretransparency.org/costimpact/
5. “Open contracting partnership” дастурининг расмий сайти. “The Open Contracting Data Standard model”. 2020. URL:https://www.open-contracting.org/data-standard/
6. Европа комиссияси ички бозор ҳамда хизматлар бошқармаси (DG MARKT EU). “E-procurement golden book of good practice”. 2013 йил. 40-бет. URL:https://ec.europa.eu/docsroom/documents/15443/attachments/1/translations/en/renditions/native
7. “The Electronic Bidding Construction Act.” № 1308. АҚШ. 2018 йил. URL: https://www.njleg.state.nj.us/2018/Bills/A1500/1308_I1.HTM
8. Amaral, Miguel and Saussier, Stephane and Yvrande-Billon, Anne, Auction Procedures and Competition in Public Services: The Case of Urban Public Transport in France and London. Utilities Policy, Fothcoming. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=1109115
9. Lewis-Faupel et al 2014. Can Electronic Procurement Improve Infrastructure Provision? Evidence from Public Works in India and Indonesia. URL: http://economics.mit.edu/files/9781
10. United Nations Public Administration Network. 2012. “Georgian Electronic Government Procurement (Ge-GP) System Has Been Recognized As One of the Best Worldwide.” URL:http://www.unpan.org/Regions/AsiaPacific/PublicAdministrationNews/tabid/115/mctl/ArticleView/ModuleId/1467/articleId/31880/Default.aspx
11. Transparency International Georgia. 2013. “Georgia’s Eprocurement Platform is one of the Most Transparent in the World but Because of Loopholes, Too Many Contracts Bypass the System.” URL:http://transparency.ge/en/node/3117