Методы решения конфликтных ситуаций между участниками проектных групп | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 2521 раз

Библиографическое описание:

Шувалова, К. А. Методы решения конфликтных ситуаций между участниками проектных групп / К. А. Шувалова, А. С. Королев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69963/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы действий руководителя проектной группы или коллектива по урегулированию конфликтных ситуаций между участниками конфликта. Автор освещает вопросы, какие шаги предпринять руководитель для примирения конфликтующих сторон.

Ключевые слова: проект, группа, коллектив, проект, решение

The article discusses the actions of the head of the project team or team to resolve conflicts between parties to the conflict. The author highlights the questions of what steps the leader should take to reconcile the conflicting parties.

Keywords: project, group, team, project, decision

В настоящий момент трудно представить себе огромную компанию или малое предприятие, которые в своей деятельности не сталкивались бы с проблемами возникновения конфликтных ситуаций между сотрудниками или членами групп. Однако не все руководители знают, какие действия нужно предпринять для решения возникшей ситуации и улучшить психологический климат в коллективе.

В данной статье постараемся показать, как можно решить подобные ситуации и дадим некоторые полезные рекомендации по решению конфликтов между членима групп.

Участники проектных групп могут быть отнесены к команде проекта, которые представляют собой группу специалистов, объединенный и работающих над реализацией проекта, представляющих интересы различных участников проекта и подчиняющихся управляющему проектом (руководителю) [7].

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В случае межличностного конфликта под сторонами понимаются лица или группы, а в случае внутриличностного — установки, ценности, идеи одного субъекта [6].

Каждый руководитель, занимающийся проектной деятельностью, знает, что без слаженной работы коллектива проектной группы никак нельзя обойтись, и что работу такого уровня выполняют не машины, а люди. Атмосфера, которая складывается в коллективе, может как мотивировать группу, тем самым уменьшая время на выполнение проекта, так и тормозить работу над проектом, затягивая время его выполнения на неопределенное время, тем самым срывая сроки договора, и если команды небольшие, то конфликтная ситуация может стать для команды критической.

Конфликтная ситуация в проекте — это столкновение противоречий мнений внутри проекта. И эффективность работы команды над проектом напрямую зависит от отсутствия в ней конфликтов.

Умение управлять конфликтами в проектной группе или коллективе играет ключевую роль, поскольку группы, как правило, всегда назначаются на проект, участники проекта еще не знакомы, или мало знакомы друг с другом, у них мало совместного опыта работы, поэтому, конфликт в таком коллективе просто неизбежен.

Для управления конфликтами нужно опираться на следующие подходы:

− устранить, в случае если конфликт мешает выполнению проекта;

− урегулировать в случае, если устранение конфликта проблематично, либо невозможно;

− направить его в нужное русло, если устранить или урегулировать его невозможно.

В современной литературе описываются различные технологии управления конфликтными ситуациями, среди них и технология дипломатического общения отдельно с каждым участником конфликта. Данный метод может быть затратным, по той причине, что для урегулирования конфликта с каждым из участников может уйти достаточно длительное время. Поэтому, автор больше склоняется к технологии открытого диалога, в которой участники конфликта высказывают свое мнение друг другу и находят общий компромисс решения конфликта.

Конфликтные ситуации среди членов одной команды или в рамках трудового коллектива — это обычное явление. Их отсутствие довольно редкий случай, и причин их возникновения очень много. Наиболее распространенными причинами возникновения конфликтов в трудовой среде считаются:

− личная неприязнь;

− взаимное непонимание;

− разногласия, возникающие при решении совместной задачи;

− эго.

При возникновении конфликтной ситуации руководитель группы должен принять меры для урегулирования и взять контроль конфликтной ситуацией. Наиболее благоприятным и эффективным способом разрешения конфликта является способствование конфликтующим сторонам принять самостоятельное решение. Очень важно, чтобы частники конфликта нашли соглашение и приняли решение самостоятельно, потому что руководитель не может принять решение сам и этим решить конфликт полностью [1].

Не все конфликтные ситуации можно разрешить обычными способами, иногда возникают конфликтные ситуации между двумя человеками разных групп, которые относятся друг к другу не равнозначно по причинам, не относящимся к профессиональной деятельности. Такой конфликт является не разрешимым априори, но в обязанности руководителя входит вопрос урегулирования конфликтной ситуации и поэтому здесь нужно искать способы нестандартного урегулирования конфликтной ситуации. Например, можно убедить конфликтные стороны относиться в команде друг к другу только профессионально, чтобы приносить благо группе. Очень важно, чтобы участники проектной группе сохраняли профессиональные отношения хотя бы до окончания работы над проектом.

Можно отметить несколько рекомендаций поведения руководителя в конфликтной ситуации [2]:

− провести совещание, где будут присутствовать конфликтные стороны,

− определить причину, по которой возник конфликт, дать высказать свою точку зрения каждой стороне конфликта,

− обозначить важность перспективы участников проектной группы и выделить, что подобные конфликты влияют негативно на результат,

− поставить задачу перед конфликтующими сторонами найти решение конфликта или временно отложить его решение (до окончания работы над проектом),

− заставить задуматься над тем, как конфликтные стороны будут дальше работать в команде вместе,

− поспособствовать стороны конфликта к открытому общению и определить, способны ли стороны друг друга выслушать и понять,

− объяснить, что все проблемы внутри команды, должны остаться внутри команды;

− дать один день на обдумывание и провести еще одно совещание, выслушать предложение обеих сторон и принять решение.

Такой метод урегулирования конфликтных ситуаций между участниками проектных групп имеет практическое значение и способствует большему сплочению коллектива, а также понимания каждым участников своей значимости и ответственности за результат.

Основная задача руководителя — это подтолкнуть обе стороны конфликта к диалогу, выработке решения, которое приемлемо обоими сторонами. В идеале — конфликтующие стороны сами найдут нужное решение. Тут главное помнить, что руководитель не может принять за них решение, они должны сделать это сами [3].

В ситуации, когда переговоры, даже длительные не привели к желаемому консенсусу, необходимо добиться от конфликтующих сторон обязательств проявлять профессионализм до конца завершения проекта. Далее, необходимо в течение нескольких недель, или месяцев понаблюдать за конфликтующими сторонами и выработать стратегию урегулирования возникшего конфликта.

Таким образом, в настоящей статье были рассмотрены вопросы, относящиеся к решению конфликтных ситуаций внутри проектных групп и трудовых коллективов. Предложенные рекомендации не являются совершенными, но они помогут руководителям, которые никогда не сталкивались с подобными ситуациями.

Литература:

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2019. — 507 с.
  2. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. — М.: Владос, 2019. — 154 с.
  3. Сулимова М. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. — М.: Ин-т практ. психологии, 2016. — 243 с.
  4. Управление предприятием. URL: http://upr.ru/article/kontseptsii-i-metody-upravleniya/KONFLIKTY_MEZHDU_UCHASTNIKAMI_DEYATEL _NOSTI_PREDPRIYATIYA.html (дата посещения 08.05.2020).
  5. CRM ПРОСТОЙ БИЗНЕС — URL: https://www.prostoy.ru/641.html (дата посещения 08.05.2020).
  6. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск: БГУИР, 2008.
  7. Балашов, А. И. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко; под общ. ред. Е. М. Роговой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 383 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликтная ситуация, проектная группа, ситуация, сторона, группа, конфликт, проект, решение, сторона конфликта, участник конфликта.


Похожие статьи

Действия руководителя при возникновении конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе

В статье рассматриваются действия руководителя при возникновении конфликтов среди участников образовательного процесса. Выявлены критерии его компетентности; описаны модели поведения для разрешения разногласий; выполнено исследование конкретных шагов...

Методы разрешения конфликта в деятельности организаций

Авторами проанализированы различные психологические состояния работника, обоснована необходимость разработки механизмов облегчения процесса внедрения изменений в метод разрешения конфликта.

Теоретические аспекты возникновения конфликтов в организациях и пути их решения в трудах отечественных и зарубежных учёных

На данный момент развития общества в России наблюдается тенденция роста конфликтов, возникающих в различных организациях, и если не научиться их решать, то это может привести к серьёзным и печальным последствиям. Поэтому данная работа направлена на и...

Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации

В статье аргументируется необходимость управления конфликтами в условиях современной образовательной организации, охарактеризованы основные причины конфликтов и психолого-педагогические условия, которые влияют на эффективность управления конфликтами ...

Анализ подготовки и принятия управленческих решений в практике: к вопросу выбора оптимального метода

В статье рассмотрены возможности применения методов анализа в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений в организации.

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Развитие умений школьников действовать в ситуации конфликта в процессе обучения английскому языку

Статья посвящена проблеме обучения школьников решению конфликтных ситуаций на материале английского языка как учебного предмета в средней школе.

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

Основные проблемы во взаимоотношениях сторон инвестиционного процесса в строительстве

В статье рассмотрены основные проблемы участников инвестиционно-строительной деятельности. Проведен анализ и предложены способы реструктуризации отношений участников инвестиционного процесса.

Похожие статьи

Действия руководителя при возникновении конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе

В статье рассматриваются действия руководителя при возникновении конфликтов среди участников образовательного процесса. Выявлены критерии его компетентности; описаны модели поведения для разрешения разногласий; выполнено исследование конкретных шагов...

Методы разрешения конфликта в деятельности организаций

Авторами проанализированы различные психологические состояния работника, обоснована необходимость разработки механизмов облегчения процесса внедрения изменений в метод разрешения конфликта.

Теоретические аспекты возникновения конфликтов в организациях и пути их решения в трудах отечественных и зарубежных учёных

На данный момент развития общества в России наблюдается тенденция роста конфликтов, возникающих в различных организациях, и если не научиться их решать, то это может привести к серьёзным и печальным последствиям. Поэтому данная работа направлена на и...

Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации

В статье аргументируется необходимость управления конфликтами в условиях современной образовательной организации, охарактеризованы основные причины конфликтов и психолого-педагогические условия, которые влияют на эффективность управления конфликтами ...

Анализ подготовки и принятия управленческих решений в практике: к вопросу выбора оптимального метода

В статье рассмотрены возможности применения методов анализа в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений в организации.

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Развитие умений школьников действовать в ситуации конфликта в процессе обучения английскому языку

Статья посвящена проблеме обучения школьников решению конфликтных ситуаций на материале английского языка как учебного предмета в средней школе.

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

Основные проблемы во взаимоотношениях сторон инвестиционного процесса в строительстве

В статье рассмотрены основные проблемы участников инвестиционно-строительной деятельности. Проведен анализ и предложены способы реструктуризации отношений участников инвестиционного процесса.

Задать вопрос