В статье автор рассматривает опыт Украины и Республики Беларусь в области создания правового государства, рассматриваются некоторые достижения и существующие недоработки в данной сфере.
Ключевые слова: правовое государство, демократические институты, Украина, Республика Беларусь.
В советские годы концепция правового государства отвергалась, будучи присущей «капиталистическому миру» и противоречащей марксистско-ленинскому учению. После развала СССР бывшие союзные республики начали формировать свои собственные государственность и правовые системы. Наиболее интересным анализ развития идеи о правовом государстве представляется провести на примере Украины и Республики Беларусь как стран, наиболее близких к России с исторической и культурной точек зрения.
В начале остановимся на Украине. Статья 1 Конституции Украины 1996 года провозглашает это государство «суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым» [1]. Помимо этого, главный закон страны закрепляет принципы разделения властей и верховенства права, которые в свою очередь являются основополагающими в концепции правового государства.
Однако фактическое состояние дел зачастую не совпадает с текстом нормативно-правовых актов, и Украина здесь не исключение. Так, по мнению Народного депутата Украины III и IV созывов Георгия Крючкова, проблемы на поприще создания подлинной демократии начались еще в 90-е годы прошлого столетия, т. е. в период зарождения независимой страны [2]. Первой весточкой был запрет в Украине деятельности Коммунистической партии в 1991 году. 26 августа этого года Президиум Верховного Совета Украины принял Указ «О временном прекращении деятельности Компартии Украины», а 30 августа был принят Указ «О запрете деятельности Компартии Украины». В свою очередь, данные указы в последствии были признаны Конституционным судом незаконными.
В Украине существует проблема, которая близка многим бывшим советским республикам, а именно пренебрежительное отношение к фундаменту правовой системы, что не позволяет наладить ее должное функционирование. По этому вопросу директор Института государства и права им. В. Корецкого НАН Украины, академик НАН Украины Ю. Шемшученко сказал следующее: «Конституция и закон у нас утратили свое высокое социальное предназначение. Верх одержал правовой нигилизм. Политические и олигархические интересы превалируют над правом. характер развития правового государства в решающей степени зависит от уровня развития национальной правовой системы… По количеству законов мы уже приблизились или даже обошли европейские страны, а по качественным показателям существенно отстаем от них. За 20 лет мы не смогли принять более полутора десятков так называемых конституционных законов, то есть непосредственно предусмотренных Конституцией» [3].
Правовое государство подразумевает под собой и правовую систему соответствующего качества. Для современного этапа развития Украины характерно активное сближение с Европейским Союзом. Основным документом, лежащим в основе данного сближения, является Соглашение об ассоциации Между Европейским Союзом и Украиной, вступившее в силу в 2017 году. Это соглашение регулирует деятельность по многим направлениям, в том числе и в области права. Статья 2 Соглашения об интеграции говорит о том, что принципы демократии, прав человека и основных свобод и принцип верховенства права должны являться основой внутренней и внешней политики Украины [4]. Данное сближение законодательства национального уровня с европейским правом образует своеобразную ситуацию, в которой происходит восприятие элементов и континентальной, и англо-саксонской правовых семей.
За период первого года президентства Владимира Зеленского наиболее значимым изменением украинской правовой системы представляется вступление в силу 1 января 2020 года Закона Украины от 3 сентября 2019 года № 27-IX «О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины)» [5]. Суть его выражается в изменении ст. 3 Конституции Украины путем исключения из нее положения о гарантии неприкосновенности депутатам Верховной Рады. Конечно, не стоит переоценивать значение данного закона, т. к. его принятие было встречено неоднозначно, в т. ч. вызвало бурную реакцию со стороны депутатов, проголосовавших против его принятия. В связи с этим высказываются сомнения относительно законности и беспристрастности процедуры привлечения депутатов к уголовной ответственности по причине того, что исключительным правом возбуждения уголовных дел в отношении народных избранников наделяется генеральный прокурор. Тем не менее, данная поправка в Конституцию безусловно дает повод говорить о большей открытости законотворческого процесса в Украине и создании серьезных препятствий коррупционным проявлениям.
Теперь стоит поговорить об успехах Республики Беларусь на поприще формирования правового характера государственности. Как и в случае с Украиной, Беларусь обладает достаточными формальными основаниями для того, чтобы говорить о ней как о правовом государстве. Основной закон республики — Конституция 1994 года — содержит положения о том, что Беларусь является «унитарным демократическим социальным правовым государством», в котором «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства», закрепляется принципы верховенства закона и разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную [6].
Однако реальность несколько иная. Основной вопрос, который вызывает состояние белорусской государственности — это институт президентства. Да, он существует, но тот факт, что первый президент независимой Беларуси Александр Лукашенко пребывает на этой должности уже пятый срок, начиная с 1994 года, что не может не порождать мнений об узурпации власти и фиктивном характере национальной избирательной системы. Началом этой тенденции послужили референдумы 1996 и 2004 годов, по результатам которых Лукашенко приобрел обширные полномочия и получил законное основание избираться на новые сроки без ограничений.
Другой проблемой правового поля Беларуси является тот факт, что она не является членом Совета Европы. Как следствие, Беларусь не ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года, что лишает белорусов возможности в случае необходимости защиты своих прав обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Реальное значение данной инстанции может вызывать у некоторых лиц скепсис, однако исходя из статистики деятельности ЕСПЧ, в соответствии с которой за 2019 год было принято 884 решения по частным искам о нарушении прав со стороны государства, можно сделать вывод, что граждане европейских стран видят в Европейском суде реальную возможность достижения справедливости [7].
По мнению депутата Верховного Совета Белорусской ССР XII созыва, профессора Валерия Тихиня, о Беларуси как о правовом государстве можно говорить только по прошествии 10–15 лет. Он справедливо полагает, что для этого необходим совершенно иной характер государственных структур, которые функционировали бы при строгом соблюдении буквы закона, а также важно обеспечение верховенства права, без которого нельзя утверждать о реальной правовой защищенности населения [8]. Важно обратить внимание на то, что данным и многим другим требованиям, предъявляемым к правовому государству как к форме организации государственной власти, необходимо следовать и Беларуси, и Украине, и остальным странам на просторах бывшего СССР. Качественный переход к демократическому устройству со всеми его характерными особенностями и институтами, как показывает опыт, невозможен лишь путем законодательного закрепления этих институтов в конституции.
Литература:
- Конституция Украины 1996 г. (в редакции от 01.01.2020 г.) [Текст] // Официальный сайт Президента Украины. — URL: https://www.president.gov.ua/documents/constitution
- Состоялась ли Украина как правовое государство // Информационный ресурс «2000». — URL: https://www.2000.ua/blogi/avtorskie-kolonki_blogi/sostojalas-li-ukraina-kak-pravovoe-gosudarstvo_.htm
- Правовое государство: мировой опыт и украинская модель // Голос Украины: газета Верховной рады. — URL: http://www.golos.com.ua/rus/article/275968
- Соглашение об ассоциации между Европейским союзом и государствами-членами Европейского союза с одной стороны и Украиной с другой стороны [Текст] // Комитет РСПП по интеграции, таможенной политике и ВТО. — URL: http://www.rgwto.com/upload/contents/426/Ukrain_EU(rus).pdf
- Закон України «Про внесення змін до статті 80 Конституції України (щодо недоторканності народних депутатів України)» [Текст] // Официальный сайт Верховной Рады Украины. — URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/27–20
- Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Текст] // Национальный центр правовой интернет-портал Республики Беларусь. — URL: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/
- Violations by Article and by State // European Court of Human Rights. — URL: https://echr.coe.int/Documents/Stats_violation_2019_ENG.pdf
- Валерий Тихиня: «Беларусь станет правовым государством через 10–15 лет» // Аргументы и факты в Беларуси. URL: https://aif.by/social/nazlobydnya/valeriy_tihinya_belarus_stanet_pravovym_gosudarstvom_cherez_10–15_let