Ключевые слова: критическая информационная инфраструктура, информационная безопасность.
В рамках исследования вопроса обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры ФЗ № 187 устанавливает ключевые основы и принципы обеспечения безопасности критически важной информационной инфраструктуры России, в том числе основы функционирования государственной системы обнаружения, предотвращения и ликвидации последствий кибератак в отношении информационных ресурсов Российской Федерации. По сути, это единая система, распределенная по всей стране и наделенная возможностями и ресурсами, необходимыми для обнаружения, предотвращения и ликвидации последствий кибератак и реагирования на кибер-инциденты [4].
Основной принцип обеспечения безопасности критических информационных инфраструктур заключается в том, что владельцы объектов обязаны обеспечивать их безопасность, в то время как государство оказывает им всяческое содействие. Так, государство должно предоставлять информацию о любых неотложных угрозах информационной безопасности и помогать в проектировании и разработке необходимой программно-аппаратной защиты. В свою очередь, владельцы объектов обязаны информировать органы власти о значительных проблемах, возникших в процессе эксплуатации информационной инфраструктуры [1,2].
Среди прочего владельцы критических информационных средств инфраструктуры должны:
- Немедленно сообщить уполномоченным органам о компьютерных инцидентах.
- Помочь уполномоченным чиновникам в обнаружении, предотвращении и устранении последствий компьютерных атак.
- Гарантировать сохранность и бесперебойную работу устройств, разработанных с целью обнаружения, предотвращения и устранения компьютерных атак [2].
В качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, назначена Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) [3]. Полномочия ФСТЭК в отношении безопасности критической информационной инфраструктуры представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Полномочия ФСТЭК в отношении безопасности критической информационной инфраструктуры
В качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования ГосСОПКА на информационные ресурсы РФ, назначена Федеральная служба безопасности.
Рис. 2. Полномочия ФСБ в отношении безопасности критической информационной инфраструктуры
Особую роль в механизме обеспечения играет специальная государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы, выполняющая функции защиты критической информационной инфраструктуры. На рисунке 3 представлены ключевые составляющие системы.
Рис. 3. Структура государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы
Необходимо отметить, что основной задачей НКЦКИ является обеспечение координации деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры, в связи с чем НКЦКИ осуществляет сбор, накопление, систематизацию и анализ информации, поступающей от субъектов и ФСТЭК, а также организует и осуществляет обмен этой информацией.
В целях обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры субъекты должны обеспечить выполнение и реализацию следующих мероприятий, представленных на рисунке 4
Рис. 4. Обязанности субъектов критической информационной инфраструктуры в отношении ФЗ № 187
В первую очередь необходимо провести категорирование всех своих объектов критической информационной инфраструктуры и сообщить о них в письменной форме в ФСТЭК для внесения сведений в реестр значимых объектов.
Интеграцией с ГосСОПКА требует от субъекта критической информационной инфраструктуры информирования о компьютерных инцидентах и оказания содействия ФСБ России в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак, установлении причин и условий возникновения компьютерных инцидентов.
Вместе с тем, на территории объекта критической информационной инфраструктуры может быть размещено оборудование ГосСОПКА. В этом случае субъект дополнительно обеспечивает его сохранность и бесперебойную работу.
Для значимых объектов критической информационной инфраструктуры помимо интеграции в ГосСОПКА субъекты должны обеспечить выполнение и реализацию следующих мероприятий, представленных на рисунке 5
Рис. 5. Обязанности значимых субъектов критической информационной инфраструктуры в отношении ФЗ № 187
Таким образом, в рамках ФЗ № 187 государство принимает активное и непосредственное участие в безопасности критической информационной инфраструктуры, однако от субъектов требуется соблюдение всех требований и исполнение организационных и технических мероприятий.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. № 127 “Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений” // [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71776120/ (Дата обращения: 15.01.2020).
- Приказ ФСТЭК от 21.12.2017 № 235 «Об утверждении Требований к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их функционирования» // [Электронный ресурс], Режим доступа: https://fstec.ru/index?id=1606:prikaz-fstek-rossii-ot-21-dekabrya-2017-g-n-235 (Дата обращения: 15.01.2020).
- Указ Президента Российской Федерации от 25.11.2017 г. № 569 «О внесении изменений в Положение о ФСТЭК» // [Электронный ресурс], Режим доступа: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=183918 (Дата обращения: 15.01.2020).
- Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42489 (Дата обращения: 15.01.2020).