В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации успешности обучения студентов-первокурсников в вузе. В исследовании приняли участие первокурсники нескольких вузов в возрасте от 17 лет до 21 года. По данным эмпирического исследования основными характеристиками социально-психологической адаптации студентов-первокурсников являются: низкая оценка своего коллектива, трудности в коммуникации и адаптации к новым образовательным и социальным условиям, низкая самооценка.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, психологическая атмосфера, уровень самооценки, студент-первокурсник.
Поступление в университет и дальнейшее обучение сопровождается включением выпускников школ в новую для них культурную и образовательную среду, что способствует процессу адаптации.
Современные психолого-педагогические исследования процесса перехода от среднего к высшему образованию (А. А. Вербицкий, А. В. Петровский, В. Т. Лисовский, В. М. Рогинский) позволяют говорить о необходимости социально-психологической адаптации поступивших в вуз студентов к новым для них формам обучения и условиям студенческой среды.
Изучению социально-психологической адаптации студентов посвящено множество научных работ. Авторы сходятся во мнении, что это сложное, многофакторное явление, но они выделяют его различные компоненты.
А. А. Налчаджян считает, что социально-психологическая адаптация — это такое состояние отношений между индивидом и группой, когда человек без продолжительных внутренних и внешних конфликтов продуктивно выполняет свою основную деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности и ролевые ожидания эталонной группы, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения имеющихся творческих способностей [4, с. 134].
В. В. Лагерев определяет адаптацию студентов к обучению в вузе как интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого человек, на основе соответствующих адаптивных реакций, развивает устойчивые навыки удовлетворения требований, предъявляемых к нему в ходе обучения и воспитания в высшей школе [5, с. 21].
Н. А. Свиридов в своей работе «Социальная адаптация личности в трудовом коллективе» определял социально-психологическую адаптацию как вступление личности в отношения внутри группы, приспособление к таким отношениям, развитие образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного коллектива (группы), получение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в данном коллективе [6, с. 68].
В социально-психологической адаптации студентов Т. Ю. Волгина различает такие виды как: адаптацию к условиям учебной деятельности (адаптация к новым формам образования, самостоятельному образу жизни, контролю и усвоению знаний, к другому способу работы и отдыха и т. п.); адаптацию к группе (вхождение в коллектив однокурсников, усвоение его правил, традиций); адаптацию к будущей профессии(усвоение профессиональных знаний, умений, качеств и навыков) [1, с. 56].
Если адаптация к будущей профессии в основном приходится на старшие курсы, то адаптация к группе и учебной деятельности должна произойти как можно раньше, иначе возникнут трудности в актуализации личностных и познавательных ресурсов, которые необходимы для успешного обучения и овладения профессией.
Если обучающийся не может быстро освоить требования университета и найти общий язык и взаимопонимание с преподавателями и однокурсниками, это, конечно, повлияет на его успехи в учебе и желание учиться, тем самым повлечет за собой отчуждение от образовательной среды и уход из вуза.
Актуальность данной работы обусловлена влиянием социально-психологической адаптации на успешность обучения студентов в университете и их участии в студенческой жизни. Успешность социально-психологической адаптации предполагает актуализацию резервных умений и навыков учащихся и их готовности преодолевать различного рода трудности, которые возникают в процессе обучения.
Объект нашего исследования — процесс социально-психологической адаптации в вузе студентов-первокурсников.
Предмет исследования — особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников.
Целью исследования стало выявление характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников.
Задачи:
- Провести теоретический анализ понятия «социально-психологическая адаптация», обозначить основные составляющие понятия.
- Разработать и реализовать психодиагностический комплекс методик, направленный на диагностику социально-психологической адаптации у студентов-первокурсников.
- Выявить основные особенности социально-психологической адаптации у студентов-первокурсников.
Использовались такие методы исследования: наблюдение, интервью, анкетирование, методы математической статистики (вычисление среднего арифметического значения, перевод данных в проценты).
Для выявления особенностей характеристик социально-психологической адаптации у студентов-первокурсников использовались следующие методики исследования: «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова [2], «Оценка психологической атмосферы в группе» А. Ф. Фидлера [7], тест-опросник «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалёва [3].
Для проверки адекватности выбранных методов и методик исследования было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие студенты-первокурсники Воронежского государственного университета, Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и Саратовской государственной юридической академии.
Общий объем выборки составлял 33 человека. Возраст испытуемых от 17 лет до 21 года. В исследовании приняли участие 23 девушки и 10 юношей.
В результате пилотажного исследования были получены следующие данные.
Использование методики «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова позволило выявить наличие студентов-первокурсников, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности.
По шкале «Адаптированность к учебной группе» 90,9 % испытуемых набрали высокий балл, что свидетельствует о том, что обучающиеся на тот момент чувствовали себя в группе комфортно, не испытывали трудностей при поиске общего языка с однокурсниками, следовали нормам и правилам, принятым в группе. Однако 9,1 % респондентов набрали низкий балл. Это указывает на то, что студенты испытывали некоторые затруднения в общении с однокурсниками. Такие респонденты, как правило, старались держаться в стороне, проявлять сдержанность в отношениях. Им было нелегко найти общий язык с однокурсниками, они испытывают трудности в обращении за помощью.
По шкале «Адаптированность к учебной деятельности» 81,8 % испытуемых набрали высокий балл. Это свидетельствует о том, что студенты легко осваивали учебные предметы, успешно и в срок выполняли учебные задания; могли проявить свою индивидуальность, навыки и способности на занятиях. Однако 18,2 % респондентов набрали низкий балл по данной шкале. Это указывает на имеющиеся трудности в учебной деятельности, а также при выступлении на занятиях, выражении своих мыслей обучающихся. По многим изучаемым предметам таким студентам были необходимы дополнительные консультации.
Использование методики «Оценка психологической атмосферы в группе» А. Ф. Фидлера позволило выявить, что 72,7 % испытуемых оценивали свое положение в группе и психологическую атмосферу в ней положительно. И 27,3 % респондентов ощущали психологически более негативную сторону, находясь в своем коллективе. У всех испытуемых отмечалась низкая оценка своего коллектива по шкалам «Продуктивность или непродуктивность» и «Теплота и ли холодность».
Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалёва позволил выявить следующие особенности самооценки у студентов-первокурсников. Высоким уровнем самооценки обладали 9,1 % испытуемых. Такие люди, как правило, не были обременены сомнениями, адекватно реагировали на комментарии и замечания других и трезво оценивали свои действия. Средним уровнем самооценки обладали 22,7 % респондентов. Студенты с таким уровнем самооценки иногда могли испытывать необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с окружающими, довольно часто недооценивая себя и свои способности без веских на то причин. Низким уровнем самооценки обладали 68,2 % испытуемых. Такие люди часто болезненно переносили критику в свой адрес, сильно страдали от чрезмерной застенчивости, нередко старались подстроиться под мнение других людей.
Подводя итоги эмпирического исследования, можно сделать вывод, что компоненты, обеспечивающие высокий уровень развития социально-психологической адаптации, тесно связаны между собой.
Показатели социально-психологической адаптации у студентов-первокурсников неоднозначны. Большинство испытуемых хорошо адаптировались в вузе. Однако не малая часть респондентов испытывали трудности в коммуникации и адаптации к новой среде, имели низкую самооценку, а также достаточно низко оценивали новый коллектив и свое положением в нем.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости более пристального внимания психологической службы, а также преподавательского состава вуза к студентам — первокурсникам. Недостаточный уровень развития социально-психологической адаптации таких студентов, сохраняющийся на протяжении всего периода получения высшего образования, безусловно, влияет и на их мотивацию к успешной учебной деятельности.
Литература:
- Волгина, Т. Ю. Адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе: трудности, проблемы, их решения / Т. Ю. Волгина. — Текст: непосредственный // Вестник Омского государственного педагогического университета. — 2007. — № 5. — С. 56–63.
- Дубовицкая, Т. Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе / Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова. — Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 2. — С. 7–9.
- Ковалев, С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя / С. В. Ковалев. — Москва: Просвещение, 1991. — 143 c. — Текст: непосредственный.
4. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян. — Москва: Издательство АН Армянской ССР. Ереван, 1988. — 263 c. — Текст: непосредственный.
5. Редько, Л. Л. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие / Л. Л. Редько, Ю. А. Лобейко. — Москва: Илекса, 2008. — 296 c. — Текст: непосредственный.
- Свиридов, Н. А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: диссертация... кандидата философских наук: специальность 09.00.09 «Прикладная социология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Свиридов Николай Алексеевич. — Ленинград, 1974. — 246 c. — Текст: непосредственный.
- Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру). — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://vsetesti.ru/109/ (дата обращения: 08.02.2020).