Ключевые слова: пенсия, реформа, пенсионный возраст, Пенсионный фонд Российской Федерации, работа, занятость, пенсионная реформа.
Пенсия — это гарантированная ежемесячная выплата для материального обеспечения граждан в старости в случае их полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности [1, с. 8].
В рамках пенсионной системы выделяются различные основания для классификации пенсий. Так, по источнику их финансового обеспечения выделяются четыре вида пенсий:
1) страховые пенсии,
2) накопительные пенсии,
3) пенсии по государственному пенсионному обеспечению,
4) пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению.
Необходимость совершенствования пенсионной системы продиктована негативной демографической ситуацией, повлекшей неэквивалентность пенсионных прав граждан. Количество пенсионеров стремительно растет, в то время как число работающих сокращается — при солидарной пенсионной системе это приводит к уменьшению размера пенсий, которые и так для основной массы народа невелики. По оценкам Росстата, к 2036 году население России сократится до 134,3 миллионов человек при плохом сценарии развития, который, учитывая предыдущие прогнозы, является наиболее вероятным. Поскольку из-за падения курса рубля и падающих зарплат убыль населения не компенсируется мигрантами.
Для решения этой системной проблемы, правительство провело ряд изменений текущей пенсионной системы, введя пенсионные баллы и их «стоимость», которая каждый год растет — в итоге, многие люди, даже работая, но за зарплаты, «близкие» к минимальному размеру оплаты труда, рискуют получать минимальный, же размер пенсии. Исключение составляют, как правило, лишь силовики и чиновники, размер пенсий которых существенно выше из-за величины зарплат и доплат из ведомств. Соответственно, фундаментальная проблема не была решена и требуются новые изменения и реформы.
Начало очередной реформы положено с принятым 3 октября 2018г федеральным законом № 350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» [4].
Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности — они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности [5].
За последние 10–15 лет пенсионный возраст был повышен во многих странах. На Западе самое радикальное повышение пенсионного возраста было проведено в Италии. В 2012 году пенсионный возраст для женщин в частном секторе повысили сразу на 2 года, до 62 лет, и затем увеличивали на 8 месяцев каждый год до 66 лет в 2018 году [2]. Во Франции с 4 декабря 2019 началась общенациональная забастовка из-за пенсионной реформы, согласно которой планируется поднять пенсионный возраст на несколько лет и отменить старую систему выплаты пенсий, различающуюся в зависимости от профессии человека и других факторов.
Изначально законопроект предусматривал увеличение пенсионного возраста у женщин до 63 лет, а мужчин — до 65. Но в ходе обсуждения пенсионной реформы 2018 было принято решение, что женщины будут выходить на пенсию в 60 лет (рис. 1) [7].
Рис. 1. Условия выхода на пенсию мужчин и женщин в РФ
Предложенные изменения способствуют тому, что соотношение числа работающих к числу пенсионеров к 2030 году будет составлять примерно 3 к 1, что делает пенсионную систему более стабильной, чем до изменений, при соотношении 2 к 1. Кроме того, по оценкам, форма половозрастной пирамиды скорректируется и эффекты «эха войны» сгладятся — это позволит получить более сбалансированную структуру населения и распределение занятости, а значит и пенсионных отчислений.
Согласно опросам, проведенным в ноябре–декабре 2018 года большинство граждан старше 50 лет (72,8 %) считают, что их собственных сбережений не хватит для комфортной жизни на пенсии [3].
При этом на деле многие из положений пенсионной реформы 2018 года крайне затруднительно реализовать на практике. Так, социальная поддержка граждан предпенсионного возраста трактуется чиновниками в ключе помощи в профпереподготовке, а не выделения средства и пособий. Но переподготовка не помогает возрастному специалисту устроиться на работу, поскольку работодатели не стремятся набирать таких специалистов в принципе, не важно, какая у них специальность. К тому же, получивший новую специальность человек будет без опыта работы по ней, что также оттолкнет работодателей. Привлечь же работодателей к ответственности за дискриминацию практически невозможно — ведь и до реформы многие люди ей подвергались, когда их не брали на работу без указания причин, увольняли за «потерю доверия», «нарушение дисциплины» и тому подобное. Ничто не мешает работодателям формально указывать в причинах отказа отсутствие компетенции, опыта и прочее.
Кроме того, пенсионная реформа года имеет ряд существенных проблем, как экономического характера, так и правового.
Во-первых, пенсионное обеспечение воспринимается людьми как некий социальный договор, «подписывает» который человек при начале работы и выполняет свои обязательства его продолжением в течение оговоренного заранее времени. Если же условия договора меняются на ходу, то это некорректно — а именно такой процесс и произошел. В результате многие работающие, рассчитывавшие выйти на пенсию в оговоренные ранее сроки (60 и 55 лет), оказались обмануты, их интересы пострадали без какой-либо компенсации.
Во-вторых, до сих пор непонятен вопрос гендерного неравенства сроков выхода на пенсию — так, в России женщины живут существенно дольше мужчин, при этом большую часть пенсионных взносов платят именно мужчины. Получается, что реформа не учитывает эти показатели при определении нового возраста выхода на пенсию — 65 и 60 лет. В то время, когда принимался закон о разном возрасте выхода на пенсию, была другая социально-экономическая ситуация — гораздо выше рождаемость и среднее количество детей в семье, высокая нагрузка на женщин в связи с уходом за детьми и домашними обязанностями. Сейчас же ситуация принципиально изменилась, чего новый закон совершенно не отражает. Многие мужчины считают, что до пенсии они не доживут, а потому пенсия становится для них ни чем иным, как очередным пустым обещанием.
В-третьих, даже проведенной реформы, очевидно, не хватает для повышения пенсий на какую-либо значимую сумму. Возникает вопрос, насколько с экономической точки зрения она оправданна и способствует решению проблемы. Так, уже сейчас правительство обсуждает введение «параллельной системы» гарантированного пенсионного продукта, которая приведет к парадоксу — текущему поколению работающих, особенно молодежи, предложат платить за пенсию дважды. С одной стороны, взносы для обеспечения работы солидарной системы, то есть текущих пенсионеров. С другой стороны — копить себе самим на пенсию в системе «гарантированного пенсионного продукта». Это приведет к скачкообразному повышению нагрузки на людей и снижению располагаемого дохода и покупательной способности, что явно не вызовет их одобрения. Не говоря уже о том, что это несправедливо, а с точки зрения государства еще и стратегически невыгодно — поскольку ресурсы вкладываются в старшее, уходящее поколение, а не в молодое и перспективное, которое формирует будущее страны.
12 марта 2018 года Госдумой Российской Федерации был принят законопроект № 35-ФЗ «О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации», согласно которому граждане предпенсионного возраста будут получать алименты от своих детей и бывших супругов. Мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет [8].
В Семейном Кодексе ч.1 ст.87 сказано, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них [6]. Устанавливая право предпенсионеров на получение алиментов от детей, указанный закон тем самым констатируется тот факт, что они являются нетрудоспособными.
Получается, что для получения алиментов нетрудоспособность наступает на 5 лет раньше, чем для получения пенсии. Но, на основании проводимой пенсионной реформы нетрудоспособные граждане обязаны ещё 5 лет зарабатывать себе пенсию, а ответственность государства по социальному обеспечению нетрудоспособных пожилых людей перекладывается на их детей.
Таким образом, даже для властей, очевидно, что реформа 2018 года не решает фундаментальных проблем социального обеспечения пенсионеров в России. И уже готовятся новые реформы и проекты.
Литература:
- Буданова М. М. Пенсионная реформа в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / М. М. Буданова, С. Ю. Иванов. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. — 84 c.
- Иванов Сергей Феликсович Пенсионная реформа-2018: детерминанты, последствия, альтернативы // Демографическое обозрение. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pensionnaya-reforma-2018-determinanty-posledstviya-alternativy (дата обращения: 17.01.2020).
- Известия / Накопительный аффект: 70 % россиян не верят в обеспеченную старость URL: https://iz.ru/964024/ekaterina-vinogradova/nakopitelnyi-affekt-70-rossiian-ne-veriat-v-obespechennuiu-starost?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https:/yandex.ru/news (дата обращения 17.01.2020)
- Личный кабинет ПФР / Пенсионная реформа / Пенсионная реформа 2018 окончательный вариант URL: https://pfrf-kabinet.su/117-pensionnaja-reforma-2018-okonchatelnyj-variant.html (дата обращения 17.01.2020)
- Пенсионный фонд РФ / Что нужно знать об изменениях в пенсионной системе URL: http://www.pfrf.ru/zakon (дата обращения 17.01.2020)
- Семейный кодекс Российской Федерации@ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) / Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/d838a2e02dca071afc9952ad7b84bd704de720fa/ (дата обращения 03.02.2020)
- Уточнения внесены в шкалу выхода на пенсию россиян 1959–63 г.р. URL: https://m.vn.ru/news-utochneniya-vneseny-v-shkalu-vykhoda-na-pensiyu-rossiyan-1959–63-g-r/ (дата обращения 03.02.2020)
- Федеральный закон от 18.03.2018 № 35-ФЗ «О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803180012 (дата обращения 03.02.2020)