Цель исследования — проанализировать, как влияние последовательной истории интеграции в Европе определило особенности функционирования региона. В статье описывается хронология взаимопроникновения национальных хозяйств и характеризуются современные интеграционные процессы. В результате выявляются основные этапы формирования единого экономического пространства и объясняются причины дезинтеграционных процессов в регионе.
Ключевые слова: Европейский союз, Европейское экономическое пространство, евроинтеграция, дезинтеграционные процессы, международная экономическая интеграция.
Активная межгосударственная интеграция в Европе началась с конца 1940-х годов, и ее необходимость предопределялась рядом объективных факторов. Государства должны были восстановить разрушенную войной экономику, расширить рынки сбыта, найти новые источники сырья и энерготехнологичные ресурсы, повысить конкурентоспособность и вернуть позиции мирового экономического лидерства. Определенное значение имели и политические мотивы, связанные с установлением мира и стабильности в Европе, противостоянию экономической экспансии США и политическому давлению СССР, нормализацией отношений между Францией и Германией. Кроме того, интеграционным процессам способствовало наличие сложившихся тесных торговых связей и развитая инфраструктура, а также культурная и историческая общность [11, 12].
Ядром восточноевропейского интеграционного объединения стал СССР, учредивший в 1949 году совместно с Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией и Чехословакией Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Организация была призвана путем объединения и координации экономик стран-членов содействовать дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической интеграции. Деятельность СЭВ основывалась на единстве экономики и политики, а также обязательности совместно принимаемых решений. С 1970-х годов из-за попыток реформ на принципах свободного рынка в странах блока стали нарастать экономические и политические трудности, и с крахом биполярной системы мироустройства подавляющее большинство государств СЭВ либо присоединились к ЕС, либо взяли курс на присоединение к блоку. Актором интеграции в субрегионе остается в настоящий момент Россия, развивающая экономическое взаимодействие с Беларусью [1, 11].
Формирование западноевропейского интеграционного объединения проходило в несколько этапов и его локомотивом стало созданное в 1951 году Европейское объединение угля и стали в составе Бельгии, Франции, Германии, Италии, Люксембурга и Нидерландов. Если в начале 1950-х годов интеграция касалась, в основном, отмены ограничений в торговле сырьем и перемещении рабочей силы, занятой в связанных областях, то уже к 1957 году подписание Римского договора и создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) подразумевало отмену любых ограничений в торговле и перемещении факторов производства, гармонизацию законодательства и проведение единой политики в определенных областях. Таким образом была заложена основа для дальнейшей региональной интеграции, основным принципом которой стало обеспечение четырех свобод — свобод движения товаров, лиц, услуг и капитала [4, 11, 13].
В 1960-х годах процесс европейской интеграции углублялся практически на всем пространстве континента. Кроме ЕЭС, члены которого создали Европейский парламент и таможенный союз и приняли общую торговую политику, в 1960 году была сформирована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — в нее вошли Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Австрия, Швейцария, Португалия и Исландия и, позднее, Лихтенштейн. Если ЕЭС имел три центра силы (ФРГ, Германия и Италия), то Великобритания превосходила по экономической мощи всех партнеров по ЕАСТ вместе взятых, интеграция между которыми изначально была значительно слабее, чем в ЕЭС. Несмотря на либерализацию ряда секторов экономики в обоих блоках, существовало множество ограничений, предусмотренных законодательствами отдельных государств и препятствовавших свободному движению факторов производства [8, 11, 13].
Кроме того, ряд проблем 1970-х годов и рост протекционизма привел к ослаблению темпов интеграционных процессов, усилению центробежных тенденций и развитию евроскептицизма. Обусловленное Римским договором создание общего рынка стало невозможным из-за крушения Бреттон-Вудской системы в 1971 году, мировых энергетических кризисов 1970-х годов и экономического кризиса начала 1980-х годов. Рост инфляции и неэффективность принятых экономических мер стали предпосылкой для активизации процессов интеграции в уже последующие десятилетия. Так, в
1970–80-е годы ЕЭС начинает активно расширяться — в него (как в более эффективное объединение, чем ЕАСТ) в 1973 году вступают Великобритания и экономически тесно связанные с ней Ирландия и Дания, в 1981 году — Греция и в 1986 году — Испания и Португалия [11, 13].
Одним из ключевых событий процесса евроинтеграции является подписание в 1986 году членами ЕЭС Единого европейского акта, поставившего задачу перехода к общему региональному рынку. Согласно акту, в рамках ЕЭС создавалось единое правовое и экономическое пространство, а интеграция распространялась на новые сферы — науку, валютные отношения, охрану окружающей среды и внешнюю политику. Подписанный в 1992 году Маастрихтский договор учредил три опоры дальнейшей интеграции — экономический и валютный союз (создание евро), общую внешнюю политику и политику в области внутренних дел и юстиции. Таким образом была подготовлена институциональная основа для перехода к последней ступени интеграции, и с 1993 года создается единый европейский рынок и Европейский союз — в настоящий момент самый крупный в мире и наиболее интегрированный торговый блок [11, 13].
Одновременно с дальнейшим углублением западноевропейской интеграции начался процесс расширения ЕС, начавшийся со вступления в блок в 1995 году Австрии, Швеции и Финляндии. Амстердамский (1997 год) и Ниццкий (2001 год) договоры реформировали институциональную структуру для расширения на восток — в 2004 году членами ЕС стали Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Благодаря Лиссабонскому договору 2007 года (представляющему собой последнюю версию договора о Европейском союзе), по которому были изменены структура и полномочия институтов ЕС и определены их компетенции, стало возможным дальнейшее углубление интеграции. В 2007 году к блоку присоединились Болгария и Румыния, а в 2013 году — Хорватия, доведя общее число членов ЕС до 28 государств (Великобритания перестала быть членом блока с 2020 года) [4, 11, 13].
Более того, тесная экономическая интеграция во многом вышла за границы ЕС. Так, с 1994 года функционирует Европейское экономическое пространство (ЕЭП) — единый европейский рынок, де-факто объединяющий 36 государств региона (де-юре — 31 государство). Соглашение о ЕЭП гарантирует доступ стран ЕАСТ к единому рынку на равных правах с государствами ЕС, за исключением сельского хозяйства и рыболовства. Членами ЕЭП являются все государства ЕС и три из четырех государств ЕАСТ — Исландия, Норвегия и Лихтенштейн, де-факто членами блока также являются Великобритания (статус страны должен быть определен к 2021 году), Швейцария (в рамках двусторонних соглашений) и Андорра, Монако, Сан-Марино и Ватикан (в силу ассоциации с Испанией, Францией и Италией соответственно). Кроме того, другие государства, не являющиеся членами ЕЭП, объединяет созданная в 1992 году Центрально-европейская ассоциация свободной торговли, членами которой являются Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Молдавия, Черногория и Сербия. Целями блока являются повышение конкурентоспособности национальных экономик на основе развития взаимной торговли и постепенное вхождение в единый рынок. Таким образом, объединение практически всех государств Европы в настоящий момент происходит вокруг ЕЭП [5, 8, 9, 11, 13].
По данным на 2020 год, Европейское экономическое пространство располагается на территории общей площадью 5,0 млн км2, на которой проживает 527,9 млн человек. Суммарный ВВП 36 государств составляет 20,0 трлн долл. США, или 37,8 тыс. долл. США на душу. Высокий уровень экономического развития государств ЕЭП, во многом, обусловлен тем, что на протяжении всего периода существования региональных объединений (ЕЭС, а затем ЕС) происходило углубление интеграционного процесса и его трансформация от простейшей формы к экономическому и валютному союзу. В этом заключается главная особенность европейской интеграции — ЕС является единственным в мире блоком, последовательно прошедшем в своем развитии все стадии интеграции. Это позволило создать институциональную основу, обеспечившую бурный рост экономики на первом этапе существования ЕЭС и дальнейшее взаимопроникновение национальных хозяйств как на макро-, так и на микроуровне. Однако анализ особенностей интеграции говорит о том, что она имела циклический характер, и на современном этапе в связи с расширением и углублением интеграции усиливаются и дезинтеграционные процессы [2, 3, 11, 13].
Среди причин, обусловивших дезинтеграционные процессы в государствах Европы, выделяется ряд причин внешнего характера. Основой из них является миграционный кризис, обострившийся в 2015 году после эскалации военно-политических конфликтов в странах Северной Африки и Ближнего Востока и вызвавший значительный приток нелегальных мигрантов — более 3 млн человек с 2015 года. Кроме экономических причин кризиса (неготовность разместить такое количество человек, значительные финансовые затраты на безопасность), существуют культурные, в большей степени определяющие проблему, причины — в странах ЕС возникают социальные конфликты, обусловленные ментальными, этническими и конфессиональными различиями коренного и приезжего населения. Миграционный кризис стал причиной появления внутриполитических протестных движений в странах ЕС, которые провоцируют центробежные процессы. Так, приток беженцев стал одним из решающих факторов в выходе Великобритании из состава ЕС [6, 10, 14].
К числу важных внешних причин стоит также отнести и экономический фактор и, в том числе, современные тенденции развития мирового хозяйства. Перенос производств в азиатские государства вместе с отсутствием необходимых структурных реформ в Европе ухудшил экономическую ситуацию в регионе и вызвал кризис конкурентоспособности в ЕЭП. Это, в свою очередь, стало причиной снижения доходности европейских производителей и сокращения рабочих мест, что привело к росту протестных настроений. Продолжающееся изменение структуры мировой торговли в пользу азиатского региона (главным образом, Китая) и уменьшение объемов ПИИ в европейский регион замедлило экономический рост государств ЕЭП и также стало причиной активизации процессов дезинтеграции. Кроме того, глубокие противоречия ярко проявляются при реализации панрегиональных логистических проектов в сфере энергетики, инициаторами которых выступают соседние государства (например, российский «Южный поток»), мнения по которым среди членов ЕЭП кардинально различаются [10, 11].
Внутренние причины роста популярности евроскептицизма обусловлены, во многом, отсутствием единой долгосрочной цели и видения дальнейшего развития основными участниками ЕЭП, а также недостаточным уровнем эффективности и легитимности существующих институтов власти. Так, члены ЕС не готовы отказаться от доминирования своей национальной суверенности для полного соответствия европейским стандартам — например, вопрос о проведении необходимых структурных реформ для сближения экономических моделей национальных хозяйств вызывает резкое сопротивление со стороны многих восточноевропейских государств. Наличие неразрешимых противоречий при существовании правительства меньшинства и наличия права вето у каждого из государств-членов приводит к тому, что органы власти не могут в полной мере исполнять свои полномочия. Кроме того, важное значение для дезинтеграции имеет несбалансированная финансовая политика ЕС, отличающаяся несоответствием распределения финансового бремени и системы разделения затрат. При увеличении стоимости дальнейшего углубления интеграции, достижение компромисса между странами-участницами становится все более сложным [7, 10, 15].
Другой ключевой внутренней причиной активизации центробежных процессов является сосредоточие капитала, экономического потенциала и доходов на отдельно взятых территориях, что приводит к миграции экономически активного населения на эти территории, тем самым еще больше усугубляя ситуацию на менее развитых и менее доходных. Это связано с расширением состава участников ЕС в 2004–2013 годах, который отличался принятием в состав блока государств, различающихся по своим основным политическим и экономическим характеристикам. Например, ВВП на душу населения ЕС-15 почти в два раза превосходит соответствующий показатель «новых» членов ЕС — 39,2 тыс. долл. США (40,5 тыс., если учитывать ЕАСТ) против 21,7 тыс. Менее развитые территории становятся, во многом, только потребителями ресурсов и конечных продуктов, слабо участвуя в системе обмена результатами производства, что усиливает противоречия и вызывает неприятие и отторжение интеграционных процессов. Усугубляет дезинтеграцию и развитие системы управления региональной интеграцией в пользу межправительственного взаимодействия при усиливающемся доминировании крупных стран и, особенно, Германии [2, 3, 10].
Несмотря на асимметрию развития, миграционный кризис и отсутствие единой долгосрочной цели у государств ЕЭП, география интеграционных процессов расширяется — помимо официальных кандидатов на вступление в ЕС (Албания, Северная Македония, Сербия, Турция, Черногория), доступ к определенным секторам единого рынка также имеют Грузия, Молдавия и Украина в рамках «углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли», что связано со стремлением этих государств расширить рынки сбыта, снизить издержки и способствовать модернизации экономики. Это является иллюстрацией еще одной отличительной особенности европейской интеграции — единовременного ее протекания на всех стадиях в разных субрегионах. Так, существует экономический союз между членами ЕС, общий рынок с государствами ЕАСТ, таможенный союз с Турцией, зона свободной торговли с государствами Восточной Европы и Грузией и преференциальная зона со странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Более того, процессы взаимопроникновения национальных хозяйств продолжаются и в пределах ЕЭП, чему способствует ряд факторов, среди которых — культурно-историческая общность европейских государств, успешная история взаимодействия и налаженные торговые связи, развитая инфраструктура. Таким образом, в условиях протекания как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов члены ЕЭП в действительности вовлечены в региональную экономику в разной степени и динамика дальнейшего протекания этих процессов у них различна [7, 10, 11, 12].
Литература:
- Алдохина, Т. П. Международная экономическая интеграция: этапы и результаты в рамках партнерства РФ и РБ / Т. П. Алдохина // Политика, экономика и инновации. — 2016. — № 6. — C. 1–5.
- База данных Eurostat [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/data/database
- База данных Statista [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.statista.com/
- Договор между правительствами государств ЕС от 13.12.2007. The Treaty on the Functioning of the European Union.
- Последний день Великобритании в Евросоюзе [Электронный ресурс]. — Meduza. — Режим доступа: https://meduza.io/slides/31-yanvarya-posledniy-den-velikobritanii-v-evrosoyuze-brekzit-nakonets-sostoitsya-vy-ne-poverite-no-chto-to-dazhe-izmenitsya
- Пресса Британии: вопрос миграции решил судьбу «брексита» [Электронный ресурс]. — BBC News Русская служба. — Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/uk/2016/06/160624_brit_press
- Сайт Европейского союза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://europa.eu/european-union/index_en
- Сайт Европейской ассоциации свободной торговли [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.efta.int/
- Сайт Центрально-европейской ассоциации свободной торговли [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cefta.int/
- Фадеева, И. А. Дезинтеграционные процессы в странах Европы: Причины и влияние на Россию / И. А. Фадеева // Фундаментальные исследования. — 2018. — № 4. — C. 125–129.
- Шкваря, Л. В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве: Учебное пособие / Л. В. Шкваря. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 315 с.
- Dalimov, R. Dynamics of International Economic Integration: Non-linear Analysis / R. Dalimov. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. — 277 c.
- Economic Effects of the European Single Market: Review of the empirical literature [Электронный ресурс]. — The National Board of Trade. — Режим доступа: https://www.kommers.se/Documents/dokumentarkiv/publikationer/2015/Publ-economic-effects-of-the-european-single-market.pdf
- Immigration, un débat biaisé [Электронный ресурс]. — Le Monde diplomatique. — Режим доступа: https://www.monde-diplomatique.fr/2018/11/BREVILLE/59239
- The Cost of Non-Europe in the Single Market [Электронный ресурс]. — European Parliament. — Режим доступа: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2014/510981/EPRS_STU(2014)510981_REV1_EN.pdf