Концепция дисциплинарного общества Мишеля Фуко | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 13.05.2020

Статья просмотрена: 6137 раз

Библиографическое описание:

Андрюшина, А. В. Концепция дисциплинарного общества Мишеля Фуко / А. В. Андрюшина, А. А. Погосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70006/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная статья освещает основные положения концепции дисциплинарного общества, разработанной французским философом, историком и теоретиком культуры Мишелем Фуко. Авторами проводится анализ дисциплинарной власти, основные принципы которой рассмотрены в одной из его известных работ — «Надзирать и наказывать».

Ключевые слова: Мишель Фуко, власть, наказание, дисциплинарное общество, преступление, правило, паноптикум, надзирать, контроль.

Мишеля Фуко можно считать одним из основоположников концепции дисциплинарного общества [5, стр. 74]. Критик современного общества, Мишель Фуко был заинтересован в использовании русского опыта, ему удавалось находить сходства там, где риторика Холодной войны видела одни противоположности. Россия никогда не являлась центром его интересов, но, вместе с этим, некоторые специфические институты, например ГУЛАГ, давали пищу для его размышлений.

Проблема сущности и природы власти всегда привлекала к себе пристальное внимание представителей общественно-политической, социальной и философской мысли.

Работы Мишеля Фуко — это абсолютно новое направление в исследовании власти как специфичной формы управления над людьми. Суть данного направления заключается в переносе внимания на малоисследованные аспекты, имеющие прямое отношение к жизни человека, находящегося в системе властных отношений, которые независимо от его воли диктуют правила дисциплинарного поведения. Они, в свою очередь, навязывают различные стереотипы восприятия окружающей действительности.

Концепция дисциплинарного общества была частично представлена Фуко в одной из его известнейших работ «Надзирать и наказывать». Мыслитель начал эту книгу с описания произошедшей в 1757 году публичной казни и распорядка дня Парижского дома малолетних заключенных, который действовал в 1838 году. Фуко постепенно приходит к выводу о том, что меньше чем за век, наказание за правонарушение меняет свою первоначальную форму, и публичные казни исчезают из жизни гражданина [1, стр. 65].

Отныне наказание становится невидимой частью уголовного процесса. Причинение физических страданий, и, в целом, тело человека больше не является главной целью судебного процесса. Государство после отмены казни стало интересовать не лишение жизни, а отнятие самого главного, что есть у человека — его свободы. В данной ситуации Мишель Фуко рассматривает два основных аспекта:

– во-первых, это исчезновение «наказания» как зрелища, за которым наблюдают толпы людей;

– во-вторых, это перенос цели наказания с тела на «душу» осужденного. Так, в наказании оказался смещён акцент с искупления вины перед другими людьми на необходимость исправления человека, осознания своих ошибок.

Власть дисциплины можно по праву считать всеохватывающей и всепоглощающей, она касается не только тел индивидов, но и их эмоций, чувств, поступков и мыслей. Фуко видит наказание, как сложную социальную функцию государства или как его политическую тактику [2, стр.25]. Анализируя новую власть и цель наказания, автор выделяет несколько основных правил, на которых держится такая власть:

  1. Правило минимального количества. Оно предполагает целенаправленное создание ситуации, при которой избежание наказания становится «выгоднее” совершения правонарушения.
  2. Правило достаточной идеальности, согласно которому представление о возможности причинения боли должно пугать человека намного больше, чем ее реальное проявление. Лицо должно отказываться от совершения преступления, не желая причинения ему телесного наказания.
  3. Правило побочных эффектов. В соответствии с ним большее воздействие наказание должно оказывать на тех, кто еще не совершил преступление. Это значит, что реальный преступник не должен совершать преступление повторно, и это покажет остальным действие наказания.
  4. Правило абсолютной достоверности. Люди должны запомнить и осознать, что за преступлением всегда идет наказание, Наступление последствий за совершенные ими противоправные деяния необратимо и находится в обязательной причинно-следственной связи.
  5. Правило общей истины. Реальность наказания всегда должна следовать за реальностью преступления.
  6. Правило оптимальной спецификации. Для получения наибольшего эффекта по уменьшению правонарушений, каждому из них нужно дать определение и классифицировать [6, стр. 63].

Теперь главным орудием власти является не тело, в его руках свобода и личная независимость человека. Для преступника местом лишения его свободы становится тюрьма. Тюрьма, это не только то место, где правонарушитель отбывает наказание, но и то, в котором можно пристально наблюдать за человеком и отслеживать путь его исправления или последующих манипуляций с законом. Самым главным принципом дисциплинарной власти Фуко обозначает «принцип взгляда», при котором развивается техника надзора или взгляда, который сам все видит, но остается скрытым от глаз.

Основной архитектурной моделью такого бинарного разделения Фуко считает «паноптикум» Джереми Бентама. Именно в нем мыслитель находит стремление власти к тотальному наблюдению: следить абсолютно за каждым шагом заключенного, изучать ход его осмысления и исправления. Этот архитектурный образ представляет собой кольцеобразное здание с башней в центре. В башне имеются большие окна, которые выходят внутрь этого кольца. Само здание разделено на четыре равных камеры, в каждой камере по два сквозных окна, которые находятся напротив соответствующих окон в здании. Тем самым надзирателю предоставляется возможность полностью просматривать все помещение.

Каждый индивид находится на определенном месте, в своей изолированной камере, что не дает никакой возможности объединиться с другими заключенными. Следовательно, вероятность заговора между преступниками равна нулю [4, стр. 18].

«Основная цель «Паноптикона» — привести заключенного в состояние сознаваемой и непрестанной видимости, обеспечив «автоматическое» функционирование власти». Дисциплинарная власть должна быть невидимой, неосязаемой, скрытой и недоступной для проверки простых граждан [3, стр. 165].

Власти не нужно прибегать к физическому насилию, подчинение рождается механически. Но, что намного важнее, заключенный берет на себя ответственность за властное принуждение и начинает самостоятельно себя контролировать. Таким образом, власть достигает своих целей и задач, становясь не только невидимой, но и бестелесной.

Трактовка паноптикума в работах Фуко дала возможность антиглобалистам, критикам Google и социальных сетей усмотреть воплощение замысла Бентама в виде «общества наблюдения», установившегося благодаря современным системам контроля (камеры наружного наблюдения и системы сбора информации о пользователях).

Суммируя все вышесказанное, можно отметить, что, с какой бы неприязнью автор ни описывал дисциплинарные практики, логически и исторически они приходят на смену прямому насилию над телами. Дисциплина — есть альтернатива террору. Своими конструкциями Фуко отвечал на центральный вопрос политической теории: как возможно правление без насилия? Потенциальность последнего всегда стоит за актуальностью первого, но искусство правителя состоит в достижении целей без применения силы.

Литература:

  1. Делез Ж. Фуко. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998.
  2. Дьяков М. Мишель Фуко и его время. СПб.: Алетейя, 2010.
  3. Мишель Фуко и Россия: Сб. статей / Под ред. М71 О. Хархордина. — СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2001.- 349 с- (Европ. ун-т в Санкт-Петербурге. Тр. ф-та полит. наук и социо-логии; Вып. 1).
  4. Сокулер З. Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб.: РХГИ, 2001.
  5. Фуко М. Интеллектуалы и власть. // Фуко М. Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч.2. М.: ПРАКСИС, 2015.
  6. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): дисциплинарное общество, дисциплинарная власть, наказание, правило, власть.


Ключевые слова

контроль, власть, наказание, преступление, правило, Мишель Фуко, дисциплинарное общество, паноптикум, надзирать

Похожие статьи

Концепция глобального доминирования в работах М. Фуко

В статье рассматриваются особенности содержания сущности глобального доминирования в концепции власти Мишеля Фуко.

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Наказание в уголовном праве и современном уголовном законодательстве: понятие и признаки

В статье раскрывается понятие «наказание» в истории отечественного уголовного законодательства и на современном этапе. Автором анализируются различные подходы, сформированные в научной среде относительно сущности и содержания понятия «наказание». Так...

Подходы к понятию политической культуры: сущность и функции

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке политической культуры. Для изучения данного вопроса были изучены авторов от античных времен до настоящих дней. В ходе исследования также были изучены основные функции политической культуры.

Многозначная сущность морали сквозь призму модальности и культуры

Цель статьи: определить моральную суть модальности. В статье используется комплексный метод лингвистического анализа. Выводы: Модальности в своём значении и моральной конкретизации выстраиваются в цепочку этических категорий

Дисциплинарная ответственность: понятие и принципы

В статье на основе анализа научных взглядов ученых и норм действующего законодательства определено понятие дисциплинарной ответственности и охарактеризованы принципы дисциплинарной ответственности в трудовом праве.

Политика якобинцев в социально-экономической сфере

В данной статье рассматривается становление и дальнейшее развитие философско-правовой категории свободы. Рассмотрены признаки и сущность свободы в динамике развитие общества. Предложено понятие свободы.

Феномен бюрократии в работах М. Вебера

В статье авторы пытаются рассмотреть и проанализировать теорию бюрократии М. Вебера и её место в социологии управления.

Гуманизация как направление современной уголовной политики в России: проблемы и противоречия

В статье рассматриваются теоретические и практические основы гуманизации, как направления современной уголовной политики России. Выделен ряд проблем и противоречий гуманизации уголовного законодательства. Исследована проблема практического применения...

Сущность гуманизма в уголовном процессе

Представленная статья направлена на анализ текущего отношения к принципу гуманизма и его сущности в уголовном процессе, а также влияния гуманизма на уголовный процесс. В заключении дается обоснование сущности гуманизма в уголовном процессе.

Похожие статьи

Концепция глобального доминирования в работах М. Фуко

В статье рассматриваются особенности содержания сущности глобального доминирования в концепции власти Мишеля Фуко.

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Наказание в уголовном праве и современном уголовном законодательстве: понятие и признаки

В статье раскрывается понятие «наказание» в истории отечественного уголовного законодательства и на современном этапе. Автором анализируются различные подходы, сформированные в научной среде относительно сущности и содержания понятия «наказание». Так...

Подходы к понятию политической культуры: сущность и функции

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке политической культуры. Для изучения данного вопроса были изучены авторов от античных времен до настоящих дней. В ходе исследования также были изучены основные функции политической культуры.

Многозначная сущность морали сквозь призму модальности и культуры

Цель статьи: определить моральную суть модальности. В статье используется комплексный метод лингвистического анализа. Выводы: Модальности в своём значении и моральной конкретизации выстраиваются в цепочку этических категорий

Дисциплинарная ответственность: понятие и принципы

В статье на основе анализа научных взглядов ученых и норм действующего законодательства определено понятие дисциплинарной ответственности и охарактеризованы принципы дисциплинарной ответственности в трудовом праве.

Политика якобинцев в социально-экономической сфере

В данной статье рассматривается становление и дальнейшее развитие философско-правовой категории свободы. Рассмотрены признаки и сущность свободы в динамике развитие общества. Предложено понятие свободы.

Феномен бюрократии в работах М. Вебера

В статье авторы пытаются рассмотреть и проанализировать теорию бюрократии М. Вебера и её место в социологии управления.

Гуманизация как направление современной уголовной политики в России: проблемы и противоречия

В статье рассматриваются теоретические и практические основы гуманизации, как направления современной уголовной политики России. Выделен ряд проблем и противоречий гуманизации уголовного законодательства. Исследована проблема практического применения...

Сущность гуманизма в уголовном процессе

Представленная статья направлена на анализ текущего отношения к принципу гуманизма и его сущности в уголовном процессе, а также влияния гуманизма на уголовный процесс. В заключении дается обоснование сущности гуманизма в уголовном процессе.

Задать вопрос