Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 1392 раза

Библиографическое описание:

Нырова, А. А. Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования / А. А. Нырова, Н. П. Карпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 648-651. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70007/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, дошкольники, задержка психического развития, коррекционно-педагогическая работа

В настоящее время формирование связной монологической речи является одной из главных задач речевого воспитания детей, что объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Речь выполняет множество функций: благодаря ей обеспечивается общение, она способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, в значительной мере расширяется кругозор ребёнка [2]. Чем совершеннее владеет человек речью, тем лучше понимают его люди, с которыми он общается. Следовательно, владеть связной речью, значит уметь быть понятным для других. Развитие связной речи в дошкольном возрасте — важное условие для успешного обучения ребенка в школе. Это касается не только детей с нормативным развитием, но и детей, специфические особенности развития которых квалифицируются как «задержка психического развития».

Что же понимается педагогами и психологами под «связной речью»? Связная речь, прежде всего, представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка [6]. Педагоги и психологи по-разному определяют связную речь. Так, Е. А. Желонкина с коллегами понимает под связной речью «сложноорганизованное и развернутое речевое высказывание, которое имеет мотив и замысел, характеризуется единством структуры, общей логикой содержания, адекватным лексико‐грамматическим и звуковым оформлением изложения [4]. По мнению В. П. Глухова [3], связная речь — это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. С. Л. Рубинштейн называет связной такую речь, «которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания» [14].

В любом из определений выделяются главные признаки связной речи: это смысловое развёрнутое высказывание, в котором все его части взаимосвязаны как логически, так и грамматически, что обеспечивает общение и взаимопонимание людей.

В фокусе нашего внимания — монологическая речь, как наиболее сложная, формирующаяся в онтогенезе позже, чем диалогическая, и требующая достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка [8], особенно его перцептивной сферы. Именно этот тип связной речи особо страдает у детей с задержкой психического развития.

Коммуникативная цель монолога — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности [3, с. 168]. В отличие от диалогической речи монолог характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. К основным свойствам монологической речи относят: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическую последовательность изложения, предварительное планирование ее говорящим. Результатом речевой монологической деятельности является текст [11].

А. А. Леонтьев, сравнивая монологическую и диалогическую форму речи, выделяет такие качества монологической речи, как «относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированность» [1; 9; 10]. Главной особенностью этой формы речи является то, что ее содержание заранее задано и предварительно планируется [5; 16], что предъявляет определенные требования к уровню развития мышления ребенка.

«Развитие диалогической и монологической форм связной речи играет важную роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном возрасте» [3, с.168]. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения. Процесс формирования связного текста представляет собой многоступенчатую речевую деятельность. Он включает в себя операции как смыслового, так и языкового уровня. Одной из характерных особенностей данного процесса является сложность планирования будущего текста. В устной речи это планирование должно совершаться быстро, оно не терпит длительной подготовки, так как длительные паузы разрушают смысловое единство текста, его целостность. В связи с этим, при формировании связных высказываний процесс планирования непосредственно включается в процесс формирования речи и особенно активно осуществляется во время пауз [12]. В дальнейшем в процессе формирования связного текста осуществляются такие операции, как внутреннее программирование отдельных предложений, лексико-грамматического структурирования, моторная реализация.

В современных исследованиях выделяется разное количество этапов развития речи детей. Особенности протекания каждого этапа достаточно подробно описаны в литературе. Что касается монологической речи, то, по многочисленным данным, ее элементы впервые появляются в высказываниях нормально развивающихся детей в возрасте 2–3 лет. С 4 лет у детей начинают формироваться такие формы монологической речи, как описание и повествование. С 5–6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический и синтаксический строй родного языка [17, с. 8–12]. В этом возрасте ребенок способен составить пересказ, рассказ по картинкам, рассказ с элементами творчества. К началу первого учебного года рассказы дошкольников уже более структурированы, логически последовательны. Все это касается детей с нормативным развитием.

Онтогенез речи детей с ЗПР, по многочисленным свидетельствам исследователей (В. И. Лубовский, Е. С. Слепович, Р. И. Лалаева, Н. Ю. Борякова), проходит «так же, как и у нормально развивающихся детей, но вследствие психоэмоциональных особенностей — в замедленном темпе, и характеризуется качественным своеобразием» [7; 8; 15]. В литературе указывается, что период словотворчества наступает у таких детей позже обычного, для них характерна слабая речевая активность, их словарь беден и недифференцирован. Также часты нарушения грамматического строя, проявляющиеся на уровне словосочетаний и предложений [Там же]. З. Г. Родина характеризует детей с ЗПР как детей с низким уровнем практических обобщений и недостаточностью словесной регуляции действий. «Наблюдается отставание в развитии контекстной речи; существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности», − пишет она [13]. У детей с задержкой психического развития, как установила в своих исследованиях особенностей формирования речи Е. С. Слепович, речь в основном носит ситуативный характер (первый этап формирования связной монологической речи). Это выражается в большом количестве личных и указательных местоимений, частом использовании прямой речи, усиливающих повторениях. В старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР только начинается переход к контекстной речи [14]. Связная речь как наиболее сложный вид речевой деятельности в той или иной степени нарушается у всех детей с задержкой психического развития независимо от этиологии и тяжести нарушения [6]. Как уже упоминалось, сложности в формировании связной речи у детей с ЗПР связаны с недостаточным развитием основных компонентов языковой системы. Также свое влияние оказывают особенности развития высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие) [14].

Исходя из вышеуказанных особенностей монологической речи детей с задержкой психического развития и важности развития этого типа связной речи, становятся понятными основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР [6]:

  1. Формирование умений устанавливать смысловые связи, внутрипонятийные отношения в речевом высказывании (предложении и тексте).
  2. Формирование умений вычленять из речевого потока его элементы — законченные мысли и речевые действия (вопросы и побуждения).
  3. Формирование умения выражать смысловые связи путем определенного расположения основных смысловых звеньев.
  4. Формирование умения планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль, намечать ход развития мысли, возможные микротемы, их последовательность, содержание каждой части текста.
  5. Формирование умения передавать последовательность событий в соответствии с временным планом высказывания путем соблюдения единства видо-временных форм глаголов.
  6. Обучение использованию в речи синтаксических конструкций различной сложности (сложносочиненных, сложноподчиненных с союзами причины, уступки, цели и пр.) за счет включения в них различных грамматических категорий (существительных, глаголов, прилагательных).
  7. Обучение использованию различных видов межфразовых средств связи с целью обеспечения связности текста.
  8. Формирование умения узнавать и исправлять семантически правильные и неправильные предложения
  9. Формирование умения строить предложения соответственно сложившимся в языке лексико-семантическим нормам.
  10. Формирование умения выделять в предложении главное и второстепенное, располагать слова в соответствии с коммуникативной задачей.

Литература:

  1. Башмакова С. Б., Максимова С. А., Бизяева Е. С. Развитие монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы психологии. — 2017. — № 13.
  2. Ворошилова О. Л., Россинская И. А. К вопросу формирования связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста// Интегративные процессы в образовании и медицине. Материалы научных трудов. Том 4 — Курск. Издательский центр «ЮМЭКС», 2015. — 116с., с 24–28.
  3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004. — 168с.
  4. Желонкина Е. А., Костоусова А. А., Артемьева Т. П. Развитие связной монологической речи у детей на занятиях с игрушками // Образование и наука в современных условиях. — 2015. — № 1 (2). — С. 66–68.
  5. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432с.
  6. Крылова Е. В. Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования: автореф. дис.... к. пед. н.: 13.00.03 Санкт-Петербург, 2008, 25с.
  7. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. — М.: Владос, 2004. –303с.
  8. Ларкина С. А. Исследование особенностей связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. — 2016. — № 2. — С. 52–56.
  9. Леонтьев, А. А. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев. — М.: Наука, 1974. — 368с.
  10. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1995. — 214с.
  11. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М.: Владос, 2006. — 144с.
  12. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 [Текст] / Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: Школьная пресса, 2003. — 96с.
  13. Родина З. Г. Театральная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26–27 апреля 2017 г., г. Екатеринбург, Россия) — С.268–272.
  14. Романенко О. А. Методический аспект проблемы формирования связной речи дошкольников с задержкой психического развития — Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015017704 — (Дата обращения: 15.01.2019)
  15. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. — М.: Академия, 2005. — 464с.
  16. Толоконникова В. А. Развитие устной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития в условиях стандартизации образования // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей — 26–27 апреля 2017г., г. Екатеринбург, Россия — С. 302–304.
  17. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 11. — С. 8–12.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, монологическая речь, психическое развитие, ребенок, формирование умения, коррекционно-педагогическая работа, дошкольный возраст, контекстная речь, нормативное развитие, связная монологическая речь.


Ключевые слова

дошкольники, задержка психического развития, связная речь, монологическая речь, коррекционно-педагогическая работа

Похожие статьи

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития

В статье содержатся сведения об особенностях связной речи младших школьников с задержкой психического развития. Изучены ведущие факторы, способствующие развитию связной речи детей с задержкой психического развития и особенности её формирования.

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода

В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии

В статье рассматриваются организационно-методические аспекты комплексного подхода к формированию речемыслительной деятельности у старших дошкольников с нарушениями речи на коррекционно-развивающих занятиях. Анализируются методологические основания, п...

Похожие статьи

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития

В статье содержатся сведения об особенностях связной речи младших школьников с задержкой психического развития. Изучены ведущие факторы, способствующие развитию связной речи детей с задержкой психического развития и особенности её формирования.

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода

В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии

В статье рассматриваются организационно-методические аспекты комплексного подхода к формированию речемыслительной деятельности у старших дошкольников с нарушениями речи на коррекционно-развивающих занятиях. Анализируются методологические основания, п...

Задать вопрос