В статье анализируется дистанционное взаимодействие с родителями воспитанников в период режима самоизоляции. Раскрываются основы применения сайта группы при дистанционном взаимодействии, и какие разделы сайта созданы для решения данной задачи.
Ключевые слова: образование, воспитательный процесс, семьи воспитанников, консультации, интернет-сайт, обратная связь.
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников на современном этапе продолжает изучаться с целью поиска наиболее эффективных форм и методов сотрудничества с новым поколением родителей, усилением их роли в воспитании собственного ребенка и расширение возможностей влияния на воспитательный процесс. Так, важность установления взаимодействия между дошкольным учреждением и семьями воспитанников обосновывали в своих трудах Л. Артемова, А. Богуш, Р. Буре, О. Кононко, О. Усова и др. Отдельно изучались формы (В. Котирло), принципы (Т. Маркова и др.), содержание и методы (Л. Островский и др.) взаимодействия дошкольного учреждения и семьи [4].
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями. На данном этапе передо мной, как педагогом дошкольного учреждения стоит непростая задача непрерывно продолжать развитие воспитанников, но в дистанционном режиме. В связи с тем, что на данном этапе нет возможности использовать традиционные формы и методы работы, мною активно используется сайт группы как «Рабочий инструмент» взаимодействия с родителями воспитанников и как информационная площадка.
Сайт группы — это многосторонний способ связи, поскольку родители не только смогут видеть сообщения, размещаемые педагогом, но и комментировать их, делиться мнением друг с другом. Это мотивирует родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировании различного материала. А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка [2].
Системно обоснованное применение сайта группы в ДОУ позволит оптимизировать образовательный процесс, направленного на создание условий, позволяющих обеспечить возможность личностного становления воспитанников, их готовность к жизненному самоопределению в культурно-образовательном пространстве информационного общества; совершенствовать профессиональную деятельность педагога-воспитателя в решении актуальных проблем воспитания.
Кроме этого, сайт группы является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников [1].
Первоначально при введении режима самоизоляции родителям было предложено выполнение дома с детьми заданий, опубликованных на сайте группы. Хочется отметить, что не все родители сразу готовы были включиться в дистанционную работу такими методами, но постепенно количество заинтересованных родителей становилось значительно больше. Еженедельно согласно комплексно-тематическому планированию программы «Мозаика» подбираются следующие полезные мультимедиа-файлы для родительского ознакомления и выполнения с детьми заданий:
− познавательное видео с видеохостинга You Tube;
− консультации для родителей по теме недели;
− Авторский онлайн тест в системе «PenCup»;
− Картинки, иллюстрации, изображения.
Кроме того, использовалась платформа PenCupдля онлайн тестирования. На данной онлайн платформе создавались тесты, викторины, после чего ссылка на данные задания была опубликована на сайте группы (Рис1).
Рис. 1. Онлайн-платформа PenCup
За период 4 недель дистанционный работы с родителями на данной платформе было созданы следующие тесты и викторины для детей среднего дошкольного возраста:
− «Викторина по сказкам К. Чуковского»;
− Викторина «Времена года. Весна»;
− Тест «Время суток»;
− Тест «Домашние животные»;
− Тест «Сравнение величин»;
− Тест «Ориентация в пространстве»;
− Тест «Считаем до пяти».
При создании онлайн-теста для воспитанников среднего дошкольного возраста необходимо учитывать их реальные возможности выполнения. Такие задания должны быть построены таким образом, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно их выполнять. Кроме того, согласно СанПиН выполнение такого теста не должно превышать 5–7 минут [3].
Задания для выполнения составлялись согласно перспективному планированию. Так, например, на первой неделе, посвященной детской книге родителям воспитанников было предложено выполнить следующие задания(на сайте группы):
− Чтение сказок К.Чуковского, В. Г. Сутеев «Под грибом», «Теремок»;
− Рисование «Рисую сказку»;
− Лепка «Мои любимые герои сказки»;
− Тест «Счёт до пяти»;
− Просмотр видео «Учимся складывать в пределах пяти»
− Викторина по сказкам К.Чуковского.
Проиллюстрируем это на рис.2.
Рис. 2. Страница сайта группы
С помощью мессенджера WhatsApp в родительской группе давалась ссылка на сайт группы, где были даны задания для выполнения дома.
В дальнейшем родителям были предложены и другие виды заданий для выполнения дома: заучивание стихотворения, выполнение пальчиковой гимнастики. Родителям предлагалось заучить с ребенком стихотворение и с помощью мессенджера WhatsApp отправить педагогу видеофайл.
Данный вид взаимодействия позволяет без визуального контакта проконсультировать родителей, ответить на интересующие их вопросы, прислать задания для самостоятельной работы с ребенком, а также познакомить их с играми.
Результатом дистанционного взаимодействия стало повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Литература:
- Даниллина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание. 2000. — № 1. -
- Селезнёва О.В, Петухова М. Г. Использование сайта группы во взаимодействии педагога группы с родителями воспитанников // Вестник науки и образования. — 2018.-№ 11(47). — с.69–71.
- Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 от 13.06.2003 г.
- Петухова М. Г., Селезнёва О. В. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе: проблемы и пути решения// Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33).