В статье автор пытается определить возможные пути развития учебных пособий по литературе.
Ключевые слова: литературное образование, урок литературы, школьная практика.
Перед учителем литературы в школе стоит сложная задача — воспитать духовно гармоничную личность. На современном этапе развития многих государств отчетливо видны изменения, которые происходят в общем портрете школьника. В связи с этим возникает потребность не только в изменении и адаптации методики преподавания, но и вспомогательных средств (учебников, учебных пособий), которые призваны помогать школьнику в освоении основных положений изучаемой дисциплины. При этом следует учитывать специфику наполнения каждого предмета школьного образования и их интегрированный характер относительно друг друга.
Урокам литературы в школьной системе всегда отводилось особое место, что было связано с целями и задачами самого предмета, так и с природой дисциплины; и если большая часть школьных предметов направлена на практическую значимость полученных знаний, то с литературой данный вопрос решается достаточно сложно, поэтому здесь наиболее остро звучит вопрос «чему учить?» на уроках литературы. К тому же последние несколько десятилетий наблюдается тенденция наращивания объема литературных произведений или фактов истории литературы, которые необходимо знать современному школьнику. В связи с этим многие школьные учебные пособия по литературе теряют свою уникальность и мало чем отличаются от учебников по истории или другому гуманитарному предмету, где первоначально задача школьника сводится лишь к первичному ознакомлению с изложенной в пособии информацией и дальнейший ее пересказ. Хотя уже в основе литературного образования лежит диалогичность, как и в предмете изучения — художественном произведении. М. М. Гиршман отмечал, что диалогический характер художественного текста «включает в себя, внутренне объединяет и субъекта высказывания, и объект высказывания, и в определенном смысле адресата высказывания, «читателя», как одного из неявных, но неизменных компонентов литературного произведения» [1]. С таким пониманием тесно связана и «цель литературного образования — не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, отработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми. Не решив эту задачу, образование не может влиять на ценностные ориентации личности и тем более направлять ее реальное поведение» [2]. Однако у литературы в школе существует еще ряд целей, которые можно обобщить следующим образом:
– воспитание грамотного компетентного читателя;
– формирование нравственных позиций;
– развитие читательских умений;
– обогащение речи ученика и др.
Однако для развития диалога нужно, чтобы все стороны были заинтересованы в общении, и если театр начинается с вешалки, то первичную презентацию предмету в школе делает именно учебник.
На наш взгляд, составители современного учебника по литературе должны отказаться от классической модели, которая часто встречается: биография писателя/описание эпохи → отрывок художественного произведения (при том, что довольно часто выбор именно данного отрывка не понятен ни учителю, ни ученику и никак не мотивирован предшествующей информацией) → вопросы и задания. Такая модель облегчает процесс написания пособия, однако мало работает на создание целостного восприятия ребенком литературного процесса в целом. Да и не стоит ставить школе перед собой задачи сформировать полноценного филолога, который будет видеть все нюансы литературного процесса той или иной эпохи. С этой задачей прекрасно справится сегмент высшей школы, где работа идет с людьми, которые сделали свой осознанный выбор в пользу литературы. У большинства же школьников надо развивать желание читать, задавать вопросы и искать ответы на них именно в книгах, в текстах. Отсюда вытекает второе положение — целесообразность детального изучения личности писателя на уроках литературы. Настолько ли важно достаточно подробно знать биографию писателя, чтоб правильно понять смысл текста, им созданного. Мы не спорим, что существует ряд художественных текстов, где огромное значение играет личность самого автора или отдельный эпизод из его жизни, но даже в этих случаях посыл самого произведения, аксиологическое поле текста всегда намного шире, а сам эпизод биографии писательской личности может стать лишь отправной точкой для восприятия произведения и дальнейшей работы с ним. Особый интерес вызывают учебные пособия по литературе для школ, где вообще отсутствуют художественные произведения как таковые, зато имеются разделы по типу «Опыт анализа текста», «Подумаем о прочитанном» и т. п. Чаще всего такого плана учебные пособия представлены для старших классов, когда подразумевается, что ребенок может ознакомиться с полным текстом произведения самостоятельно, однако такой подход подразумевает, что количество художественных произведений, которые должен ученик прочесть между уроками литературы в разы возрастает, а это негативно сказывается на восприятии прочитанного и желании читать что-либо в дальнейшем.
Отсюда вытекает последний вопрос, на которой следует обратить внимание, — количество художественных произведений, которое рекомендуется освоить учащемуся за конкретный учебный год. Нами были проанализирован ряд учебников по литературе Узбекистана, Казахстана и России и полученные данные можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Анализ содержания действующих учебников по литературе за 2019 год
Страна |
Класс |
Количество отрывков произведений |
Количество упоминаемых произведений |
Следует прочитать |
Соотношение теоретического материала кпрактическому |
Узбекистан |
11 (2 части) |
10 |
130 |
0 |
90/10 |
Россия[1] |
11 (2 части) |
0–12 |
70–150 |
30–40 |
60/40 |
Казахстан |
11 (2 части) |
12[2] |
26 |
20 |
30/70 |
По результатам мы видим, что данные пособия достаточно далеки от главной цели литературы — сблизить читателя (в данном случае ученика) с текстом художественного произведения, а обилие теоретической информации, анализов произведений, рассмотрение его особенностей с использованием трудного терминологического лексикона лишает ребенка простора фантазии и возможности самостоятельно вступить в диалог с писателем и продуктом его мыслительной работы. Поэтому в современных условиях, нам видится коренное изменение самой структуры учебника по литературе для школы и в первую очередь — его характера. Современный учебник литературы должен быть либо полностью мультимедийным, либо содержать какие-либо такого рода элементы. Эпоха постмодернизма научила нас видеть мир как текст и текст как мир, так и литература, как школьная дисциплина, может шагнуть несколько дальше печатного слова и оживить многие творения в виде экранизаций, постановок в театре, интерпретаций и современных адаптаций в творчестве других писателей. Это позволит не только сравнить текст-оригинал с его вариацией в другом виде искусства, но и расширит границы читательского восприятия ученика, а под чутким руководством учителя-предметника поможет освоить базовые навыки анализа произведения в разных проявлениях искусства. Помимо того, работа с отрывками из произведений должна служить в качестве ознакомления с текстом, неким тизером, после которого с нетерпением ждешь премьеру, а в нашем случае — прочтение всего произведения. Поэтому и отрывки, которые помещаются в учебники должны содержать яркие моменты, проблемные вопросы, особенности творческого метода писателя, которые бы позволяли вступить в диалог с преподавателем прямо на уроке. Отрывки можно выбирать и с целью проверки знаний учащихся по смежным дисциплинам, чтоб показать богатство информации, которая скрыта под тоненькими обложками. И обязательный элемент, который должен содержать учебник, так называемое «чтение с ключом» — упражнения на поиск необходимой информации в самом произведении. Здесь могут быть адаптированы различные задания по анализу текста, приемов письма, анализ художественных и тому подобное, что будет способствовать развитию навыков работы с текстом, его понимания и осмысления. Кроме того, литература по своей сути должна быть самым подвижным и изменяющимся предметом в школьной практике, ведь предмет ее изучения создается параллельно с теми, кого учат. Фактически, учебник по литературе может стать рабочей тетрадью читателя, которая будет подразумевать и право выбора, что и как читать. Кроме того, возможно создание электронной базы с необходимой информацией теоретического, биографического, исторического характера. Эта информация может иметь различный вид, от стандартного письменного изложения материала, до инфографики, небольших видеороликов по теме и проблемных информационных карт. Однако количество места в учебнике, занимаемое ссылкой на учебный ресурс, можно минимизировать до размеров QR-кода.
Таким образом, мы считаем возможным переосмысление классической концепции построения учебных пособий по литературе в школьной практике и видим высокую динамику их интегрирования в цифровой формат.
Литература:
- Гиршман М. М. Литературное произведение // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. Энцикл., 1978.
- Программа литературного образования. 5–9 классы / под редакцией В. Г. Марацмана. — М.: Просвещение, 2005.
[1] Показатели даны средние, что обусловлено функционированием вариантов учебников разных авторов одновременно.
[2] Учебники не содержат прозаических фрагментов произведений, в полном объеме дается только стихотворный текст.