Иностранный язык для специальных целей предполагает, что преподавание языка будет адаптировано к конкретным лингвистическим и коммуникативным потребностям конкретных студентов, уделяя особое внимания профессиональному контексту. В данной работе представлены некоторые теоретические и методологические основы составления курса иностранного языка для специальных целей.
Ключевые слова: специальный, профессиональная деятельность, анализ, разработка курса, коммуникативные навыки.
В наше время в эпоху мирового научного и профессионального сотрудничества, где английский является ведущим языком, как для общения, так и для распространения знаний, потребность в изучении английского языка для специальных целей (ESP) актуально, чем когда-либо прежде. В результате английский язык для специальных целей превратился в одно из самых важных направлений изучения английского языка.
В ESP есть два основных направления: английский для академических целей, который готовит студентов к обучению в иностранных университетах и общению в академической среде и английский для профессиональных целей, который готовит студентов для работы в определенной профессии. Это направление подразумевает изучение английского языка для работы в разных профессиональных сферах, таких как, техника, право, медицина, информатика, туризм, управление бизнесом и многих других.
Подготовка студента к эффективному функционированию в его настоящей или будущей работе зависит от хорошо продуманного подхода.
Разработка и проведение курса ESP для студентов на университетском уровне — это очень сложная задача для преподавателей английского языка, так как им приходится сталкиваться с рядом такими задачами, связанными с разработкой курса, как: определение цели курса, выбор содержания курса, а также с выбором подходящих методов обучения и методики. Все это будут способствовать освоению специалистом лексики и функционального языка, необходимого для целевых ситуаций. [1, с. 18]
В данной статье представлены некоторые теоретические и практические основы методики обучения иностранному языку для специальных целей студентов высших учебных заведений.
Специалисты определяют ESP как подход к изучению языка, основанный на потребностях обучающегося. В основе всего ESP лежит простой вопрос: зачем ученику нужно изучать иностранный язык? Таким образом, ESP — это обучение языку, при котором все решения относительно содержания и метода обучения основываются на мотивах обучающегося.
Дадли Эванс и Сент-Джон определяют ESP в терминах “абсолютных” и “переменных” характеристик. [2, с. 5]
Абсолютные характеристики следующие:
- ESP необходим для удовлетворения конкретных потребностей учащихся;
- ESP использует базовую методологию и деятельность дисциплины, которой он служит;
- ESP сосредоточен на языке, соответствующем этим видам деятельности с точки зрения грамматики, лексики, дискурса и жанра.
Переменные характеристики включают в себя следующее:
- Курс ESP может быть связан с конкретными дисциплинами или предназначен для них;
- Для ESP необходимо использовать в конкретных учебных ситуациях методику, отличную от общей методики преподавания английского языка;
- ESP обычно предназначен для студентов среднего или продвинутого уровня;
- Большинство курсов ESP предполагают некоторое базовое знание языковой системы студентами.
Основываясь на этом подходе, можно разработать курс, который будет готовить учащихся к эффективному общению в ситуациях, которые происходят или будут происходить в их жизни, профессиональной работе или учебной деятельности.
Основная разница между ESP и общим английским языком (EFL) заключается в выборе подходящего учебника или выборе собственных материалов. Выбор необходимо делать на основе оценки потребностей своих учащихся и целей обучения.
Студенты, изучающие ESP, обычно являются взрослыми людьми, которые уже изучили основы английского языка и владеют некоторыми знаниями профессиональных предметов, с которыми преподаватели ESP могут быть не знакомы. Студенты нуждаются в знаниях языка для того, чтобы овладеть профессиональными коммуникативными навыками и иметь возможность выполнять свою профессиональную деятельность.
ESP фокусируется на языке, который используется в реальном профессиональном контексте, а не на обучении грамматическим структурам и лексике, не связанной с основными предметами студентов. Содержание ESP должно быть интегрировано в предметную область, настоящей или будущей профессиональной деятельностью студентов.
Согласно Дадли-Эвансу и Сент-Джону [2, с. 15] курсы ESP должны отражать методологию дисциплин и профессий, для которых они предназначены. В связи с этим проектированию каждого курса ESP должен предшествовать анализ потребностей студентов относительно их будущей или настоящей профессии, их планов на будущее, а также анализ языка, используемого в их целевых ситуациях. К методам анализа нужд обучающихся, можно отнести:
- Анкеты, предназначенные для студентов, преподавателей вузов и работодателей, которые рекомендуется для заполнения до начала курса, во время курса и после его окончания;
- Консультация с преподавателями профилирующих дисциплин по поводу выбора учебных материалов и по поводу ожиданий этих преподавателей и будущих работодателей о вкладе ESP в развитие профессиональной компетенции будущих специалистов;
- Изучение преподавателями языка лингвистических, культурных и прагматических аспектов настоящего или будущего рабочего места своих студентов. [3, c. 25]
Проведя вышеупомянутые исследования, преподаватель должен принять решение о содержании обучения, текстах и различных лингвистических элементах, которые подлежат изучению в ходе курса. Кроме того, необходимо подобрать эффективные методы обучения; учебные материалы; степень, в которой должны быть приобретены определенные навыки.
Исследование особенностей обучения иностранному языку для специальных целей, показало, что его методология непосредственно связана с тремя факторами, а именно: с потребностями обучающихся, с их целевой ситуацией, а также с языком, используемому в профессиональной ситуации. Анализ этих факторов позволяет преподавателю установить цели обучения, выбрать соответствующий учебный план, сделать соответствующий выбор содержания обучения и использовать подходящие методы обучения и материалы. Преподавание ESP должно базироваться на функциональном учебном плане, целью которого является развитие коммуникативной компетентности в области профессии. Чтобы достичь этого, необходимо обеспечить сотрудничество специалистов-предметников и преподавателей английского языка. [4, c. 40]
Специалисты могут быть источником информации по вопросам, связанным с предметной дисциплиной, они могут предоставлять материалы и быть приглашенными лекторами, в то время как преподаватели языка могут объяснять лингвистические проблемы своим студентам и преподавателям, обучая их различным коммуникативным навыкам на иностранном языке.
Преподавание английского языка для специальных целей -это непростая задача для преподавателя, который должен владеть знаниями не только методики преподавания языка, но и специальных дисциплин своих студентов. Кроме того, преподаватель ESP должен быть гибким в принятии решений и оставаться открытым для предложений и мнений студентов.
Литература:
- Bhatia, V. K. Genre analysis, ESP and professional practice. English for Specific Purposes, 2008.
- Dudley-Evans T., St John M. J. Developments in English for Specific Purposes. A multi-disciplinary approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
- Hyland, K. Disciplinary Discourses: Social Interactions in Academic Writing (2nd ed.). Michigan: The University of Michigan Press. 2004.
- Johns A. M., Price-Machado D. English for Specific Purposes (ESP): Tailoring Courses to Students Needs and to the Outside World. In M. Celce-Murcia (Ed.), Teaching English as a Second or Foreign Language. Heinle & Heinle, London, 2001