В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образовательного учреждения.
Ключевые слова: арт-терапия, деструктивное поведение, развитие личности, подросток.
The article reveals the problem of socialization of adolescents with destructive behavior. The main causes of destructive behavior of adolescents are presented. Art therapy is considered as a means of correcting the aggressive behavior of adolescents within the educational institution.
Keywords: art therapy, destructive behavior, personal development, teenager.
Формирование и развитие личности современных подростков происходит в довольно непредсказуемом мире. Каждый день мы можем наблюдать опасные явления, происходящие в обществе, и не придавать им значения. Однако нужно понимать, что все вокруг происходящее оказывает влияние на становление и развитие личности.
В настоящее время деструктивное поведение подростков является одной из наиболее острых проблем современного общества. С высокой скоростью количество подростков, пропускающих школу, страдающих интернет-зависимостью, употребляющих алкоголь, табак и психотропные препараты растет.
Деструктивное поведение — это поведение, направленное не на достижение биологического, психологического и социального благополучия, развития и роста человека, а на самоуничтожение и преждевременную смерть [8, 9]. Среди современных подростков одним из наиболее распространенных проявлений деструктивного поведения являются:
– привыкание к употреблению алкогольных напитков, психотропных препаратов, наличие интернет-зависимости;
– рискованное поведение (поведение жертвы, страсть к экстремальному отдыху, случайный секс);
– социально пассивное поведение (бегство из дома, отказ от учебы, бродяжничество и попрошайничество);
– агрессивное поведение (самоповреждение, попытки самоубийства) [8, 9, 14].
Подростковый возраст — один из самых важных и ответственных периодов жизни. Специалисты, работающие в школах, несут большую ответственность за формирование личности подростка. На развитие личности также могут влиять и другие важные факторы, например, возникновение трудностей в общении со сверстниками. Дезадаптация к классу может стать одной из причин возникновения деструктивного поведения [1].
У подростков любая форма проявления деструктивного поведения усугубляется неспособностью понять свои чувства. Но именно в этом возрасте человек приобретает личные черты характера, которые в дальнейшем определяют его успех [3].
В дальнейших исследованиях по урегулированию деструктивного поведения подростка в рамках образовательного учреждения мы хотим предложить внедрить арт-терапию.
Арт-терапия — одна из старейших и наиболее прямых форм психологической коррекции, которую общество использует без помощи других людей, чтобы снять накопленное эмоциональное напряжение, взять себя в руки и сосредоточиться. Арт-терапия включает в себя комплекс психокоррекционных техник, которые имеют характерные черты и отличия, они относятся как к конкретному типу творчества, так и к фокусу, технологии психокоррекционного терапевтического применения.
Арт-терапевтические приемы могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Например, индивидуальная арт-терапия может использоваться с детьми, имеющими проблемы вербализации (аутизм, заикание, низкий контакт) и посттравматические расстройства [2].
Профилактическое и корректирующее урегулирование деструктивного поведения подростка может быть реализовано в учебных заведениях с максимальным охватом школьных специалистов: психолога, учителей, социального работника, заместителя директора по воспитательной работе и других работников организации. Раннее выявление признаков деструктивного поведения у подростка позволит своевременно провести корректирующую работу.
Рассмотрим причины деструктивного поведения подростков. Причины отклонений у подростков можно объединить в две большие группы. Первое — это особенности социальной среды, а вторую группу причин, приводящих к формированию деструктивного поведения подростков, составляют медицинские и биологические факторы.
Арт-терапию мы рекомендуем применять в первом случае, с подростками, которым характерны: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей и приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется в том, что ребенок покидает дом, отказывается от занятий в школе, прогуливает уроки, сутками сидит за компьютером. Для такого подростка учебная деятельность дается сложнее всего, интерес к занятиям чаще отсутствует, успеваемость низкая. Ему характерны отвлечение внимания, низкая концентрация внимания и отсутствие волевых способностей. Увлечения подростка с девиантным поведением постоянно меняются, а начатые дела остаются незавершенными.
Патогенез деструктивного поведения подростков сложен. Развитие отклонений основано на состоянии дезориентации в системе социальных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой необходимостью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной среды, стабильной системы ценностей и поддержки значимых людей (сверстников, взрослых) приводит к формированию патологических моделей поведения. Зачастую они основаны на желании привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Действия часто являются незаконными, аморальными по своему характеру.
На физиологическом уровне деструктивное поведение подростка сопровождается нарушением сна, аппетита, дневной сонливости, снижением функции иммунной системы, дисменореей и психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточный или избыточный вес, чаще подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, лихорадка, падению артериального давления, расстройству пищеварения).
При отсутствии медицинской, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодые люди из этих групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулез, ВИЧ, ЗППП) и смерти. Осложнениями отклонений являются самоубийства. Спонтанная смерть является результатом эмоциональной нестабильности, импульсивности и отсутствия профессиональной помощи.
Диагностика девиантного поведения у подростков проводится психиатром и медицинским психологом. Процесс диагностики основан на ряде клинических и психологических методов: наблюдение, разговор, опрос родителей и других родственников, а также проводится тестирование. При проведении тестирования часто используется Миннесотский многофакторный анкетный опросник, патохарактерологический диагностический опросник, опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие черты личности, черты характера.
Параллельно с медицинской, психологической помощью проводится социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе учебных заведений социальными учителями, учителями-предметниками и школьными психологами. Перспективным способом лечения девиантного поведения является групповая психотерапия. Встречи включают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки учатся разрешать конфликты, наблюдают за своими реакциями и их результатами, учатся строить продуктивные отношения со сверстниками.
В большинстве случаев при комплексном лечении деструктивное поведение подростков имеет благоприятный прогноз. Большие усилия требуются, когда отклонение развивается на фоне неврологического и / или психотического заболевания. Профилактика основана на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.
Литература:
- Абакумова, И. В. Новодидактика. Книга 1. Методология и технологии обучения: в поисках развивающего ресурса / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, В. Т. Фоменко. — Москва: Кредо, 2013. — 162 с.
- Абакумова, И. В. Новодидактика. Книга 2. Образовательные технологии: новые ракурсы / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, В. Т. Фоменко. — Москва: Кредо, 2013. — 122 с.
- Абакумова, И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход) / И. В. Абакумова. — Ростов-на-Дону: РГУ, 2003. — 480 с., (24 п.л.)
- Абакумова, И. В. Стратегии смыслообразования: современные представления в работах отечественных исследователей: учебное пособие / И. В. Абакумова, М. В. Годунов, А. Л. Енин, З. Ш. Генердукаева. — Москва: Кредо, 2016. — 36 с. — ISBN 978–14–91375–108–9
- Авдулова, Т. П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие / Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2019. — 126 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978–14–534–07820–6.
- Асмолов, А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А. Г. Асмолов; [худож. О. Богомолова]. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2015. — 447 с.: ил. — ISBN 978–14–09–025387–1.
- Бейзеров, В. А. Практикум по девиантологии: практикум / В. А. Бейзеров. — 2-е изд., стер. — Москва: «Флинта», 2019. — 55 с. — ISBN 987–14–9675–2115–14.
- Змановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебник / Е. В. Змановская. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Академия, 2018. — 288 с.
- Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. — 14-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2019. — 290 с.
- Копытин, А. И. Методы арт-терапии в преодолении последствийтравматического стресса / А. И. Копытин — Москва: Когито-Центр, 2014. — 208 с.
- Обухова, Ю. В. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности: монография / Обухова Ю. В. и др. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. — 305 с.
- Самыгин, П. С. Профилактика девиантного поведения молодежи: учебное пособие для академического бакалавриата / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Д. В. Кротов; под общей редакцией П. С. Самыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. –284 с.
- Шустов, Д. И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм / Д. И. Шустов. — Москва: Когито-Центр, 2015. — 300 с.