Автор данной статьи рассматривает основное понятие виртуализации социальной субъектности современной студенческой молодежи. Автором представлены результаты собственного социологического исследования, цель которого заключается в оценке социальной субъектности студенческой молодежи, проявляющейся в виртуальном пространстве.
Ключевые слова: информационные технологии, виртуальное пространство, виртуализация, социальная субъектность, студенческая молодежь.
Современные условия цифровизации и внедрение информационных технологий в социум являются основополагающими факторами трансформации современного российского общества.
Основная особенность современного социума заключается в том, что внедренные технологические инновации (глобальная сеть Интернет), кардинально изменили представление о социальном обществе. Следует сказать, что данное изменение значительно повлияло на жизнедеятельность современного человека, поскольку виртуализация активно проникает в различные сферы его социальной жизни.
В связи с этим в социологии выделилась новая предметная область для изучения поведения человека, которая проявляется в динамичном изменении социальной субъектности человека. Данной трансформации способствует посредством замены восприятия реальной действительности созданием виртуального (искусственного) мира, который глобальная сеть Интернет. Именно под влиянием Интернета меняется стиль жизни современной студенческой молодежи, что проявляется в деформации структуры их досуга, изменении каналов получения доступной информации, а также изменении статуса и характера межличностных отношений.
Прогнозирование социальной субъектности студенческой молодежи можно определить с помощью выявления у респондентов несовпадения значимых ценностей с реальными (инструментальными), которые испытуемому легче всего достичь в будущем, ведь «чем больше у человека расхождение между главными для него ценностями и своими собственными, существующими в данный момент, тем меньше у него возможностей успешной социализации» [2].
Согласно проведенному социологическому исследованию, следует обратить внимание на тот факт, что ценности в объективно реальном пространстве современной студенческой молодежи не соответствуют ценностям, сформированным в виртуальном пространстве.
Таблица 1
Распределение ценностей респондентов, наиболее значимых вреальном ивиртуальном пространстве*
Ценности |
В реальной жизни,% |
В виртуальном пространстве,% |
Любовь |
8 |
27,4 |
Верность |
3,9 |
8,3 |
Отношения |
35,7 |
12,4 |
Семейные ценности |
5,3 |
32,5 |
Здоровье |
4,1 |
31,9 |
Честность |
21,2 |
9,5 |
Дружба |
28,6 |
17,3 |
Независимость |
8,6 |
7 |
Статус |
5,7 |
6 |
Деньги |
0,1 |
0,3 |
Знания |
0,3 |
0,1 |
* материалы взяты из авторского социологического исследования на период 2019–2020 гг
Таким образом, можно сказать, что современная проблема студенческой молодежи как одной из составных элементов социальной общности заключается в противоречивости ценностного ориентирования и формирования социального облика студента.
Следует отметить, что несмотря на интегрированный процесс социализации студентов, студенческая молодежь также подвержена и ресоциализации, которая связана с переходом в другую коммуникативную среду.
Формирование жизненной позиции современной студенческой молодежи также является одним из элементов, составляющей социальную субъектность. Как видно из результатов социологического исследования, практически половина опрошенных респондентов считает, что глобальная сеть Интернет оказывает незначительное влияние на формирование жизненной позиции студенческой молодежи (49,1 %). 23 % опрошенных студентов убеждены, что информация, полученная из сети Интернет полностью формирует их жизненную позицию.
Рис. 1. Уровень влияния информации, получаемой в виртуальном пространстве на формирование жизненной позиции респондентов
Таким образом, виртуальность становится неотъемлемой частью жизни студенческой молодежи и при этом деформирует все аспекты его жизнедеятельности, что ведет к появлению требований новых социальных статусов и нормам поведения, продиктованным виртуальной действительностью [4].
Роль глобальной сети Интернет активизируется в подготовке студенческой молодежи к учебной и практической профессиональной деятельности. Стоит учесть тот факт, что период студенчества является существенным в формировании профессиональной компетентности личности, а также его гражданской идентичности, социально-правовой и культурной активности [3].
Стоит согласиться с мнением О. В. Асеевой о том, что открытость и доступность глобальной сети Интернет «привела к тому, что современная студенческая молодежь практически все свое не только свободное, но и рабочее, время проводят в виртуальном пространстве: ищут информацию, общаются, организуют досуг и тому подобное» [1].
Для углубленного эмпирического исследования был также проведен подобный сравнительный анализ между студентами различных специальностей (см. таблицу 2).
Таблица 2
Распределение ответов студентов-респондентов на род занятий вглобальной сети Интернет всвободное время по специальностям*
Показатели |
Специальность |
||
Гуманитарная исоциально-экономическая |
Техническая |
Естественно-научная |
|
Развлечения |
39,6 % |
37,2 % |
31,4 % |
Учеба |
27,5 % |
28,7 % |
27,1 % |
Справочные материалы |
20,4 % |
18,6 % |
21,3 % |
Общение |
34,4 % |
32,8 % |
30,6 % |
Покупки |
2,5 % |
1,4 % |
1,7 % |
Другое |
1,4 % |
1 % |
0,7 % |
* материалы взяты из авторского социологического исследования на период 2019–2020 гг
Как видно из данных, представленных в таблице, студенческая молодежь предпочитает проводить свое время в виртуальном пространстве следующим образом: большая часть времени у студентов уходит на развлечения (гуманитарная и социально-экономическая специальность — 39,6 %, техническая — 37,2 %, естественно-научная — 31,4 %), на второй позиции общение, вопросы учебы занимают третью позицию. Также значительная часть студентов заинтересована в получении каких-либо справочных материалов.
Таким образом, можно утверждать, что виртуализация оказывает как положительное, так и негативное влияние на социальную субъектность современной студенческой молодежи. Развитие виртуального пространства и внедрение информационных технологий существенное повлияло на трансформацию ценностных ориентаций студенческой молодежи, поскольку происходит вытеснение социально значимых традиционных ориентиров, а также наблюдаются противоречивые ценностные ориентации и установки современного студента.
Литература:
- Асеева, О. В. Виртуализация социальной активности молодежи в сетевых сообществах: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Асеева Ольга Владимировна; [Место защиты: Белгородский государственный национальный исследовательский университет — ФГАОУ ВПО]. — Белгород, 2015. — 176 с.
- Каткова, Л. В. Социальные технологии профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.08 / Каткова Лилия Владимировна; [Место защиты: Белгород. гос. ун-т]. — Белгород, 2013. — 163 с.
- Микрюков, В. О. Влияние Интернет-социализации на личность современного студента / В. О. Микрюков. — Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Академия гражданской защиты МЧС России (Химки), 2010. — № 4. — С. 76–82.
- Надуткина, И. Э. Влияние виртуальной реальности на самореализацию студенческой молодежи / И. Э. Надуткина, В. Б. Тарабаева, С. А. Иващенко. — Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Наука и образование (Краснодар), 2019. — № 4. — С. 47–49.