В статье представлена точка зрения на приобщение младших школьников к народному прикладному творчеству средствами конструирования. В работе рассматривается суть конструктивной деятельности, прослеживается ее связь с народным прикладным творчеством, описываются организационные условия применения конструирования в данном направлении, дается обоснование актуальности проблемы.
Ключевые слова: конструирование в начальной школе, народное прикладное творчество, конструктивная деятельность, условия использования конструирования в приобщении детей к народному прикладному творчеству.
Конструирование является тем видом деятельности, который обладает большим потенциалом в направлении духовного развития младших школьников. Именно к духовному развитию относится приобщение детей к народному прикладному творчеству. Мы можем говорить как об актуальности проблемы организации конструирования в начальных классах, так и об актуальности знакомства школьников с народной культурой. Это связано с изменениями, происходящими в современном образовании. Такая тенденция, как информатизация процессов обучения и воспитания, несколько снижает долю ручного художественного труда в жизни современных детей. Кроме того, ребенок находится в большом информационном пространстве, и не всегда поступающие из него ценности соответствуют целям и задачам нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения. Но народная культура, традиции наших предков, декоративное и прикладное творчество являются хорошим материалом для формирования у детей положительных нравственных ориентиров.
Чаще всего при приобщении младших школьников к народному прикладному творчеству в начальной школе используется изобразительная деятельность. Однако конструирование также может стать эффективным средством в этой работе. Важным, на наш взгляд, являются общие характеристики детского конструирования и отдельных видов народного прикладного творчества. Так, исследователь Л. А. Парамонова отмечает, что конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению [4]. В то время как народное прикладное творчество также направлено на создание какого-то художественного продукта, который потом используется в деятельности человека. Именно эта связь позволяет нам говорить о том, что роль конструирования в приобщении младших школьников к народному прикладному творчеству велика.
Программами курса «Технология» предусмотрены разные виды конструирования в начальной школе: моделирование, конструирование из бумаги, из природных и бросовых материалов, конструирование с использованием элементов рукоделия. Проанализировав все методические рекомендации, мы пришли к выводу, что в рамках приобщения младших школьников к народному прикладному творчеству наиболее приемлемы следующие виды конструирования:
− лоскутная техника;
− плетение из лозы;
− конструирование из бумаги;
− разные виды конструирования из лент, нитей, бисера;
− конструирование народной игрушки;
− конструирование народного костюма.
Чаще всего эти виды конструирования в начальной школе применяются для развития творческих способностей, самостоятельности, эстетического вкуса детей. Однако и в направлении приобщения школьников к народному прикладному творчеству они будут эффективны.
Следует соблюдать организационно-педагогические условия в работе по приобщению младших школьников к народному прикладному творчеству:
− привлечение детей к отбору материала на основе информации о народной культуре;
− использование отрывков литературных произведений, фольклорных и авторских, связанных с народным прикладным творчеством;
− проведение терминологической работы при приобщении младших школьников к народному прикладному творчеству на занятиях по конструированию;
− организация экскурсий с младшими школьниками в музеи народного творчества;
− систематичность и целенаправленность работы по приобщению младших школьников к народному прикладному творчеству посредством конструирования.
Рассмотрим реализацию вышеназванных условий при приобщении младших школьников к народному прикладному творчеству средствами конструирования народного костюма. На наш взгляд, целесообразно объединить конструирование костюма и народной куклы. Эти два вида деятельности соответствуют младшему школьному возрасту и будут играть большую роль в приобщении детей к народному прикладному творчеству. Это обусловлено тем, что игрушки являются большой частью общего культурного наследия любого народа. Еще одна особенность заключается в том, что именно игрушка у любого народа является первым воспитателем и учителем для ребенка. Кроме того, многие исследователи говорят об огромном эстетическом и эмоциональном воздействии игрушки на ребенка, на становление его характера, его навыков, умений и знаний. Как отмечает О. А. Соломенникова, только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении [6]. А это, безусловно, будет способствовать приобщению младших школьников к народному прикладному творчеству.
Целесообразно говорить о региональном компоненте в работе по приобщению детей к народному творчеству. В любом регионе есть свои, знаковые, промыслы, ремесла, виды народного творчества, на которые педагоги могут делать акцент. Так, в Нижегородской области богатым материалом для приобщения младших школьников к народному творчеству станет чернухинский костюм. Если рассматривать организационно-педагогические условия, описанные выше, то работу можно проводить следующим образом:
- Привлечь детей к отбору материала про чернухинский костюм. Безусловно, здесь могут привлекаться и родители. Перед непосредственным конструированием можно провести урок ознакомления с элементами народного костюма.
- Использовать фольклорные произведения, связанные с народным костюмом. В данном случае можно предложить детям отрывки из сказок Арзамасского края.
- Провести терминологическую работу при приобщении младших к народному прикладному творчеству на занятиях по конструированию. Данная работа будет эффективна на уроке, предшествующем конструированию. При ознакомлении школьников с элементами чернухинского костюма следует обратить внимание на такие названия: сорока, сарафан, ленка, борода, витейка, клиник, запон, пониток. Подобная работа позволит детям разобраться в модели народного костюма, будет способствовать обогащению речи школьников, а также поможет сделать черновые наброски будущих изделий конструирования.
- Организовать экскурсии с младшими школьниками в музеи народного творчества, например, в музей Центра ремесел Арзамасского района, где представлен чернухинский костюм. Специалисты помогут заинтересовать школьников, а также проведут мастер-классы, которые облегчат работу педагога по приобщению детей к народному прикладному творчеству.
- Проводить работу по приобщению детей к народному прикладному творчеству систематически и целенаправленно, постепенно усложняя конструктивную деятельность, давая детям больше самостоятельности и в поиске материала для уроков, и в самом конструировании. Это будет способствовать повышению интереса детей как к народному костюму, так и к другим изделиям народного прикладного творчества.
- Использовать на уроках по конструированию народного костюма интерактивные средства обучения и воспитания. На сегодняшний день накоплен немалый опыт в этом направлении. Существуют специальные программы для моделирования и конструирования, интерактивные конструктивные игры, которые также необходимо включать в работу с младшими школьниками. Например, на одном уроке можно провести компьютерное моделирование костюма, разобрать его детали, определить алгоритм работы, а на втором уроке приступить к ручному конструированию костюма. Такое разнообразие форм работы позволит педагогу скорее достигнуть поставленных целей.
- Разработать и реализовать специальные проекты по изучению и последующему конструированию народного костюма. Проект может быть поисковым, исследовательским, но обязательно с практической направленностью.
- Создать банк дидактических материалов по приобщению младших школьников к народному прикладному творчеству через конструирование. В этот банк можно включить дидактические игры и альбомы народного творчества.
- Создать специальную развивающую среду, способствующую приобщению младших школьников к народному прикладному творчеству. Во многих школах сегодня есть краеведческие уголки или мини-музеи народного творчества.
Для обеспечения эффективности работы важно провести рефлексию, закрепить полученные детьми знания, умения и навыки. Главное, что на наш взгляд, должны усвоить дети — это прикладной характер их конструктивной деятельности и такой же прикладной характер народного творчества. Необходимо объяснить и показать школьникам, что любое произведение или изделие народного творчества находило и находит свое применение в обычной жизни: в быту, в декоре, в играх или праздниках. Поэтому результаты детской конструктивной деятельности также должны найти свое применение. Если работа ведется по конструированию народной игрушки или народного костюма, можно предложить школьникам организовать кукольный театр для малышей. Если мы применяем такой вид конструирования, как лоскутная техника, то можно устроить выставку или украсить класс произведениями детского творчества. Любые результаты детского ручного труда должны найти свое практическое приложение. Осознание пользы от собственного творчества, сравнение себя с мастерами народного прикладного искусства сформирует у младших школьников любовь к народному творчеству, уважение к труду, гордость за культурное наследие своей страны.
Литература:
1. Геронимус, Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст] / Т. М. Геронимус. — М.: АСТ-Пресс, 2009. — 144 с.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева // Программа.: учеб.-метод. пособие, 2 изд., перераб. и доп. — СПб.: Детство-Пресс, 2015. — 126 с.
3. Комарова Т. С., Ратанова Т. А., Быховец Г. В. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. — М., 2005. — 210 с.
4. Парамонова, Л. А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования [Текст] / Л. А. Парамонова. — // Дошкольное воспитание. — № 11. — 2010 г. — С. 58–64.
5. Серебренникова, Л. Н. Методика преподавания технологии (труда): учебник для среднего профессионального образования [Текст] / Л. Н. Серебренникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 226 с.
6. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [Текст] / О. А. Соломенникова. — М., 2005. — 154 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/