В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у детей дошкольного возраста с ОНР I уровня.
Ключевые слова: общение, коммуникативная деятельность, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.
Общение является основной функцией речи ребенка, необходимой для установления контакта с внешним миром, утверждал Л. С. Выготский. Способность общаться влияет на область социальных отношений и наиболее естественным образом достигает личных характеристик ребенка, позволяя ему в той или иной степени взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Такое нарушение у детей, как общее недоразвитие речи, лишает их полноценного контакта.
Базовый подход к решению этой проблемы представлен в работе Л. С. Выготского, который рассматривал общение, как предпосылку для личностного роста и устранения нарушений развития ребенка. На основании концепции Л. С. Выготского, можно сказать, что формирование коммуникативной деятельности у детей с ОНР является одной из приоритетных задач коррекционного процесса, поскольку эффективность и качество процесса общения во многом зависят от уровня коммуникативных навыков субъектов общения [4]. В работах Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, Л. С. Выготского, А. В. Запорожец рассматриваются теоретические основы формирования коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
Теоретический и практический анализ особенностей формирования коммуникативной деятельности детей указывает на существенные недостатки в изучении данной тематики. Структура коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста не изучена, также не рассматриваются образовательные условия и методы формирования предпосылок коммуникативной деятельности детей с ОНР.
Практическая экспериментальная часть исследования проводилась на базе ясли-сада № 22 г.Нур-Султан. В исследовании принимали участие 30 детей среднего дошкольного возраста с ОНР 1 уровня.
Методы, используемые в нашем исследовании:
- Наблюдение
- Изучение медицинской и психолого-педагогической документации детей.
- Беседа, анкетирование логопедов и воспитателей детского сада.
- Подбор методик для выявления и составления характеристик уровней коммуникативной деятельности детей с ОНР дошкольного возраста.
Нами выявлены показатели коммуникативной деятельности детей с ОНР:
- импрессивная речь;
- зрительно-пространственное восприятие;
- слуховой гнозис;
- двигательная сфера;
- мимика и жесты;
- подражательные действия;
- оральный праксис;
- эмоционально-волевая сфера;
- речевое поведение.
Комплекс диагностических методик, используемый нами, был взят из пособий «Обследования речи детей» Г. В. Чиркина и «Логопедическая работа с детьми с ОНР» Е. В. Кириллова. Состоял из 3 направлений: изучение импрессивной речи, невербальных функций, неречевых функций.
1 направление – изучение импрессивной речи. При проведении серии заданий были получены следующие результаты:
Уровни |
ОНР I уровня |
|
абс.ч. |
% |
|
Высокий |
- |
- |
Средний |
8 |
27 |
Низкий |
22 |
73 |
Полученные числовые данные графически изображены
Рис. 1. Процентные показатели уровней сформированности импрессивной речи
Анализ результатов:
Высокий уровень – ребенок в основном понимает обращенную речь взрослого, испытывает трудности при восприятии сложных лексико-грамматических конструкций. Ребенок понимает в речи простые и сложные предложения, различает грамматические формы слов.
Средний уровень – ребенок понимает обращенную речь частично, требуются подсказки взрослого (выделение интонацией ключевых слов, жестовые подсказки). Словарь ребенка бедный, ребенок использует слова из обиходно-бытовой лексики, наблюдаются трудности актуализации слов.
Низкий уровень – ребенок не понимает обращенную речь либо отказывается от выполнения задания. Словарь ребенка скудный, в основном номинативный.
2 направление – изучение неречевых компонентов речи. При проведении серии заданий были получены следующие результаты:
Уровни |
ОНР I уровня |
|
абс.ч. |
% |
|
Высокий |
- |
- |
Средний |
9 |
30 |
Низкий |
21 |
70 |
Рис. 2. Процентные показатели уровней сформированности неречевых функций речи
Анализ результатов:
Высокий уровень – ребенок хорошо понимает инструкцию, концентрация внимания сохраняется на протяжении всего обследования. Трудностей при диагностике зрительного гнозиса, орального праксиса не обнаружено.
Средний уровень – ребенок инструкцию понимает частично, требуется обучающая помощь, через непродолжительное время теряет концентрацию внимания.
Низкий уровень – ребенок не понимает инструкцию, не удерживает внимание на задания. Обнаружены трудности гнозиса и орального праксиса.
3 направление – изучение невербальной функции речи. При проведении серии заданий были получены следующие результаты:
Уровни |
ОНР I уровня |
|
абс.ч. |
% |
|
Высокий |
- |
- |
Средний |
8 |
27 |
Низкий |
22 |
73 |
Рис. 3. Процентные показатели уровней сформированности невербальной функции речи
Анализ результатов:
Высокий уровень – ребенок сразу вступил в контакт со взрослым, в течение обследования проявлял заинтересованность в контакте. На протяжении всей ситуации общения положительный эмоциональный фон, что проявляется в частом и длительном контактном взгляде, улыбке, выразительности мимики, разнообразных жестах.
Средний уровень – ребенок вступил в контакт со взрослым сразу, но контакт непродолжительный, требуется эпизодическая стимуляция для поддержания контакта. Неустойчивое эмоциональное состояние, ребенок употребляет в ходе общения элементарные жесты (указательный, жесты согласия несогласия), мимика невыразительная.
Низкий уровень – ребенок вступил в контакт со взрослым после дополнительной стимуляции. Проявление эмоционального негативизма со стороны ребенка.
Исходя из полученных результатов, мы можем отметить то, что большинство детей дошкольного возраста с ОНР 1 уровня имеют низкий уровень сформированности коммуникативной деятельности. Дети не общались со взрослыми и сверстниками, они почти не могли выполнить задания самостояельно, мотивация отсутствует. Подражательные действия, имитация не всегда доступны. Эмоции проявляют негативные, выражение лица не выразительно. Отсутствие инициативы и отрицательность в общении со сверстниками и взрослыми. Все компоненты, являющиеся составными частями коммуникативной деятельности детей с ОНР, указывают на низкий уровень сформированности предпосылок коммуникативной деятельности и указывают на необходимость дальнейшей коррекционной работы над их формированием.
Литература:
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.-С.49.
- Лисина М. И., Смирнова Р. А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками // / Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1985
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.