Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 14.05.2020

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Жуматаева, С. М. Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня / С. М. Жуматаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 578-581. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70059/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у детей дошкольного возраста с ОНР I уровня.

Ключевые слова: общение, коммуникативная деятельность, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.

Общение является основной функцией речи ребенка, необходимой для установления контакта с внешним миром, утверждал Л. С. Выготский. Способность общаться влияет на область социальных отношений и наиболее естественным образом достигает личных характеристик ребенка, позволяя ему в той или иной степени взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Такое нарушение у детей, как общее недоразвитие речи, лишает их полноценного контакта.

Базовый подход к решению этой проблемы представлен в работе Л. С. Выготского, который рассматривал общение, как предпосылку для личностного роста и устранения нарушений развития ребенка. На основании концепции Л. С. Выготского, можно сказать, что формирование коммуникативной деятельности у детей с ОНР является одной из приоритетных задач коррекционного процесса, поскольку эффективность и качество процесса общения во многом зависят от уровня коммуникативных навыков субъектов общения [4]. В работах Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, Л. С. Выготского, А. В. Запорожец рассматриваются теоретические основы формирования коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

Теоретический и практический анализ особенностей формирования коммуникативной деятельности детей указывает на существенные недостатки в изучении данной тематики. Структура коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста не изучена, также не рассматриваются образовательные условия и методы формирования предпосылок коммуникативной деятельности детей с ОНР.

Практическая экспериментальная часть исследования проводилась на базе ясли-сада № 22 г.Нур-Султан. В исследовании принимали участие 30 детей среднего дошкольного возраста с ОНР 1 уровня.

Методы, используемые в нашем исследовании:

  1. Наблюдение
  2. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации детей.
  3. Беседа, анкетирование логопедов и воспитателей детского сада.
  4. Подбор методик для выявления и составления характеристик уровней коммуникативной деятельности детей с ОНР дошкольного возраста.

Нами выявлены показатели коммуникативной деятельности детей с ОНР:

  1. импрессивная речь;
  2. зрительно-пространственное восприятие;
  3. слуховой гнозис;
  4. двигательная сфера;
  5. мимика и жесты;
  6. подражательные действия;
  7. оральный праксис;
  8. эмоционально-волевая сфера;
  9. речевое поведение.

Комплекс диагностических методик, используемый нами, был взят из пособий «Обследования речи детей» Г. В. Чиркина и «Логопедическая работа с детьми с ОНР» Е. В. Кириллова. Состоял из 3 направлений: изучение импрессивной речи, невербальных функций, неречевых функций.

1 направление – изучение импрессивной речи. При проведении серии заданий были получены следующие результаты:

Уровни

ОНР I уровня

абс.ч.

%

Высокий

-

-

Средний

8

27

Низкий

22

73

Полученные числовые данные графически изображены

Рис. 1. Процентные показатели уровней сформированности импрессивной речи

Анализ результатов:

Высокий уровень – ребенок в основном понимает обращенную речь взрослого, испытывает трудности при восприятии сложных лексико-грамматических конструкций. Ребенок понимает в речи простые и сложные предложения, различает грамматические формы слов.

Средний уровень – ребенок понимает обращенную речь частично, требуются подсказки взрослого (выделение интонацией ключевых слов, жестовые подсказки). Словарь ребенка бедный, ребенок использует слова из обиходно-бытовой лексики, наблюдаются трудности актуализации слов.

Низкий уровень – ребенок не понимает обращенную речь либо отказывается от выполнения задания. Словарь ребенка скудный, в основном номинативный.

2 направление – изучение неречевых компонентов речи. При проведении серии заданий были получены следующие результаты:

Уровни

ОНР I уровня

абс.ч.

%

Высокий

-

-

Средний

9

30

Низкий

21

70

Рис. 2. Процентные показатели уровней сформированности неречевых функций речи

Анализ результатов:

Высокий уровень – ребенок хорошо понимает инструкцию, концентрация внимания сохраняется на протяжении всего обследования. Трудностей при диагностике зрительного гнозиса, орального праксиса не обнаружено.

Средний уровень – ребенок инструкцию понимает частично, требуется обучающая помощь, через непродолжительное время теряет концентрацию внимания.

Низкий уровень – ребенок не понимает инструкцию, не удерживает внимание на задания. Обнаружены трудности гнозиса и орального праксиса.

3 направление – изучение невербальной функции речи. При проведении серии заданий были получены следующие результаты:

Уровни

ОНР I уровня

абс.ч.

%

Высокий

-

-

Средний

8

27

Низкий

22

73

Рис. 3. Процентные показатели уровней сформированности невербальной функции речи

Анализ результатов:

Высокий уровень – ребенок сразу вступил в контакт со взрослым, в течение обследования проявлял заинтересованность в контакте. На протяжении всей ситуации общения положительный эмоциональный фон, что проявляется в частом и длительном контактном взгляде, улыбке, выразительности мимики, разнообразных жестах.

Средний уровень – ребенок вступил в контакт со взрослым сразу, но контакт непродолжительный, требуется эпизодическая стимуляция для поддержания контакта. Неустойчивое эмоциональное состояние, ребенок употребляет в ходе общения элементарные жесты (указательный, жесты согласия несогласия), мимика невыразительная.

Низкий уровень – ребенок вступил в контакт со взрослым после дополнительной стимуляции. Проявление эмоционального негативизма со стороны ребенка.

Исходя из полученных результатов, мы можем отметить то, что большинство детей дошкольного возраста с ОНР 1 уровня имеют низкий уровень сформированности коммуникативной деятельности. Дети не общались со взрослыми и сверстниками, они почти не могли выполнить задания самостояельно, мотивация отсутствует. Подражательные действия, имитация не всегда доступны. Эмоции проявляют негативные, выражение лица не выразительно. Отсутствие инициативы и отрицательность в общении со сверстниками и взрослыми. Все компоненты, являющиеся составными частями коммуникативной деятельности детей с ОНР, указывают на низкий уровень сформированности предпосылок коммуникативной деятельности и указывают на необходимость дальнейшей коррекционной работы над их формированием.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.-С.49.
  2. Лисина М. И., Смирнова Р. А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками // / Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1985
  3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, коммуникативная деятельность детей, ребенок, уровень, коммуникативная деятельность, анализ результатов, высокий уровень, общее недоразвитие речи, проведение серии заданий были, процентный показатель уровней.


Похожие статьи

Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов проблемы общения и коммуникативных навыков у дошкольников. А также представление методов исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в общении со взрослыми и сверстниками.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

К вопросу изучения эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи

В статье автор рассматривает проблему развития эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической ...

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Похожие статьи

Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов проблемы общения и коммуникативных навыков у дошкольников. А также представление методов исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в общении со взрослыми и сверстниками.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

К вопросу изучения эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи

В статье автор рассматривает проблему развития эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической ...

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Задать вопрос