Направление развития современной экономики РФ должно учитывать не только повышение производительности труда, снижение издержек производства, но и снижение травматизма на производствах. Это направление нашло отражение в развитии соответствующих нормативно-правовых, а также программно-стратегических документах на государственном уровне. В последнее время в России произошли существенные изменения в государственных стандартах ГОСТ, регламентирующих систему безопасности и охраны труда. В настоящей статье автором предпринята попытка научного исследования и критического осмысления современных государственных стандартов в области охраны труда через призму прошедшего и будущего времени.
Ключевые слова: охрана труда, государственные стандарты, безопасность труда, развитие экономики, снижение издержек производства.
The direction of development of the modern economy of the Russian Federation should take into account not only an increase in labor productivity, a decrease in production costs, but also a reduction in injuries in enterprises. This direction is reflected in the development of relevant regulatory and legal and strategic documents at the state level. Recently, in Russia there have been significant changes in the state standards of GOST, which regulate the system of safety and labor protection. In this article, the author makes an attempt to research and critically interpret modern state standards in the field of labor protection, through the prism of past and future tenses.
Keywords: labor protection, state standards, labor safety, economic development, reduction of production costs.
Стратегией инновационного развития России до 2020 года и Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена задача нарастания темпов промышленного производства не только посредством технологического обновления отрасли и внедрения наукоемких производств, но и посредством повышения эффективности использования материальных, энергетических и, что важно, трудовых ресурсов.
Особенности производственной деятельности промышленных предприятий заключаются в сложности выпускаемых изделий, собираемых из большого количества деталей, широкой номенклатуре производимой продукции, значительной длительности производственного цикла, наличии множества разнообразных, одновременно выполняемых операций, разнообразии применяемых материалов и оборудования, приспособлений и инструментов. Производство неразрывно связано с техногенными факторами риска в системе «человек-машина-производственная среда», поэтому нормативно-правовые и организационные вопросы охраны труда не теряют высокой актуальности [4].
Характерной особенностью государственного управления охраной труда можно считать сочетание двух направлений: с одной стороны, активная деятельность государственных органов власти федерального уровня по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов сферы охраны труда, с другой стороны — практическая деятельность по улучшению условий и охраны труда непосредственно на предприятиях с опорой уже на имеющуюся российскую законодательную базу и документы, содержащие рекомендации МОТ и ЕС.
Одним из необходимых условий обеспечения безопасности труда является обеспечение квалифицированными кадрами и обучение по охране труда (в соответствии со ст. 225 «Обучение в области охраны труда» ТК РФ).
Выработка любых управленческих решений, в том числе в области охраны труда на предприятиях машиностроительной отрасли, должна осуществляться на основе достоверной и актуальной информации. Вследствие этого информационное обеспечение управления охраной труда выступает одним из условий, влияющим на формирование целей и организационно-технических мероприятий по охране труда [1].
Структура травматизма свидетельствует, что травмы опорно-двигательного аппарата (60 %) составляют более половины всех травм. Значительную часть также составляют травмы кожи и мягких тканей (16 %), черепно-мозговые травмы (10 %). Существенной причиной такого положения дел является несовершенство СУОТ, направленной большей частью на преодоление последствий работы в неблагоприятных условиях труда и лишь в незначительной мере на предотвращение профессионального риска. В связи с этим для повышения эффективности деятельности предприятия, основанного на применении разнообразной техники и технологий, характеризуемого множеством информационных потоков в сфере управления охраной труда, необходимы четкое разделение ответственности и полномочий работников по видам выполняемых работ, прогрессивная система нормативов и норм, а также результативная система оценки функционирования элементов СУОТ.
Следует отметить, что с 15 февраля 2013 года вступил в силу ряд ТР ТС, которые разработаны в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.
В условиях модернизации системы управления охраной труда в нашей стране огромное значение имеет анализ наилучших зарубежных практик, что, в частности, ежегодно входит в программу Всероссийской недели охраны труда, проводимой по инициативе Минтруда России [2].
В европейской практике вопросы охраны труда рассматриваются как составная часть социальной политики ЕС по двум основным группам: директивы ЕС по защите работников и директивы по выпуску товаров на рынок, включая оборудование, машины, средства коллективной и индивидуальной защиты работников. Основные направления законодательства Евросоюза в сфере охраны труда схематически представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Законодательство ЕС в сфере охраны труда
На разработку и применение систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья на предприятиях направлено действие основных международных документов:
- ILO-OSH 2001 «Руководство по системам управления охраны труда» (оригинальное название: «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems»);
- ISO 45001:2018 «Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования с руководством по применению» (оригинальное название: «Occupational health and safety management systems — Requirements».
В 2018 г. британский стандарт BS OHSAS 18001:2007 был заменен международным стандартом ISO 45001:2018 «Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования с руководством по применению», разработанным Техническим Комитетом ISO/TC 283 [3].
Новый стандарт ISO 45001:2018 имеет новую структуру и форму, которая в полной мере учитывает новые правила разработки стандартов на системы менеджмента согласно приложению SL «Директивы ISO/IEC в части 1 в дополнении к консолидированию ISO».
В последнее время в России актуализированы/вступили в силу следующие ключевые стандарты в области охраны труда: ГОСТ 12.0.004–2015, ГОСТ 12.0.230.2–2015, ГОСТ 12.0.230.1–2015, ГОСТ 12.0.003–2015.
С 2018 года вступил в силу межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.3–2016 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности» для использования при самооценке эффективности деятельности работодателя в области охраны труда.
Для ряда крупных современных отечественных предприятий создание СУОТ — это составная часть интегрированной системы менеджмента. Наиболее распространенная модель ее внедрения выстраивается на базе системы менеджмента качества (ISO 9001), последовательно выстраиваются система управления охраной окружающей среды (ISO 14001) и система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда (ISO 45001 или OHSAS 18000). Актуальность нарастает со вступлением в силу стандартов и руководств по бережливому производству, призванных повысить эффективность производства за счет сокращения потерь [5].
Для реализации решений в рамках Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р) в Росстандарте функционирует рабочая группа по внедрению принципов и механизмов открытости, которая примет участие в мероприятиях по разработке мобильных приложений, позволяющих осуществлять автоматическую выгрузку из информационных систем Росстандарта.
Следует подчеркнуть, что основную роль в формировании направлений развития научно-технического потенциала и стимулирования деятельности предприятий играет государство. Государственное управление технологическим развитием заключается (и должно заключаться) не только в перераспределении ресурсов в зависимости от устаревшего и нового производства, но и в формировании концепции риск-ориентированного управления производством в целом при участии федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, а также бизнес-сообщества и общественных организаций.
Литература:
- Минько В. М., Евдокимова Н. А., Титаренко И. Ж., Басараб А. Порядок оценки и планирование снижения профессиональных рисков в организации. Охрана и экономика труда. — 2017. — № 4 (29). — С. 44–50.
- Пушенко С. Л., Демченко С. Г., Нихаева А. В., Пушенко А. С., Руденко В. В., Стасева Е. В. Безопасность жизнедеятельности. организационно-правовые основы охраны труда. Учебное пособие: Донской государственный технический университет. — Ростов-на-Дону, — 2018. — 96с.
- Шабанова Д. Н., Александрова А. В. Обеспечение охраны труда на предприятиях машиностроения в России и в Европе. В сборнике «Инновационное развитие экономики: российский и зарубежный опыт: сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 63.
- Шабанова Д. Н., Александрова А. В. Повышение эффективности функционирования системы управления охраной труда на предприятиях машиностроения. Научные исследования: теоретико-методологические подходы и практические результаты: материалы международной научно -практической конференции НИЦ ПНК (30 марта 2018 г.) — Самара — 2018. — С. 49.
- Воронкова С. В. Обеспечение прав работающих на охрану здоровья при риск-ориентированном подходе контрольно-надзорной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2017. — №1–2. — С. 54.