В статье рассматривается возможность применения методики eduScrum в начальной школе, с целью повышения уровня учебной мотивации. Отражены характерные особенности и факторы, положительно влияющие на учебную мотивацию. Изложены этапы работы с использованием методики eduScrum, рассматривается программа ее внедрения на уроках окружающего мира. Описан диагностический инструментарий и результаты исследования учебной мотивации младших школьников.
Ключевые слова: учебная мотивация, методика eduScrum, окружающий мир, младшие школьники.
Современные исследования свидетельствуют о том, что учащимся не хватает мотивации в учебной деятельности. Почему так важно, чтобы учащиеся были замотивированы? Потому что, мотивация увеличивает результативность, настойчивость, интерес. В действующем Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливаются требования к личностным результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу «…сформированность мотивации к обучению и познанию», «…развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения» [6]. Исходя из того, что учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада, важно развивать учебную мотивацию. В каждом возрасте она имеет свои особенности, в начальной школе они следующие: безоговорочное выполнение требований учителя; стремление получать только хорошие отметки; неспособность удерживать сформированное намерение (необходимо делать минимальный перерыв между мотивацией и самой деятельностью); избирательное отношение к учебным дисциплинам [3].
Изучив проект Федерального государственного образовательного стандарта, можно сделать вывод, что большое внимание уделяется групповой работе школьников, выделяется следующий пункт: «Овладение умениями участвовать в совместной деятельности». В нем прописаны основные умения работы в команде: «…понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность быть лидером и выполнять поручения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности…» [5].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в школе необходимо использовать актуальные методы обучения, которые отвечают вышеуказанным требованиям и способствуют поддержанию и развитию учебной мотивации. EduScrum — это методика, которая отвечает перечисленным требованиям и может эффективно использоваться на уроках в начальной школе.
Характеристика методики eduscrum. EduScrum (education Scrum) — это адаптация методологии Scrum для образования. Она разработана учителем из Голландии Вилли Вейнандсом [7], в 2011 году. Основная идея заключается в осознанном усвоении нового материала обучающимися через их тесное взаимодействие с другими участниками процесса, а также в изучении ими своих собственных возможностей [2].
В основе методики лежат ведение проектов Scrum и Agile т. е. гибкий подход. Который имеет следующие преимущества: наглядность и гибкость в управлении; возможность быстро реагировать и адаптироваться в различных ситуациях. С помощью Agile подхода возможно организовать работу в короткий промежуток времен с минимальными затратами и качественным продуктом.
Диагностика учебной мотивации младших школьников. В проведенном исследовании, мы опирались на интерпретацию учебной мотивации, сформулированную В. А. Грековой, где учебная мотивация — частный вид мотивации, представляющий собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относится к учению, быть активным в учебной деятельности, т. е. определяет учебную активность ребенка [1].
В исследовании участвовали 64 учащихся 3-х классов. Анализируя результаты констатирующего этапа эксперимента, мы пришли к выводу, что 53 % учащихся имеют в качестве ведущей внешнюю мотивацию. Что касается развития уровней учебной мотивации, результаты следующие: 5 % — низкий уровень (дезадаптация), 19 % — сниженный уровень, 28 % — нормальный, 34 % — высокий, 14 % — очень высокий уровень учебной мотивации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что треть учащихся имеют высокий уровень учебной мотивации, но она является внешней.
Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что для развития учебной мотивации младших школьников, необходимо внедрение новых методик обучения.
Для развития учебной мотивации учащихся третьего класса была разработана программа для уроков окружающего мира [4]. Целью программы является: развитие учебной мотивации у учащихся третьего класса, посредством использования методики eduScrum на уроках окружающего мира. Работа на занятиях строилась следующим образом:
Первый этап: Планирование проекта. Учитель дает задание по проекту (заказ). Разработка критериев достижения цели и оценивания работ. Разбиение на задачи.
Второй этап: Формирование команд. Учащиеся подбирают команду по навыкам, они должны различаться, количество участников: 4–5 человек. Группы вырабатывают правила, которым будут следовать на протяжении всего проекта.
Третий этап: Работа над проектом. Этап предусматривает самостоятельную работу команд с доской в течении нескольких занятий, учитель выступает в роли наставника.
Четвертый этап: Обзор проекта (результат). Этап, на котором участники представляют свои работы: презентуют плакаты и оценивают работу остальных групп.
Пятый этап: Ретроспектива. Этап позволяет получить качественную обратную связь, как для группы, так и для каждого ребенка отдельно.
Анализ результатов работы контрольной и экспериментальной групп на уроках окружающего мира показал, что методика eduScrum положительно влияет на развитие учебной мотивации младших школьников:
1) 50 % учащихся экспериментальной группы мотивировали свою деятельность внешней мотивацией, после реализации программы этот показатель снизился до 25 %.
2) Уровень учебной мотивации начал меняться в положительном направлении: высокий уровень развития учебной мотивации изменился с 47 % до 56 %.
3) Самовосприятие школьников на затраты времени включения в урок снизилось с 9 минут до 6, соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование методики eduScrum на уроках в начальной школе имеет свои положительные результаты в отношении развития и стимулирования учебной мотивации. Решая образовательные задачи, учащиеся могут развивать навык взаимодействия в команде, навыки самостоятельной работы и ответственности за проделанную работу.
Литература:
- Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы [Электронный ресурс] // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. № 6/3. С. 45–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologiya-uchebnoy-motivatsii-obuchayuschihsya-uchebnaya-motivatsiya-osnovnye-teorii-i-podhody (дата обращения: 19.02.2020).
- Лукашенко М. А., Телегина Т. В. Управление созданием образовательных продуктов с помощью метода Scrum // Экономические науки. 2019. Т.8. № 2 (27). С. 223–227.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Плешакова А. А. Окружающий мир: учебник. 3 класс. 2 часть. 3-е изд. М.: Просвещение, 2019. 175 с.
- Проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]. / КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57358.html/ (дата обращения: 20.04.2020).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 [Электронный ресурс] / ФГОС. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
- Delhij А., Solingen R., Wijnands W. Руководство по eduScrum. Пер. с англ. И. Мифтахов, Т. Глухарева. [Электронный ресурс] URL: https://eduscrum.nl/file/CKFiles/The_eduScrum_Guide_RU_1.2.pdf