В статье исследуется ряд факторов, обуславливающих необходимость и возможности инновационного развития региональной экономики в условиях коронавирусной пандемии.
Ключевые слова: содержание инновационных процессов, рыночная инфраструктура, инновационный потенциал, факторы инноваций, инновационная деятельность.
Как известно, XXI век характеризуется резким ускорением научно-технического прогресса во всех отраслях экономики. Поэтому и в Узбекистане проводимые социально-экономические реформы, наряду с преимущественно рыночным содержанием, нацелены на создание технико-технологически передового современного производства. Это выражается, наряду с другими очень важными моментами, и в том, что во всех отраслях экономики развитие все более опирается на инновационные процессы. В современных условиях экономическое развитие каждого региона страны зависит не только от инвестиционных процессов, но и от того, насколько инновационный они имеют характер. Регион не может оставаться в рамках исторически сложившегося технико-технологического уровня и структуры экономики, ибо в таком случае социальные и экономические проблемы не только сохраняются, но и будут обостряться. С экономической точки зрения создание новых и современных отраслей и предприятий позволяет создать новые рынки сбыта для уже существующих хозяйствующих субъектов, более рационально использовать трудовой и сырьевой потенциал региона. Подготовка соответствующих кадров для них и их использование означает усиление интеллектуального потенциала региона. Более высокая производительность труда и доходы населения создают надежную основу ускорения социально-экономического развития. Поэтому в Узбекистане 2020 год объявлен «Годом науки, просвещения и развития цифровой экономики» и основные усилия в рамках этой программы направлены на дальнейшую активизацию инвестиционных и инновационных процессов, в том числе и в регионах [1]).
В Узбекистане последовательное внедрение рыночных механизмов в различные сферы экономики и макроэкономическая политика нацелены на создание современной высокотехнологичной, высокоэффективной и динамично развивающейся экономики. Соответственно, в принимаемых государственных инвестиционных программах приоритетное место занимают меры по обновлению производства на новой технико-технологической базе, т. е. технический прогресс ставится в центр экономического развития. В свою очередь, новая технико-технологическая база приносит наибольший эффект, когда она носит инновационный характер.
Инновации (нововведения) можно рассматривать, прежде всего, как результат, как принципиально новое материальное и нематериальное благо с новыми свойствами (новые изделия, материалы, процессы, методы и т. д.). С другой стороны, они представляют собой процесс, в котором происходят изменения, направленные на разработку, освоение, распространение и использование новшеств. Во втором значении новшества трактуются как результат процесса нововведений (инновационного процесса), развивающегося во времени и имеющего четко выраженные стадии и этапы. На наш взгляд, применительно к развивающейся экономике трактовку инноваций следует несколько расширить и здесь любые по содержанию прогрессивные изменения в производительных силах и в организации производства, существенно повышающие экономические результаты, можно рассматривать как инновации.
В условиях глобальной конкуренции способность национальной экономики создавать и внедрять инновации в решающей степени определяет ее место в мировом хозяйстве. Поэтому придание национальной экономике инновационной направленности имеет очень важное значение. С наступлением коронавирусной пандемии необходимость и актуальность внедрения инноваций во все сферы социально-экономической жизни особенно усилилась, что связано также с повышением значения способности экономики к автономному функционированию (экономический суверенитет). Это вытекает из того, что в условиях глобальных кризисов каждая страна, так или иначе, вынуждена решать свои проблемы собственными ресурсами, хотя нельзя игнорировать значение внешних источников — материальных, финансовых, научных и т. д.
«Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017–2021 годах», утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. исходит из необходимости усиления инновационного составляющего в развитии экономики, в том числе в отдельных регионах страны [2]. Только в 2018 г. в Узбекистане в рамках Государственной программы осуществлялись 76 тыс. проектов общей стоимостью 21 трлн. сумов и 1 млрд. долларов США. Общая стоимость реализуемых в сотрудничестве с иностранными инвесторами 456 проектов составила 23 млрд. долларов США, в том числе стоимость проектов, осуществляемых в сотрудничестве с Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Исламским банком развития и Азиатским банком развития — 8,5 млрд. долларов США.
На наш взгляд, с экономической точки зрения инновации следует рассматривать в глобальном, национальном и региональном (местном) уровнях. Применительно к национальной и региональной экономике трактовку инноваций следует несколько расширить и здесь любые по содержанию прогрессивные изменения в производительных силах и в организации производства, существенно повышающие экономические результаты, можно рассматривать как инновации. Необходимо отметить, что в период преодоления последствий коронавирусной эпидемии такой подход имеет и практическое значение.
По сути инновационная направленность экономики и в таком понимании способствует успешному социально-экономическому развитию региона по следующим причинам:
– во-первых, любая инновация требует и сопровождается повышением уровня интеллектуализации рабочей силы и населения, так как посредством инноваций осуществляется воплощение в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов, интеллектуализация трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости;
– во-вторых, инновации расширяют круг производимых товаров и услуг, а также улучшают их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей, а с рыночной точки зрения создает и спрос (рост доходов), и предложение (расширяет производство). В условиях кризисов это может стать отправной точкой выхода из рецессии;
– в-третьих, инновации дают возможность вовлекать в производство сравнительно дешевые местные ресурсы, превращать их в новые производительные силы, создавать товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии. В регионах это особенно актуально, ибо значительная часть продовольственного сельскохозяйственного сырья просто теряется из-за отсутствия не только мощностей, но способов хранения и переработки;
– в-четвертых, концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды, создавать кластеры определенных направлений и использовать преимущества кооперации и укрупнения производства. Вместе с тем без новых технологических, финансовых и логистических новшеств кластеры себя не оправдают;
– в-пятых, инновации служат стимулом предпринимательской деятельности, особенно в сфере малого бизнеса, побуждают к поиску и освоению новых товаров и технологий, чтобы устоять и победить в конкурентной борьбе, занять новые рыночные ниши на внутреннем и внешнем рынках.
Считается, что решающая часть инноваций сконцентрирована в развитых странах. Однако, создание собственных инноваций в любой стране никогда не прекращается. При этом выделение необходимых финансовых и материальных ресурсов и создание организационных условий дают толчок к существенному увеличению их количества, т. е. обеспечивают реальное функционирование инновационного потенциала страны и региона. В этом смысле выделяют следующие показатели инновационного потенциала:
1) объемы и доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в валовом внутреннем продукте страны и региона (присутствие в экономике инновационного потенциала);
2) количество статьей в научных и технических изданиях в расчете на миллион человек населения (научные результаты деятельности инновационного потенциала общества);
3) показатели создания и внедрения инноваций — количество патентов, изобретений, новых продуктов, новые дизайны и идеи (технологические результаты деятельности инновационного потенциала общества).
Наиболее общим условием усиления инновационной направленности экономики является стабильный экономический рост. Он приводит к расширению объемов и качественному улучшению основных факторов, способствующих укреплению инновационного потенциала регионов:
a) при стабильном экономическом росте повышение реальных доходов населения происходит одновременно с увеличением в них доли доходов от предпринимательства, что усиливает материальные стимулы к инновационной деятельности;
b) человеческий капитал (наличие и укрепление системы образования, функционирование академических лицеев и профессиональных колледжей, высших учебных заведений, внедрение в них обучения по новейшим направлениям науки и техники);
c) развитие инфраструктуры (улучшение жилищно-бытовых условий, транспорт и коммуникации, различные виды других услуг);
d) совершенствование системы управления местной власти и хозяйствующих субъектов;
e) социальный мир и социальное партнерство;
f) открытость региона к внешнеэкономическим связям (возможность получения инноваций извне и реализации результатов на внешних рынках), наличие внешнеэкономической инфраструктуры.
Отметим, что в Узбекистане эти факторы задействованы. Так, в настоящее время наблюдается существенное увеличение ресурсов на формирование человеческого капитал (укрепление системы образования — с 2017 г. поставлена задача практически полного охвата детей системой дошкольного образования, совершенствуется система функционирования профессионального образования, ускоренное расширение системы высшего образования (намечен охват 60 процентов выпускников школ высшим образованием, введены новые направления бакалавриата и магистратуры). Происходит ускоренное развитие инфраструктуры (улучшение жилищно-бытовых условий — резкое расширение масштабов типового жилищного строительства на селе и многоэтажных жилых домов в городе с учетом финансовых возможностей населения, транспорт (за последнее время в стране восстановлены все виды общественного транспорта в масштабах существенно превышающих прежний уровень) и коммуникации (в 2018 году принята Государственная программа развития ИКТ в Узбекистане), различные виды других услуг).
Совершенствуется система управления экономическими ресурсами, прежде всего финансами центральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов — в 2018 г. предприняты меры по обеспечению прозрачности системы государственных закупок, наиболее дефицитные материальные ресурсы будут реализоваться через электронные биржевые торги со свободным доступом всех хозяйствующих субъектов, значительно расширена финансовая самостоятельность местных органов власти всех уровней. Инновации предполагают наличия правовых (неприкосновенность частной собственности, соблюдение прав производителей, организационно-правовые нормы), организационно-институциональных (наличие государственных и негосударственных институтов, поддерживающих производителей), экономических (хозяйствующие субъекты должны располагать необходимыми объемами капиталов), финансовых (возможность привлечения финансовых ресурсов из других сфер и отраслей, государственная финансовая поддержка), кадровых (подготовка и переподготовка кадров по современным направлениям), научно-технических (научные изыскания) предпосылок рыночной инфраструктуры (3).
Инновационная направленность развития экономики не может обеспечиваться в отрыве от глобальных экономических процессов, от мирового научно-технического прогресса. Использование его результатов опирается на соответствующие валютно-финансовые условия. Поэтому государством приняты меры по существенному расширению возможностей получения инноваций извне (с 2017 г. взят курс на либерализацию внешнеэкономических связей — отменена обязательная продажа части валютной выручки, упрощены финансовые условия экспорта товаров и услуг, осуществлен полный переход к рыночному курсу обмена валюты, введены льготы при импорте передовых технологий и техники мировых образцов, усилены гарантии иностранным инвесторам).
Литература:
- Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису.// Народное слово, 25 января 2020 года.
- “О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан”. Указ Президента Республики Узбекистан, 7 февраля 2017 года. // Народное слово, 8 февраля 2017 года.
- Сирожиддинов К. И., Ходжибаева И. В. Стимулирование и поддержка инновационного развития малого бизнеса в Узбекистане //“Молодой ученый”. — 2016. — № 10., — С. 873–875.
- Хужаханов М. Х., Ходжибаева И. В. Республика Узбекистан: актуальные проблемы совершенствования финансового модернизации экономики //“Молодой ученый”. — 2015. — № 10., — С. 832–834.