Театрально-игровая деятельность как средство развития детского музыкально-художественного творчества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 15.05.2020

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Гилязетдинова, З. Ф. Театрально-игровая деятельность как средство развития детского музыкально-художественного творчества / З. Ф. Гилязетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 566-569. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70116/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Проведенный педагогический эксперимент позволил подтвердить гипотезу о том, что процесс развития детского музыкально-художественного творчества будет более эффективным, если осуществлять его в процессе театрально-игровой деятельности.

Ключевые слова: музыкально-художественное творчество, творческие способности, театрально-игровая деятельность, театрализованная игра, дети дошкольного возраста.

Театрально-игровая деятельность ребенка-дошкольника тесно связана с творчеством, поэтому имеет максимально развивающий характер в своем влиянии на личность воспитанников дошкольных учреждений. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) содержится указание на то, что содержание образовательных программ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В процессе музыкальной театрально-игровой деятельности дошкольников происходит формирование у них элементарных представлений о данном виде искусства, восприятие музыки, реализация самостоятельного музыкально-художественного творчества детей.

В связи с этим актуальность исследования проблемы развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности определяется тем, что ее изучение позволяет отыскать наиболее эффективные механизмы реализации ФГОС ДО, способствующие разностороннему развитию личности ребенка в условиях дошкольного учреждения.

Целью исследования, проводимого в рамках данной статьи, является опытно-экспериментальное исследование проблемы развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс развития детского музыкально-художественного творчества, предметом — театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста как средство развития детского музыкально-художественного творчества.

Теоретический анализ по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что средством развития музыкально-художественного творчества дошкольников может стать театрально-игровая деятельность, принимающая формы режиссерских игр и игр-драматизаций [4, с. 21]. Она способствует творческому самовыражению детей; обеспечивает высокий уровень включенности каждого ребенка в происходящее, безоценочность ситуации; позволяет создавать ситуацию импровизационного действия; обеспечивает целостность и глубину воздействия на музыкально-художественное творчество ребенка [1, с. 574].

На основе теоретического анализа современной психолого-педагогической литературы нами была сформулирована гипотеза о том, что процесс развития детского музыкально-художественного творчества будет более эффективным, если осуществлять его в процессе театрально-игровой деятельности.

Для проверки данного предположения нами опытно-экспериментальная работа, включавшая три этапа — констатирующий, формирующий и контрольный. В диагностике на констатирующем и контрольном этапах исследования приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста (по 25 в экспериментальной и контрольной группе), воспитанники МБДОУ «Детский сад № 82 «Подсолнушек» г. Набережные Челны. В работе на формирующем этапе приняли участие только дошкольники из экспериментальной группы (25 человек).

Для проведения диагностики использована методика О. П. Радыновой [3], в соответствии с которой развитие музыкально-художественного творчества детей дошкольного возраста оценивается по следующим критериям: восприятие, исполнительство, навыки певческой деятельности, умения и навыки музыкально-ритмической деятельности, игра на музыкальных инструментах. Для определения уровня сформированности у дошкольников перечисленных критериев было использовано наблюдение за детьми на музыкальных занятиях, при подготовке к утренникам, в ходе самостоятельной музыкальной деятельности детей. Дополнительно с каждым ребенком проведена диагностическая беседа по методике К. В. Тарасовой [2].

На констатирующем этапе обнаружилось, что исходный уровень развития музыкально-художественного творчества детей старшего дошкольного возраста является недостаточным по всем изученным критериям (таблица 1).

Таблица 1

Уровень развития музыкально-художественного творчества детей на констатирующем этапе,%

Критерий

Уровень

Экспер. группа

Контр. группа

Восприятие

Высокий

16

16

Средний

72

76

Низкий

12

8

Исполнительство

Высокий

8

16

Средний

76

80

Низкий

12

4

Навыки певческой деятельности

Высокий

12

16

Средний

76

72

Низкий

12

12

Умения и навыки музыкально-ритмической деятельности

Высокий

12

8

Средний

80

84

Низкий

8

8

Игра на музыкальных инструментах

Высокий

8

8

Средний

80

84

Низкий

12

8

На формирующем этапе проведена работа по развитию музыкально-художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста из экспериментальной группы в процессе занятий по театрально-игровой деятельности. Работа продолжалась в течение трех месяцев (13 недель), проводилось по два занятия в неделю. Основными направлениями работы с дошкольниками, реализованным в ходе проведенных занятий стали: театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, работа над театральными постановками. В процессе проведения работы обнаружилось, что музыкально-художественное творчество у детей успешно проявляется и развивается в процессе театрально-игровой деятельности. В ходе занятий совершенствовались умения и навыки дошкольников воплощать в игре определенные переживания, театральная игра побуждала детей к созданию новейших образов, к творческому мышлению

Повторное наблюдение за особенностями развития музыкально-художественного творчества детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы показало, что у дошкольников из экспериментальной группы оно развито теперь в более высокой степени, чем в тех детей, которые не участвовали в работе, проведенной на формирующем этапе (таблица 2).

Таблица 2

Уровень развития музыкально-художественного творчества детей на контрольном этапе,%

Критерий

Уровень

Экспер. группа

Контр. группа

Восприятие

Высокий

20

16

Средний

76

76

Низкий

4

8

Исполнительство

Высокий

12

16

Средний

80

80

Низкий

8

4

Навыки певческой деятельности

Высокий

20

16

Средний

76

72

Низкий

4

12

Умения и навыки музыкально-ритмической деятельности

Высокий

24

8

Средний

68

84

Низкий

8

8

Игра на музыкальных инструментах

Высокий

20

8

Средний

72

84

Низкий

8

8

Таким образом, проведенная работа может быть оценена как успешная. Она поспособствовала раскрытию творческого потенциала дошкольников, повысила уровень развития у детей из экспериментальной группы музыкально-художественного творчества. Результаты опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу о том, что процесс развития детского музыкально-художественного творчества становится более эффективным, если осуществлять его в процессе театрально-игровой деятельности.

Литература:

  1. Аджимуратова, Л. М. Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников / Л. М. Аджимуратова // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 573–575.
  2. Диагностика музыкально-творческих способностей детей. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/10/17/diagnostika-muzykalno-tvorcheskih-sposobnostey-detey-srednego (19.03.2020).
  3. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2019. — 293 с.
  4. Смотрова, Н. С. Особенности организации театрально-игровой деятельности в группе детского сада / Н. С. Смотрова // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. — 2018. — № 4. — С. 21–22.
Основные термины (генерируются автоматически): детское музыкально-художественное творчество, театрально-игровая деятельность, старший дошкольный возраст, музыкально-художественное творчество детей, музыкально-художественное творчество, процесс развития, ребенок, экспериментальная группа, дошкольный возраст, контрольный этап.


Похожие статьи

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье проводится теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается возможность использования в качестве средства работы с дошкольниками театрально-игровой деятельности, дают...

Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству

В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует разв...

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры

В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых метод...

Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников

В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО

Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников, ориентированной на личность ребенка и на развитие его способностей

В статье рассмотрен обобщенный опыт работы, с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания чувств и развития эмоциональной сферы, используя внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Похожие статьи

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье проводится теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается возможность использования в качестве средства работы с дошкольниками театрально-игровой деятельности, дают...

Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству

В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует разв...

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры

В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых метод...

Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников

В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО

Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников, ориентированной на личность ребенка и на развитие его способностей

В статье рассмотрен обобщенный опыт работы, с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания чувств и развития эмоциональной сферы, используя внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Задать вопрос