В данной статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Проведенный педагогический эксперимент позволил подтвердить гипотезу о том, что процесс развития детского музыкально-художественного творчества будет более эффективным, если осуществлять его в процессе театрально-игровой деятельности.
Ключевые слова: музыкально-художественное творчество, творческие способности, театрально-игровая деятельность, театрализованная игра, дети дошкольного возраста.
Театрально-игровая деятельность ребенка-дошкольника тесно связана с творчеством, поэтому имеет максимально развивающий характер в своем влиянии на личность воспитанников дошкольных учреждений. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) содержится указание на то, что содержание образовательных программ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В процессе музыкальной театрально-игровой деятельности дошкольников происходит формирование у них элементарных представлений о данном виде искусства, восприятие музыки, реализация самостоятельного музыкально-художественного творчества детей.
В связи с этим актуальность исследования проблемы развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности определяется тем, что ее изучение позволяет отыскать наиболее эффективные механизмы реализации ФГОС ДО, способствующие разностороннему развитию личности ребенка в условиях дошкольного учреждения.
Целью исследования, проводимого в рамках данной статьи, является опытно-экспериментальное исследование проблемы развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс развития детского музыкально-художественного творчества, предметом — театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста как средство развития детского музыкально-художественного творчества.
Теоретический анализ по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что средством развития музыкально-художественного творчества дошкольников может стать театрально-игровая деятельность, принимающая формы режиссерских игр и игр-драматизаций [4, с. 21]. Она способствует творческому самовыражению детей; обеспечивает высокий уровень включенности каждого ребенка в происходящее, безоценочность ситуации; позволяет создавать ситуацию импровизационного действия; обеспечивает целостность и глубину воздействия на музыкально-художественное творчество ребенка [1, с. 574].
На основе теоретического анализа современной психолого-педагогической литературы нами была сформулирована гипотеза о том, что процесс развития детского музыкально-художественного творчества будет более эффективным, если осуществлять его в процессе театрально-игровой деятельности.
Для проверки данного предположения нами опытно-экспериментальная работа, включавшая три этапа — констатирующий, формирующий и контрольный. В диагностике на констатирующем и контрольном этапах исследования приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста (по 25 в экспериментальной и контрольной группе), воспитанники МБДОУ «Детский сад № 82 «Подсолнушек» г. Набережные Челны. В работе на формирующем этапе приняли участие только дошкольники из экспериментальной группы (25 человек).
Для проведения диагностики использована методика О. П. Радыновой [3], в соответствии с которой развитие музыкально-художественного творчества детей дошкольного возраста оценивается по следующим критериям: восприятие, исполнительство, навыки певческой деятельности, умения и навыки музыкально-ритмической деятельности, игра на музыкальных инструментах. Для определения уровня сформированности у дошкольников перечисленных критериев было использовано наблюдение за детьми на музыкальных занятиях, при подготовке к утренникам, в ходе самостоятельной музыкальной деятельности детей. Дополнительно с каждым ребенком проведена диагностическая беседа по методике К. В. Тарасовой [2].
На констатирующем этапе обнаружилось, что исходный уровень развития музыкально-художественного творчества детей старшего дошкольного возраста является недостаточным по всем изученным критериям (таблица 1).
Таблица 1
Уровень развития музыкально-художественного творчества детей на констатирующем этапе,%
Критерий |
Уровень |
Экспер. группа |
Контр. группа |
Восприятие |
Высокий |
16 |
16 |
Средний |
72 |
76 |
|
Низкий |
12 |
8 |
|
Исполнительство |
Высокий |
8 |
16 |
Средний |
76 |
80 |
|
Низкий |
12 |
4 |
|
Навыки певческой деятельности |
Высокий |
12 |
16 |
Средний |
76 |
72 |
|
Низкий |
12 |
12 |
|
Умения и навыки музыкально-ритмической деятельности |
Высокий |
12 |
8 |
Средний |
80 |
84 |
|
Низкий |
8 |
8 |
|
Игра на музыкальных инструментах |
Высокий |
8 |
8 |
Средний |
80 |
84 |
|
Низкий |
12 |
8 |
На формирующем этапе проведена работа по развитию музыкально-художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста из экспериментальной группы в процессе занятий по театрально-игровой деятельности. Работа продолжалась в течение трех месяцев (13 недель), проводилось по два занятия в неделю. Основными направлениями работы с дошкольниками, реализованным в ходе проведенных занятий стали: театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, работа над театральными постановками. В процессе проведения работы обнаружилось, что музыкально-художественное творчество у детей успешно проявляется и развивается в процессе театрально-игровой деятельности. В ходе занятий совершенствовались умения и навыки дошкольников воплощать в игре определенные переживания, театральная игра побуждала детей к созданию новейших образов, к творческому мышлению
Повторное наблюдение за особенностями развития музыкально-художественного творчества детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы показало, что у дошкольников из экспериментальной группы оно развито теперь в более высокой степени, чем в тех детей, которые не участвовали в работе, проведенной на формирующем этапе (таблица 2).
Таблица 2
Уровень развития музыкально-художественного творчества детей на контрольном этапе,%
Критерий |
Уровень |
Экспер. группа |
Контр. группа |
Восприятие |
Высокий |
20 |
16 |
Средний |
76 |
76 |
|
Низкий |
4 |
8 |
|
Исполнительство |
Высокий |
12 |
16 |
Средний |
80 |
80 |
|
Низкий |
8 |
4 |
|
Навыки певческой деятельности |
Высокий |
20 |
16 |
Средний |
76 |
72 |
|
Низкий |
4 |
12 |
|
Умения и навыки музыкально-ритмической деятельности |
Высокий |
24 |
8 |
Средний |
68 |
84 |
|
Низкий |
8 |
8 |
|
Игра на музыкальных инструментах |
Высокий |
20 |
8 |
Средний |
72 |
84 |
|
Низкий |
8 |
8 |
Таким образом, проведенная работа может быть оценена как успешная. Она поспособствовала раскрытию творческого потенциала дошкольников, повысила уровень развития у детей из экспериментальной группы музыкально-художественного творчества. Результаты опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу о том, что процесс развития детского музыкально-художественного творчества становится более эффективным, если осуществлять его в процессе театрально-игровой деятельности.
Литература:
- Аджимуратова, Л. М. Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников / Л. М. Аджимуратова // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 573–575.
- Диагностика музыкально-творческих способностей детей. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/10/17/diagnostika-muzykalno-tvorcheskih-sposobnostey-detey-srednego (19.03.2020).
- Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2019. — 293 с.
- Смотрова, Н. С. Особенности организации театрально-игровой деятельности в группе детского сада / Н. С. Смотрова // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. — 2018. — № 4. — С. 21–22.