Анализ социальных вопросов в Кыргызстане показывает, что конфликты требуют альтернативных процедур разрешения. Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, для ведения переговоров по конфликту с целью достижения взаимовыгодного соглашения по спорному вопросу. В статье автор описывает процесс развития и предпосылки принятия закона о Медиации в КР, попытается определить проблемы в его реализации и рассмотреть пути их решения.
Ключевые слова: «Закон о медиации» Кыргызской Республики; судебная система; альтернативное разрешение споров.
- Предпосылки введения Закона опосредничестве
После широкомасштабных массовых протестов и смены власти во время гражданской революции 2005–2010 годов, последующее за ним ослабление государственных институтов привело к частому возникновению различных конфликтных ситуаций. В то время посредничество стало важным механизмом миротворчества в постреволюционном Кыргызстане. Местные НПО, правозащитники и журналисты начали использовать медиаторские механизмы для разрешения конфликтов.
Развитие медиации привело к реализации проекта НПО IRET, запущенного в 2007 г. Проект поддерживался местным отделением Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое показало эффективность в предотвращении межэтнических конфликтов. Суть проекта заключался в создании сети посредников для содействия разрешению общественных споров, и уделяет первоочередное внимание урегулированию споров между этническими группами [1].
После межэтнических конфликтов в Бишкеке и Маевке ОФ «Лига защитников прав ребенка» при поддержке Фонда Сороса и Датской межцерковной помощи в экстренном порядке обучила базовым навыкам медиации 500 человек, из которых позже сформировалась Сеть комитетов по предотвращению конфликтов в Чуйской области. Активисты в течение полугода проходили подготовку по медиации на базе Института общественной политики в г. Бишкек. В течение короткого времени Сеть доказала свою эффективность по раннему предупреждению конфликтов на местах, и в последующем эта модель была распространена уже на весь северный регион Кыргызстана. В рамках проекта «Усиление роли медиаторов в Кыргызстане» (при поддержке Центра ОБСЕ в Бишкеке) были обучены и подготовлены представители из Каракола, Таласа, Токмака, Искры [2].
20 октября 2010 г. был подписан протокол о создании Ассоциации «За развитие медиации». На тот день в состав Ассоциации вошли восемь организаций и семь физических лиц. Членами Ассоциации было проведено 25 ознакомительных тренингов, в которых приняли участие 540 человек из адвокатского, судейского и прокурорского сообществ, а также активисты районных администраций из Оша, Каракола, Балыкчы, сел Чуйской обл. [3]
Чтобы превратить процедуру посредничества из непонятного нового термина в эффективный правовой механизм урегулирования споров, необходимо было создать условия. Важно было внедрить процедуру медиации в национальную правовую систему. В 2012 году представители Е.Иманкожоевой, Т.Салимова, Ч.Турсунбекова пятого созыва Жогорку Кенеша инициировали проект Закона об урегулировании споров и конфликтов с участием медиаторов (медиация) в Кыргызской Республике. Однако проект был отклонен соответствующими парламентскими ведомствами.
В соответствии с Решением Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 17 ноября 2015 г. № 6–24777/15 была создана рабочая группа по доработке проекта закона о разрешении споров посредством медиации [4]. В 2017 г. депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Г. А. Скрипкиной, Ч. И. Джакуповой и А. С. Кодурановой инициировали закон «О медиации». 22 июня 2017 г. Жогорку Кенеш приняли Постановление «О принятии Закона Кыргызской Республики «О медиации» № 1740-VI.
- Проблемы ипути решения вразвитии сферы медиации
Медиация стало специфической областью общественной жизни как способа разрешения конфликтов. Эта область в настоящее время регулируется законом. Следовательно, медиация является и социальным, и юридическим институтом. Для любой страны реализация принципов восстановительного правосудия — это способ сэкономить деньги, предотвратить преступность и улучшить отношения между сторонами в конфликте, чтобы избежать новых недоразумений и ограничить политику обязательного наказания.
Тем не менее, проблемы возникают в ходе реализации Закона о медиации. Анализ собранных данных выявили проблемы, которые проявляются в виде противоречий между Законом о посредничестве и другими законами, недостаточно развитыми посредническими организациями, недостаточной подготовкой медиаторов, нехватка их количества и расплывчатая юридическая ответственность медиаторов за нарушения норм закона. Недостаточная пропаганда привела к недостаточной осведомленности общественности о процедуре медиации.
Отдельные положения закона о медиации по своей эффективности превосходят законодательства других стран. В частности, это право судьи, следователя и уполномоченного лица органа дознания направлять стороны на информационную встречу с медиатором, которая для них является обязательной. Закладывая данную норму в статью 20 закона о медиации, законодатель установил важность информационной встречи с медиатором не только как обязательный способ разъяснения прав граждан на внесудебное мирное разрешение конфликта, но и как действенный эффективный инструмент пропаганды и продвижения медиации в стране, что в условиях становления нового института крайне важно.
Однако здесь есть противоречия, в соответствии с ст. 62 УПК медиатор обязан по делам о проступках и уголовным делам принять на информационную встречу (по направлению судьи, следователя и уполномоченного должностного лица органа дознания) подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего, что противоречит принципу добровольности указанный в ст.4 ч.2 закона о медиации. Ст. 39 УПК, также вопреки принципу добровольности медиации, устанавливает право должностного лица органа дознания по делам о проступках привлекать медиатора.
Несмотря на положительную динамику, темпы развития медиации по-прежнему имеют много недостатков. Использование медиации в решении конфликтов в данное не является распространенным. По сравнению с бременем национальных судов, доля дел, переданных в медиацию все еще невелика, и потенциал агентства еще не полностью реализован.
Сегодня создание системы медиации является наиболее важной задачей при применении медиации на практике. Социальная система медиаторов понимается как основной компонент социальной структуры, она должна объединять и координировать множество людей и упрощать социальные отношения. Следующие факторы имеют большое значение для создания системы: социальные потребности, особая культурная среда, связанная с медиаторством, и наличие необходимых ресурсов. Для того чтобы сформировать повсеместное практическое применение медиации, вместо судебного рассмотрения споров, многие довольно сложные задачи не были решены, включая создание команды профессиональных медиаторов в стране. Система медиации, состоящая из медиаторов, сетей медиаторов, некоммерческих отраслевых ассоциаций и общественных организаций, только начинает формироваться. Формирование такой системы, которая будет оказывать помощь государственным, национальным учреждениям и коммерческим ведомствам, может занять несколько лет.
Поскольку закон о медиации легализирует медиацию как юридический институт разрешения споров, отсутствие требования юридического образования у медиатора вводит сомнения в эффективности процедуры. Ввиду особенностей целей медиации, медиаторы должны часто взаимодействовать с судьями и адвокатами, а также иметь дело с законами и нормативными актами. Если посредник, не получивший юридического образования, не сможет предоставить квалифицированную помощь, пострадает зарождающая система. Более того, отсутствие базовых знаний не позволит задать необходимые вопросы, почувствовать не реалистичность заключенного соглашения, определить опасность манипуляций и в конечном итоге потерять доверие всех сторон, особенно в уголовных, семейных, трудовых и многих коммерческих спорах.
Поскольку Закон о медиации вводит медиацию как юридический институт для разрешения правовых споров, потенциал профессиональных юридических кадров следует использовать при формировании профессиональной команды медиаторов. Профессиональные юристы, нотариусы или вышедшие на пенсию сотрудники правоохранительных органов, прошедшие обучение по вопросам медиации, смогут более эффективно обеспечивать качество помощи, предоставляемой в процессе медиации, и с точки зрения действующего законодательства помогать сторонам в правовых спорах заключать правильные и подлежащие исполнению соглашения о медиации.
Для широкого развития медиации и обеспечения равного доступа граждан к медиации необходима государственная поддержка для обучения медиаторов в регионе. Как показывает практика, до сих пор из-за экономических причин и психологического отношения жителей в отдаленных районах они неохотно обращаются в суд.
Лучший способ рекламы медиации — это, конечно, профессионализм и эффективность. Тем не менее, другие направления пропаганды не должны быть отклонены. В области развития системы медиации могут быть определены следующие направления взаимодействия: с национальными государственными органами, судебными учреждениями и социальными структурами.
Заключение
В целом, медиация представляется перспективным направлением развития как ветви судебной системы. В целях содействия беспрепятственному развитию медиации необходимо принять некоторые основные меры по совершенствованию модели процесса, а также некоторые дополнительные меры, направленные на создание условий, способствующих долгосрочному посредничеству в области культурного развития и медиации. Медиаторскому сообществу совместно с государством необходимо решить следующие задачи:
– совместно разработать концепцию развития Института медиации Кыргызской Республики;
– укрепить деятельность организаций в области разрешения конфликтов, способствовать широкой гласности их деятельности;
– развивать стандарты обучения медиаторов;
– разработать профессиональные стандарты для медиаторской деятельности;
– внедрение электронного реестра медиативных соглашений (с сохранением тайны личности), на базе Министерства юстиции, чтобы повысит доверие к медиации потенциальных заявителей.
Литература:
1. «Анализ опыта медиативной практики стран ближнего зарубежья (Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Грузии, Украины, Армении и др.)» Бюллетень Федерального Института Медиации, стр. 174 2013 год
2. Назгуль Турдубекова «Сетевые практики медиации в Кыргызстане» Полис Азия 52стр.
3. «Медиация: исследование и становление» Валентина Галич, Сайт: http://mediation.kg/ru/mediation/read/43, Дата: 15 апреля 2020 г.
4. Справка-обоснование проекта Закона Кыргызской Республики «О медиации»
5. «Медиация в Кыргызстане: год спустя» Болот Казаков, медиатор Сайт: http://slovo.kg/?p=105097 Дата: 25 апреля 2020 г.