Карикатура на уроках истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 2118 раз

Библиографическое описание:

Обоимова, Р. В. Карикатура на уроках истории / Р. В. Обоимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 594-596. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70133/ (дата обращения: 15.11.2024).



Учеными доказано, что человек запоминает более 80 процентов информации визуально. В современном обществе большой поток информации представляется в наглядном виде. Это реклама, которая проникла не только в телевидение, но и в социальные сети. На улице навязчиво представлены рекламные билборды, штендеры, растяжки, видеопиллары, тумбы. На глухих стенах дома стали возникать медиафасады. Они настолько зрелищны и заметны, что не обратить на них внимание, просто невозможно. Людям проще запомнить яркие картины. Организация работы с визуальными ресурсами в преподавании истории является важной составляющей современного образования.

Одним из способов привлечь внимания ребенка является применение наглядности на уроках. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Но чтобы ученик запомнил информацию, педагог должен учитывать возрастные особенности ребенка. Средства наглядности возможно применять на различных этапах урока. Видимость обогащает образное мышление обучающихся, заставляет их мыслить творчески, обеспечивает силу знаний, способствует развитию речи, памяти, влияет на эмоциональное состояние.

Одним из средства наглядности является карикатура. Для нее характерна остро выраженная идея. Она доступна и художественно выразительна, поэтому легко воспринимается обучаемыми. Понятие карикатура (с итальянского caricatura) — «нагружать», «преувеличивать». Если более подробно рассматривать термин карикатура, то можно выделить два основных значения данного слова. Во-первых, карикатуру можно рассматривать как сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями. Во-вторых, карикатура является жанром изобразительного искусства, который в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. Не стоит забывать, что карикатура относится к разделу несамостоятельной графики ей нужно словесное сопровождение.

При восприятии изображений на карикатурах у учеников складываются определенные обобщающие ассоциации. За внешним сюжетом рисунка кроется глубокий общественно-политический смысл. Вопросом применения карикатуры на уроках истории занимались М. В. Короткова, ею дана классификация и возможности применения карикатуры [1, с. 111]

А. А. Вагин выделил два типа карикатур: карикатуры-иллюстрации, которые дополняют рассказ учителя и не требуют особой расшифровки, привлекаются в качестве примера, и карикатуры-характеристики, которые подчеркивают типичные черты исторических явлений, вскрывают его политическую природу, его суть. Последний тип карикатур обычно сопровождается разбором ее и беседой с учениками. [2, с. 210]Использование карикатур на уроке истории дает простор для развития методического творчества учителя. Основные черты карикатуры — острота, максимальная выразительность при лаконичности изобразительных средств, занимательность — выгодно отличают ее от иных наглядных средств.

Ряд приемов использования карикатур способствует развитию творчества учеников: создание проблемной ситуации с помощью карикатуры, самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание собственных карикатур учащимися. Главное в этой работе то, что школьники должны ухватить в карикатуре образное выражение основного содержания события или явления определенной эпохи.

В процессе работы с карикатурой ученики переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей. Применение публицистической графики в виде карикатур способствует формированию у учеников умения адекватно воспринимать и мгновенно оценивать данное средство, повышает их общую образовательную культуру, расширяет кругозор учащихся. Школьники в процессе работы с карикатурой приобретают способность правильно реагировать на наглядные объекты, воспринимать и осмысливать их. В современном преподавании значительно расширился диапазон сатирических рисунков. В учебниках истории появились карикатуры на моду, быт людей, явления культуры.

В годы «застоя» наиболее актуальными представлялись карикатуры на социальные темы, а сейчас они уступили свой приоритет карикатурам, посвященным внешней политике. Последние популярны в современных школьных учебниках. Все карикатуры на эту тему можно поделить на три группы: отражающие планы сторон, противодействие и борьбу сторон, итоги решения международных вопросов и войн. При этом карикатуры- иллюстрации просто используются в рассказе и комментариях учителя. Карикатуры-характеристики учитель использует для разбора и анализа; внимание учащихся обращается на аллегории, художественные средства выражения международной проблемы.

Сами карикатуры-характеристики могут быть более сложными, чем иллюстративные. Карикатуры-характеристики на социальные темы имеют разный смысл, и соответственно этому различные методические приемы при использовании. Один из типов карикатур — на чередование у власти различных партий. Эти карикатуры иллюстративные и легко принимаются учащимися. Другой тип карикатур демонстрирует влияние и мощь экономических структур. Третий тип карикатур социального плана — это карикатуры с оценкой какого-либо явления или состояния общества. Карикатура-характеристика раскрывает суть явлений или отношений, как бы выступает в роли его самостоятельной оценки учащимися. К карикатурам-характеристикам возможна постановка заданий на определение политических и религиозных взглядов автора. Другим типом задания, также предложенным методистом, является задание на описание ситуации, вызвавшей создание рисунка. [3, с. 37]

Для работы с карикатурой возможно использовать следующий алгоритм.

  1. Посмотрите на время создания карикатуры. Какому событию и какому времени она посвящена?
  2. Узнаёте ли вы персонажей? Почему? Если это реальные фигуры — назовите их и ту роль, какую они играли в то время и в тех событиях, которые сопровождали появление карикатуры.
  3. Определите, какие символы использовал художник? Почему он к ним обратился?
  4. Какое отношение к персонажам — положительное или отрицательное — выражает карикатура?
  5. Как интерпретирует карикатура персонажей? Согласны ли вы с ней?
  6. Каковы идеи и политическая позиция автора? Как бы вы их определили?

Е. Ю. Барлова предлагает следующую технологию работы с карикатурой. Согласно этой технологии, школьники должны определить:

a) героев, чьё изображение «зашифровано»;

b) зашифрованные черты характера, действие этих героев или положение в котором они находятся (например, что имеется в виду, если на лице политика карикатурист изображает усики Гитлера или венчает голову человека треуголкой Бонапарта);

c) уметь узнавать в символах и графических метафорах пословицы, поговорки, идиомы и популярные выражения;

d) находить «вербальных партнёров» для графических символов, «переводить» тем самым с «визуального языка» на «вербальный» и составлять словесный аналог графического послания карикатуры [4, с. 37].

Но единого мнения, какой должен быть алгоритм при анализе карикатуры, нет. Он индивидуально выстраивается. Прежде чем давать задания работы с карикатурой, педагог совместно с классом должен проанализировать изображение, сделать совместно выводы. Выработать алгоритм работы с карикатурой понятный учащимся. Пристальное внимание нужно уделить подборке карикатуры для занятий. Если учитель желает приобщить учащихся к поиску карикатур по определенной тематике, то нужно указать, в каких источниках можно найти содержательную карикатуру. Ведь в настоящее время в Интернет-сети в большом объеме присутствуют карикатуры низкого интеллектуального качества. Интересные исторические карикатуры ученики могут найти в журнале «Крокодил» (советский и российский литературно-художественный иллюстрированный сатирический журнал, который существовал с 1922 года по 2008 год). Журнал «Сатирикон», издаваемый с 1908 года по 1914 год, содержал политическую сатиру. Возможно использование следующих журналов издаваемых в различное время: «Новый сатирикон», «Окна сатиры РОСТА», «Безбожник», «Красный перец», «Бегемот», «Смехач», «Заноза», «Прожектор», «Клуб 12 стульев», «Перец», «Бич», «Чудак» «Чаян».

Карикатура приобщает ученика к работе с документальным источником, вводит его в творческую лабораторию историка. Способность «читать» нетекстовую информацию занимает много времени, поскольку все больше и больше визуальной информации предоставляется в нетекстовой форме. Политическая карикатура позволяет проверить свои навыки: «прочитать» картину, связать ее с определенным может с историческим периодом раскрыть взгляды автора на события и явления.

Таким образом, при выборе карикатуры для урока необходимо учитывать возрастные характеристики учеников. Источник должен быть доступен как можно ближе к цели, проблемному вопросу, теме урока. Стоит отметить, что применение карикатуры также имеет отрицательную сторону. На ней может быть изображена часть проблемы. Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать что, работа с карикатурой на уроке истории актуальна, поскольку у обучаемых, в соответствии с ФГОС на подобном уроке, формируются все четыре вида Универсальных Учебных Действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. В условиях повсеместной визуализации информации, роль иллюстративных элементов постоянно возрастает и среди них, карикатура, бесспорно, занимает важное место.

Литература:

  1. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 176 с.:
  2. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. — М.: Просвещение, 1968..- 426 с.
  3. Марков А. С. Использование политических карикатур на уроках новой истории. М., 1964. С. 37 -39.
  4. Барлова Ю. В. Использование политической карикатуры как источника на занятиях со студентами исторического факультета” Ярославль, 2005 г.
Основные термины (генерируются автоматически): карикатура, тип карикатур, урок истории, процесс работы, средство наглядности, ученик, явление.


Задать вопрос