Предлагается вариант преподавания МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на основе модульного обучения. В программу междисциплинарного курса вводится специальный тематический блок — «Аннотация музыкальных произведений» (анализ), который позволит студентам развить музыкальную профессиональную компетенцию.
Ключевые слова: модульное обучение, модуль, музыкальная подготовка, музыкальное воспитание, студенты, дошкольное воспитание, МДК 02.05.
На сегодняшний день в теории и практике подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций происходит интенсивный поиск путей обновления содержания, форм и методов образовательного процесса. Создается благоприятная среда для исследования и использования новых форм, технологий обучения и воспитания, способствующих совершенствованию музыкальной подготовки студентов колледжей — будущих воспитателей.
К специфическим особенностям совершенствования музыкальной подготовки будущих воспитателей дошкольной образовательной организации в колледже можно отнести:
1) изучение и понимание студентами восприятия классических музыкальных произведений;
2) изучение студентами основ музыкальной грамоты;
3) включение каждого студента в творческо-практическую деятельность.
Все эти особенности возможно представить в образовательной программе, разработанной на основе модульной технологии.
В ряде современных технологий образования следует выделить модульное обучение. Исследователь из Литвы П. А. Юцявичене выявила теоретические основы модульного обучения. По мнению П. А. Юцявичене, в основе модульного обучения должен быть заложен модуль, который представлен в виде самостоятельного законченного информационного элемента. Построение модуля происходит на основе целевой программы и разработанного методического руководства, за счет которого происходит достижение поставленных дидактических целей [6]. Исследователь представляет модуль как функциональный блок, законченный комплекс информации, рационально завершенную часть учебного материала.
Модульное обучение в системе образования явилось объектом изучения многих ученых России (А. Н. Алексюк, О. С. Анисимов, Р. С. Бекирова, К. Я. Вазина, В. М. Гареев, С. И. Куликов, Л. Б. Лаврентьева, О. А. Орчаков, Л. Н. Пономарева, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.). В их работах анализируются различные варианты системы модульного обучения [3].
Модульное обучение используется более пятидесяти лет, исследователи внедряют различные понятия модуля и технологии его формирования по содержанию, методам и формам обучения. Все это доказывает стремление исследователей к осуществлению разных задач.
Так у Н. Б. Лаврентьева, Л. Н. Пономаревой, Ю. Ф. Тимофеева, Т. И. Царегородцева, П. А. Юцявичене достижение высокого уровня профессиональной подготовки обучающихся является главной доминантой. Модуль является структурной единицей учебного плана в рамках одного междисциплинарного курса [4]. Т. И. Царегородцева считает модуль единицей содержания, выделенной и дидактически обработанной для освоения необходимого уровня знаний, умений и навыков, определяемого целевой программой действий и оснащенной контролем в начале и конце изучения [5].
Модульная технология считается альтернативной традиционному обучению. Технология модульного обучения не заменима целенаправленностью обучения. Тут главную роль играет представление разнообразных целей и их понимание для осуществления результатов. В традиционном обучении цели определяются через содержание предмета, через работу педагога. Данная расстановка целей не предсказывает возможный результат. Модульная технология предполагает динамичное руководство процессом обучения. Важным для процесса становится постановка правильной цели обучения. Цель оказывается основной для определения степени осуществление итогов обучения. Для осуществления целей по приобретению знаний используются разнообразные методы. Отметим, что обучение по модулям зависит от личного темпа освоения обучающимся учебного материала. Студенту, можно регулярно повторять модуль до абсолютного его изучения. Превосходство технологии модульного обучения состоит в том, что за время освоения всех модулей осуществляется постоянный контроль, приводящий к коррекции уровня получения знаний.
П. А. Юцявичене определяет, что в модульном обучении главенствующим является организация у обучающихся навыков самообразования Преподаватель курирует, консультирует и регулирует работу обучающихся, студентам в этой технологии предоставляется объемная самостоятельная работа. Исследователь выявляет различные способы действий обучающихся в системе модульного обучения [6].
Модульное обучение устанавливает интенсивность и активность самостоятельной работы обучающихся колледжа, осуществляет постоянный контроль учебного процесса. Из-за этого применение технологии модульного обучения предполагает повышения проведения контрольных работ в ходе семестра [1].
Мы считаем, что технология модульного обучения в преподавании МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» в системе СПО, будет интересна, как с точки зрения решения проблемы содержательности, структурированности и способа обучения, направленного на развитие профессиональной компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций, так и формирования их личностных качеств, в том числе совершенствования музыкальной подготовки.
Нами изучается и предлагается совершенствование музыкальной подготовки будущего воспитателя дошкольной образовательной организации, возможность мобильности его знаний, умений и навыков, используемых в творческой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
На базе ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж» специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» нами разработана и реализуется модульная программа МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом». Нами решено использовать модуль смешанного типа, где аккумулируются системные музыкальные знания и разработанные музыкально-творческие задания разного типа.
В модуле содержание формируется, как система учебных занятий (на занятии представлена одна тема). Все учебные занятия являются взаимозаменяемыми и не исключают вариативность содержания. Внутри каждого модуля используется контроль уровня знаний приобретаемых студентами. Нами он обозначен как «вход-игра» или входной контроль (термин Л. Н. Пономаревой) [4]. Входной контроль служит для выявления опорных знаний, умений, навыков, нужных для освоения модуля. В составе модуля содержится теоретический материал, практические и самостоятельные задания, которые и проверяют уровень музыкальных знаний. В конце пройденного материала модуля следует применение выходного контроля или блок «выхода» (модуль — игра). Контроль способствует выявлению полученных умений, знаний, общих и профессиональных компетенций. Модули объединяются в учебный курс, их количественный состав зависит от цели обучения, объема и логики построения изучаемого материала.
Модули МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» связанны друг с другом музыкальным материалом. Нами введён в программу междисциплинарного курса тематический блок под названием «Аннотация музыкальных произведений». Данный блок позволяет обучающимся изучить музыкальный репертуар разных эпох, стилей и направлений. Мы обращаем внимание обучающихся на анализ музыкальных произведений, включенных во все модули курса. Все темы курса оформляются так, чтобы студенты постоянно обогащали опыт восприятия классических музыкальных произведений, повышая свою компетентность, выполняя музыкально-творческие задания, совершенствуя свою музыкальную подготовку. Образовательный материал курса МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» состоит из 4 модулей и сформирован так, что все модули направлены на решение дидактических целей, определенных в самом начале модуля, совместно с выполнением заданий совершенствующих музыкальную подготовку студентов (развитие музыкальной эрудиции, интонационного опыта, музыкальной грамотности).
В нашем образовательном курсе мы опирались на основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вереаксы, данная программа является инновационным образовательным программным документом для дошкольных образовательных организаций, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования [2].
Программа разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ. В программе используются методические разработки по музыкальному развитию дошкольников М. Б. Зацепиной, ориентированные на формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, эстетического отношения к окружающему миру, углубление элементарных сведений о музыкальных видах искусств, развития восприятия и сопереживания к художественным образам, обеспечение реализации самостоятельной творческой деятельности [2].
Динамичность построения модульного обучения достигается за счёт понимания студентами взаимосвязи и взаимовлияния сформированных элементов индивидуального совершенствования музыкальной подготовки. В данном направлении путь по овладению содержанием МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» устанавливается с помощью разных видов деятельности с увеличением проблемности. Данный принцип в модульном обучении модифицирует функции преподавателя: от информационно-контролирующих к консультативно-координирующим. Можно сказать, что будущий воспитатель приобретает свою цель в образовательной деятельности. Он стремится к освоению нового материала, и старается его творчески переосмыслить, достигая поставленной цели в решении учебных заданий.
Разрабатывая программу обучения, мы определили комплексные и частные дидактические цели. Комплексная цель сформировывает совершенствование музыкальной подготовки будущего воспитателя дошкольной образовательной организации с учетом взаимодействия профессиональных знаний, умений и навыков. Частные дидактические цели, сформированные перед началом каждого модуля, несут в себе углубление и развитие представлений студентов о связях между тематикой изучаемого курса.
Все содержание междисциплинарного курса сформулировано на основе комплексной цели. Цель направлена на определение итогового результата образовательного процесса. Преподаватель иногда не является информационным источником, делегируя данную часть, заданных функций модулю. В каждый модуль заложены темы для самостоятельного обучения студентов.
Нами были определены следующие задачи МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» для решения поставленных целей:
– развитие у студентов эмоционального отношения к музыке;
– развитие у студентов музыкально-творческих способностей;
– освоение элементарных музыкальных понятий;
– изучение биографии композиторов и их произведений;
– знакомство с музыкальными инструментами;
– приобретение опыта восприятия музыкальных произведений;
– развитие навыка анализа музыкальных произведений (характеристика музыкального образа, проведение систематизированного анализа произведения);
– формирование теоретических и практических понятий музыкальной грамоты;
– формирование знаний и умений, а также их практического применения в разделе музыкально-ритмических движений;
– формирование навыка вокально-хорового пения;
– формирование высокохудожественного вкуса и устойчивого интереса, составление базы любимых произведений и постоянное желание слушать музыку;
– умение использовать пройденный музыкальный материал в режимных моментах дня в дошкольной образовательной организации.
Проблемные ситуации на занятии позволяют формировать у студентов музыкальное мышление, эмоциональную отзывчивость на музыку, воображение и становятся главным мотивирующим средством в образовательном процессе. Все это помогает сформировать творческое отношение обучающихся к освоению учебного материала. В модульной технологии содержатся задания, помогающие разбираться в предоставленном музыкальном материале. Это имеет важный смысл в работе с дошкольниками. Отметим также задания, воспитывающие у студентов навык адекватного и творческого восприятия музыкальных произведений, эмоционально-оценочного отношения к ним.
В начале обучения даются проблемные задания, которые направлены на развитие мышления, воображения и других компонентов которые способствуют совершенствованию музыкальной подготовки будущих воспитателей:
– выявление изменения настроений в музыкальном произведении;
– выявление элементарных средств музыкальной выразительности, раскрывающих музыкальный образ;
– освоение игры на музыкально-шумовых инструментах;
– хоровое исполнение детских песен;
– разучивание музыкально-римических движений;
– составление различных конспектов;
– изучение основ музыкальной грамоты.
С целью популяризации у студентов увлечения музыкой, формирования музыкального вкуса, воображения, ценностного отношения к высокохудожественным музыкальным произведениям, вовлечение студентов в творческую деятельность были разработаны задания:
– на воспроизведение настроений музыки;
– на сочинение игровой ситуации для детей, с применением выразительных средств музыки;
– на осуществление анализа музыкальных произведений;
– на разучивание различных не сложных хоровых произведений;
– на разучивание метроритмических упражнений;
– на разучивание музыкально-ритмических движений;
– на изучение основ музыкальной грамоты.
С изучением материала и освоением музыкального репертуара задания становятся более сложными. Основываясь на анализе музыкальных произведений, студентам даются следующие задания:
– составление конспекта беседы с детьми о музыке;
– возможная передача характера музыкального произведения с помощью музыкально-ритмических движений;
– возможная передача характера музыкального произведения, при помощи использования музыкально-шумовых инструментов.
Мы предполагаем, что данные задания помогут студентам освоить новые знания и умения во время овладения различными видами деятельности, способствующими к совершенствованию музыкальной подготовки будущих воспитателей.
Особенности построения структурированного и содержательного материала, при реализации технологии модульного обучения в рамках программы МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом», совершенствует у студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» музыкальные знания, умения, опыт восприятия и осмысления классической и народной музыки, умение профессионально разбираться в музыкальном материале и использовании его на занятиях и режимных моментах с детьми во время проведения учебной и производственной практики в дошкольных образовательных организациях.
Литература:
- Алексюк А. Н. Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста / А. Н. Алексюк, С. Л. Кашин. — Москва, 1992. — 56 с.
- Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М.А Васильева. — Москва: Мозайка-синтез, 2016. — 368 с.
- Петрова Е. В. Формирование музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогическом ВУЗе: автореф. дисс.... канд. пед. наук / Е. В. Петрова. — Москва, 2003. — 20 с.
- Пономарева Л. Н. Технология модульного обучения как средство гуманизации профессиональной подготовки специалистов: дисс.... канд. пед. наук / Л. Н. Пономарева. — Ставрополь, 2000. — 204 с.
- Царегородцева Т. И. Теория и практика технологии модульного обучения на материале немецкого языка в неязыковом вузе: автореф. дисс.... канд. пед. наук / Т. И. Царегородцева. — Москва, 1994. — 17 с.
- Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. — Каунас, 1989. — 271 с.