В статье описаны основные физиологические процессы.
Ключевые слова: нервная система, рабочая смена, физическая работа, режим труда, фаза утомления, изменение, отдых, труд.
Физиология труда — это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности.
Главной задачей является выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда.
Основными направлениями НОТ являются: [1]
− улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
− рационализация приемов и методов труда;
− совершенствование нормирования труда;
− подготовка и повышение квалификации рабочих кадров;
− улучшение условий труда;
− осуществление режимов труда и отдыха;
− укрепление дисциплины труда и повышение активности работающих.
Задачи, решающиеся при внедрении НОТ, делятся на 3 основные группы:
− экономическая (повышение производительности труда),
− психофизиологическая (сохранение здоровья),
− социальная (развитие личности трудящегося).
Работоспособность — состояние человека, определяет возможность физиологических и психических функций организма, которые характеризуют его способность выполнить нужное количество работы за требуемый интервал времени.
Работоспособность человека также зависит от уровня его физической подготовки, степени закрепленности рабочих навыков и опыта, его физического, физиологического и психологического состояний, здоровья и других факторов.
Существует две фазы работоспособности. Первая фаза — это врабатываемость или нарастающий период работоспособности. Фаза отражает свойство некоторых функциональных систем и организма в целом повышению уровня функционирования в начале работы.
Вторая фаза — это высокая устойчивость работоспособности. Определяемая стабильной устойчивостью деятельностью при оптимальном энергетическом обеспечении. В этот период меняется фаза снижения работоспособности, которая показывает развитие утомления в регулирующих звеньях центральной нервной системе, увеличении времени протекания рефлексов, ухудшении энергетики организма и т. д. Несколько ослабевают концентрирование и скорость переключения внимания, а состояние высших психических функций практически мало меняется.
Утомление — это состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций человека, обоснованных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы. Утомление появиться как при умственной, так и при физической работе
Три фактора состояния нервной системы:
− расходование энергетических ресурсов,
− восстановление их после окончания рабочего дня,
− процессы торможения.
Есть две фазы утомления. Первая фаза перенапряжение –это отрицательное состояние между нормой и патологией, приводит к длительным изменениям в организме человека, то есть использует свои последние ресурсы и наступает вторая фаза переутомление.
Переутомление — это самое опасное состояние, возникающее в последствие долгого отсутствия отдыха организма человека. Основная причина для переутомления служит несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха, а также развитие переутомления способствует неудовлетворительная обстановка труда, отсутствие отдыха, плохое питание, психические нагрузки на организм. [3]
Режим труда и отдыха является одним из важнейших факторов, определяющих динамику работоспособности человека. При «конструировании» соответствующего режима труда и отдыха следует учитывать общую продолжительность рабочей смены, интенсивность нагрузки в каждую половину рабочей смены, внутрисменные регламентированные и нерегламентированные перерывы на отдых.
Режимы труда и отдыха — это регламентированная продолжительность и чередование периодов работы, обеспечивающие поддержание высокой работоспособности и здоровья студентов.
Задача установления рационального режима труда и отдыха состоит в том, чтобы обеспечить быструю врабатываемость студентов, максимально увеличить период устойчивой высокой работоспособности, сократить фазу утомления.
Для сохранения устойчивой работоспособности вводятся микропаузы. Задачей, которого является предупреждения утомления и должны вводиться перерывы на отдых и личные надобности и перерывы.
Гиподинамия — совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме, вызванных длительным ограничением мышечной активности с нарушением мышечно-силовых характеристик. Происходит снижение мышечных усилий на поддержание осанки и позы, следовательно, снижение усилий на перемещение тела и физическую работу.
Последствия: изменение мышечно-сухожильного аппарата, туго подвижность суставов, нарушение двигательных стереотипов, нарушение координации движений. Без работы над собой мышцы начинают слабеть и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, приводящая к расстройству деятельности нервной системы, и также нарушается обмен веществ в организме.
С течением времени из-за гиподинамии нарастают изменения со стороны опорно-двигательного аппарата: прогрессирующе уменьшается костная масса, страдает функция периферических суставов и позвоночника. Длительная гиподинамия приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, расстройствам дыхания и пищеварения. [2]
Двигательная активность является одним из обязательных факторов здорового образа жизни студентов, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Двигательная активность представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Минимальные границы должны характеризовать тот объем движений, который необходим человеку, чтобы сохранить нормальный уровень функционирования организма. Этому уровню должен отвечать двигательный режим оздоровительно-профилактического характера. Оптимальные границы должны определить тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер. [4]
Литература:
- Владимир Иванович Жолдак — Физическая культура в системе научной организации труда Л. П. Матвеев-Теория и методика физической культуры
- В. Ф. Кириллова, Н. Ф. Измерова- Гигиена труда
- Е. В. Коневой- Физическая культура
- Кобяков Ю. П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю. П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. — т2003. — № 11. — С. 20–23.